Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Математика » Математика 1,2,3,4 класс


Влияние компьютерных игровых заданий на формирование регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте

СКАЧАТЬ (263.4 Kb) 30.10.2019, 11:27
Бахметьева Екатерина Андреевна
учитель начальных классов, ГБПОУ СО"Нижнетагильский педагогический колледж №1", г.Нижний Тагил
Влияние компьютерных игровых заданий на формирование регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте на уроках математики
Автор: Бахметьева Екатерина Андреевна.
ГБПОУ СО «НТПК1», г. Нижний Тагил,
учитель начальных классов

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме поиска наиболее результативных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики во 2 классе. Автор рассматривает понятие УУД, регулятивные УУД, также уделяет большое внимание анализу понятия компьютерного игрового задания, которое выводит на основе изучения теоретических положений. Исходя из влияния компьютерных игровых заданий на формирование регулятивных УУД учащихся, а также недостаточным количеством таких заданий, в статье представлено описание авторского сборника таких заданий.
Ключевые слова:УУД,регулятивные УУД,игра, задание, игровое задание, компьютерное игровое задание.
Основной целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)[6, c.8]наиважнейшимирегулятивных УУД выступают действия контроля и оценки. Именно эти действия, обусловливая друг друга, создают условия для выполнения действий целеполагания, планирования, коррекции.
Для развития концепции УУД легли многолетние труды системно-деятельностного подхода научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, а на основании их культурно-исторической психологии А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская выявили четыре блока универсальных учебных действий: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные [1].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт [1, c. 22].
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности и вносят определенный вклад в оптимизацию собственной учебной деятельности учащегося. К ним относятся:
 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
 планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
 прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
 коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
 оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
 волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [1, c. 45].
Данные действия позволяют учащемуся не только рационально подходить к выполнению учебных заданий, полученных от учителя, но и организовывать собственное самообразование как в годы учебы в школе, так и после ее окончания. Роль регулятивных действий возрастает при переходе учащегося из класса в класс. Это связано с тем, что, с одной стороны, от класса к классу растет объем содержания образования, которое он должен усвоить. С другой стороны, при взрослении меняется отношение учащегося к учебе и, в частности, к разным учебным дисциплинам, к их месту в его планах на будущее.
Для того чтобы добиться больших результатов для достижения регулятивных универсальных учебные действий используют игровые задания. Для этого рассмотрим понятия: «игра», «задание», «компьютер».
Такие ученые как Д.Б. Эльконин, К.Л. Бюлер, З.Я. Фрейд, Й. Хейзинг, Г.К. Селевко дают много трактовок понятию «игра». Из этих определений даем общее: игра является предметом изучения различных наук - истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и многих других. Игра, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
«С.Л. Рубинштейн раскрыл понятие «задание», обосновав его специфику (мотив, цель, условия, субъект (лицо, выполняющее задание) и объект (выполняемая задача, решаемая проблема).По его утверждению, с помощью задания осуществляется управление деятельностью учащихся, т.е. «задание» С.Л.Рубинштейн трактует как «средство» [5, с.187]. А.Н. Леонтьев, комментируя понятие «задание», связал его с категориями «потребность», «мотив», «деятельность». Он параллельно анализировал понятия «задания» и «цель». «Цель» А.Н.Леонтьев разъяснил, как данное в известных условиях задание[2, с.232]. Я.А. Пономарев проанализировал понятие «задание»в системе «субъект»-«объект», которая проявляется в определенной проблемной ситуации, он разработал термина:ситуация формирования знаний, ситуация мотивации к получению знаний, ситуация освещения (презентации) знаний; понятие (задача). Я.А. Понамарев перенес в контекст «проблемная ситуация» [3, с.70]. Л.М. Фридман рассмотрел дидактические особенности учебных заданий, способы преодоления трудностей в процессе выполнения умственных и тактических задач; О.Р. Розиков изучил систему «учебный материал и задание » и охарактеризовал понятие «задание» как средство удовлетворения потребностей, возникающих в учебном процессе, имея ввиду потребности обучения (деятельность учителя) и потребности учения (деятельность ученика.) Такой подход дает возможность рассматривать учебное задание как видоизмененную форму учебного материала»[4, с.20].
На основе выше изложенного сделаем вывод, что «задание» - очень широкая содержательность понятий и, по крайней мере, включает в себя пять значений:
 средство (С.Л. Рубинштейн);
 цель (А.Н. Леонтьев);
 проблемная ситуация (Я.А. Пономарев);
 средство обучения (Н.Ф. Талызина);
 форма учебного материала (О.Р. Розиков).
Ни одно из этих значений не противоречит понятию «задание», т.е. каждый из упомянутых авторов выделил ведущий (с его точки зрения) признак задания.
Существует несколько понятий «компьютер», но мы выделили одно из них: компьютер – это электронно-вычислительная машина, способная выполнять заданную последовательность операций, называемую программой. Само слово «компьютер» произошло от английских tocompute («вычислять») и computer («вычислитель»).
Таким образом, проанализировав определения «игра», «задание», «компьютер», мы можем обобщить данные определения и выделить собственное. Компьютерное игровое задание – это заданная с помощью компьютера система условий, в которой задается близкая и понятная воображаемая (представляемая) цель, направленная на воспроизведение, отображение жизненного опыта ребенка, который ему эмоционально дорог и имеет для него особый личностный смысл.
На уроках математики возможно использование готовых программных продуктов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски.
Например, повышают эффективность урока или дополнительного занятия тренажеры «Знайка», «Фраза», где обучающиеся выполняют практические задания разных видов. Во 2-4 классах может быть полезным сборник дидактических материалов «К знаниям ступенька», содержащий пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули.
Большие возможности предоставляет программный методический комплект «Академия младшего школьника», в который включены более 3000 заданий не только по математике, но и по русскому языку, окружающему миру, задания для тренировки памяти, мышления, внимания. Достоинством этого комплекта является также то, что учитель сам может конструировать компьютерное сопровождение урока, выбирая необходимые задания и их уровень сложности, организовать парную работу обучающихся за компьютером.
Таким образом, в основном обучение в начальной школе проходит поУМК «Школа России», в котором мало разработано компьютерных игровых заданий по математике, следовательно, нами разработан сборник.
На основании анализа методической литературы сделан вывод о недостаточном количестве разработанных игровых заданий подобного рода.
Следовательно, нами был разработан сборник компьютерных игровых заданий направленный на формирование регулятивных УУД на уроках математики во 2 классе.
В сборнике представлено 4 раздела по УМК «Школа России» часть 1, 2. Целью всех представленных компьютерных игровых заданий является создание условий для повторения и закрепления знаний по данным разделам, развития формирования регулятивных УУД у школьников.
Данные задания можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Можно использовать различные формы работы при решении заданий из сборника: индивидуальная, групповая, фронтальная.
В качестве примера рассмотрим компьютерное игровое задание «Длинный путь Лисёнка».

Рис. 1. Вид слайда с правилами компьютерного игрового задания «Длинный путь Лисёнка»

В данном задании нужно помочь Лисёнку собрать звёзды в корзину, решив числовые выражение, связанные с таблицей умножения.

Рис. 2. Пример компьютерного игрового задания «Длинный путь Лисёнка»
При нажатии на верный вариант, звезда с ответом меняет траекторию (перемещается в корзину) и происходит звук аплодисментов. Если же выбран неверный ответ, то звезда с ответом исчезает и происходит звук «Попробуй еще!».
В конце компьютерного игрового задания используется похвала и учащимся предлагается попробовать выполнить задания еще раз.
Спектр применения компьютера в учебно-воспитательном процессе довольно велик: от тестирования учащихся, учета их личных индивидуальностей до игры. Компьютер может быть, как объектом исследования, так и средством обучения, т.е. вероятны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики и также его внедрение при изучении различных предметов. При этом мощнейшим средством повышения эффективности обучения является компьютер.
Кроме этого, используя компьютерные игровые задания, можно проводить диагностику и тестирование учащихся, что позволит выявить достаточный или недостаточный уровень применения регулятивных универсальных учебных действий.
На основе выше сказанного можно сделать вывод, что разработанный сборник компьютерных игровых заданий направлен на формирование регулятивных универсальных учебных действий, а именно контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Так же, такой сборник игровых заданий можно принимать не только на уроках математики, но и на других предметах. Ведь красочные, интересные игровые задания заинтересовывают обучающихся. Им становится любопытно, что же будет дальше, появляется желание решить задачи, выражения, узнать, что же ждем впереди.


Категория: Математика 1,2,3,4 класс | Добавил: ekaterina1324
Просмотров: 619 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог