Урок-путешествие для 5 класса по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"
(714.5 Kb)
22.05.2013, 17:33
Борзенец Юлия Григорьевна
учитель математики, МБОУ СОШ №6
Ход урока 1. Организационный момент Прозвенел сейчас звонок Начинается урок. Посмотрите, все ль в порядке: Книжка, ручки и тетрадки. Здравствуйте! Сегодня я предлагаю вам на этом уроке совершить путешествие в Царство чисел. (Слайд 1) А как будет называться наше Царство, нам поможет в этом ребус, который вы должны будете разгадать. (Слайд 2) Молодцы, наше Царство называется Смешанные числа. Ребята, а какие действия вы уже умеете выполнять с нашими числами? Итак, наше путешествие будет проходить по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». (Слайд 3) А эпиграфом нашего путешествия будут слова Б. Паскаля «Предмет математики настолько серьезен, что не нужно упускать случая делать его немного занимательным и интересным»
Вы не против?! Как настроение? Тогда вперед! 2. Повторение и обобщение изученного материала. Однако,прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. Любое путешествие требует подготовки,нужно собрать багаж. Что для нас будет багажом?(Необходимые знания.) И во время этого путешествия мы должны повторить необходимые правила и закрепить умение складывать и вычитать смешанные числа. Итак, мы отправляемся в Царство чисел. (Дети задают друг другу вопросы и сами на них отвечают). -Как называется число, стоящее над дробной чертой? -Как называется число, стоящее под дробной чертой? -Что показывает знаменатель дроби, числитель? А знаете ли вы, что название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый – математик, монах Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение. -Какие бывают дроби? (правильные, неправильные) -Что означает черта в дроби? -Что такое смешанные числа? -Как найти целую и дробную части неправильной дроби? -Как записать смешанное число в виде неправильной дроби? -Как складывают и вычитают смешанные числа? Итак, багаж собран, теперь нужно составить маршрут путешествия. -Открываем тетрадь и записываем число, классная работа, тема. Маршрут нам поможет составить графический диктант, который мы выполним. -Выполняем графическую работу. -Верно ли утверждение? «Да» Λ, «Нет» __ 1). - правильная дробь 5).
2). 6).
3). 7).
4). 8).
Чтобы не сбиться с пути, проверим наш маршрут. (Поменялись тетрадями проверили маршрут соседа, неверное подчеркнуть карандашом). (Слайд 4) Λ_ΛΛ_Λ_Λ Учащиеся при помощи цветных кружков показывают свое решение. Зеленую карточку поднимают те учащиеся, которые верно определили весь маршрут нашего путешествия без ошибок, желтую – определили неточный маршрут и допустили 1-3 ошибки, красную - это ребята, которые могли сбиться с пути и допустили 4 и более ошибок. Полученный рисунок – это маршрут нашего путешествия. Вершины на рисунке – это вершины, которые нам нужно сегодня покорить. 3. Основная часть. Путешествие: выполнение заданий Перед нами не самый легкий маршрут. Надо покорить все вершины, а сколько их у нас? (5) Но с одной из них мы уже справились, выполнили графический диктант, определив маршрут нашего путешествия. И нам осталось еще 4 вершины. Продолжая путешествие двигаемся к следующей вершине «Древний свиток» (Слайд5) В старом заброшенном замке нашего Царства мы обнаружили обгоревший Древний свиток. (Слайд 6) Изучая его, мы не сразуразобралиськак нужно его расшифровать. А как вы думаете, что нам необходимо сделать в этом задании? (Поставить «+» или «- )Затруднение вызвано тем, что одно из равенств неверно. Давайте поможем расшифровать этот свиток: Учащиеся записывают в тетрадь и расставляют знаки. Далее выходят к слайду, расставляют учащиеся по очереди знаки и комментируют, используя правила сложения и вычитания смешанных чисел. Отлично, двигаемся к следующей вершине «Решение задач» (Слайд 7). Но сначала нам нужно пройти через лабиринт нашего Царства и определить условие задач, которых мы должны будем решить. «Лабиринт» (Слайд 8) I ряд - найдите правильные дроби II ряд - найдите смешанные числа III ряд - найдите неправильные дроби (Работа по рядам в парах)
Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Задача 6
Учащиеся на карточках в парах по рядам отмечают путь лабиринта и выбирают задачу, которую надо будет решить. Затем выходит с каждого ряда ученик и показывает путь на слайде. Отлично справились и мы смело переходим к решению задач. (К доске тоже выходят три ученика, а остальные оформляют и решают в тетрадях) (Слайд 9) Задача1 Вовка знает, что путь до тридевятого царства составляет часа, а он еще будет идти часа. Сколько времени он затратит на весь свой путь? Задача 2 Длина косы Златовласки м и она длиннее косы своей бабушки на м. Какова длина косы бабушки златовласки? Задача 3 Пятачок принес для Винни два бочонка с медом. Масса одного бочонка кг, а масса второго кг. Сколько меда было в двух бочонках? (Проверка: каждый ученик объясняет решение, а остальные проверяют).
4. Физкультминутка(Слайд 11) Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом, на месте. Хлопнем пару раз в ладоши И потопаем немножко. Хорошо прогнулись, И друг другу улыбнулись Все вздохнули дружно Нам продолжить нужно Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. 5. Работа по карточкам Отлично, двигаемся дальше и выше, осталось совсем немного. И следующая вершина у нас состоит из работы в группах. (Слайд 12) Учащихся разбивают на группы и раздают по три карточки. В каждой карточке решая примеры, каждым ответам соответствуют буквы, в итоге получается и составляется слово. Соединив все слова вместе, мы должны получить пословицу, которая и раскрывает смысл нашего урока. Карточки для групповой работы(Слайд 13) Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 «Знания собираются по капле» (Слайд 14) 6. Подведение итогов Можно дать задание – раскрыть смысл этой пословицы, учащиеся высказывают свое мнение. А какие пословицы, близкие по смыслу вы еще знаете? 7. Рефлексия Наше путешествие по Царству подходит постепенно к завершению. -Что вам понравилось больше всего? -Что показалось трудным? -Кому нужно еще потренироваться? (Можно поставить на полях в тетрадях!знак, если вы легко справились со всеми заданиями и примеры решили без затруднений, а ? знак, если были где-то затруднения, вопросы, сомнения.) Урок сегодня завершен Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К успеху в жизни приведут! 8. Домашнее задание И мы с вами подошли к последней вершине «Домашнее задание» (Слайд 15) нашего путешествия в Царство «Смешанных чисел». Оно будет творческим, то есть вы должны будете пройти через эту вершину самостоятельно дома. • 1) составить задачу с использованием правильных и неправильных дробей с одинаковыми знаменателями • 2) сказку о дробях или придумать ребус • 3) рассказ «Для чего мне нужны смешанные числа?»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.