Авторы: Костюхина Анастасия Владимировна и Илларионова Нина Юрьевна
преподаватели МБОУ ДОД ДШИ №1 г.Димитровграда
Очевиден тот факт, что умение читать с листа, нужно формировать с первых уроков с начинающими и заниматься этим систематически на протяжении всех лет обучения.
Как и в других видах исполнительской деятельности, во время чтения с листа необходимы концентрация воли, слуха, внимания, памяти. Однако чтение с листа имеет свои принципиальные различия: время приема и переработки информации в процессе чтения с листа очень ограничено, отсюда возникает необходимость ускоренного восприятия текста.
Цель чтения с листа – получить комплексное представление о музыкальном произведении. Для чтения с листа характерно:
- проигрывание в темпе;
- целостное проигрывание без остановок, не нарушаемое попутными исправлениями;
- умение распознать главное: характер, художественное содержание произведения.
Навык чтения с листа – сложная система, основанная на синтезе зрения слуха и моторики. Он включает в себя понятие «ускоренное чтение»
- умение мгновенно распознать сигналы текста, быстро перевести их в слуховые представления, сформировать пианистическую направленность действий.
Схематично навык чтения с листа выглядит таким образом:
ВИЖУ – СЛЫШУ – ИГРАЮ – КОНТРОЛИРУЮ.
Для формирования такого сложного умения необходимо руководствоваться основными принципами дидактики:
- идти от «простого к сложному»;
- расчленение сложных задач на более легкие.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА «УСКОРЕННОЕ ЧТЕНИЕ»
В понятие «ускоренное чтение» входит:
- относительное чтение (когда пассаж читается таким образом – первая и последняя нота читается по абсолютной величине, а остальные – относительно первого звука – подряд вверх, подряд вниз и т.д.) умение узнавать в тексте интервалы, аккорды по их внешнему виду и по нижнему звуку (трезвучия – «снеговики», упражнения «бусы»);
- умение точно прочитать ритмический рисунок (для этого применяются упражнения на чтение ритмического рисунка, упражнения на освоение различных ритмических оборотов, сначала для одной руки, затем для двух);
- аппликатурная техника: умение видеть позицию в аппликатуре, приготовить пальцы к игре не одного звука, группе нот – позиции. Этот навык вырабатывается на специальных упражнениях – «игра в позиции». Сначала берется последовательность из пяти звуков в различных вариантах, затем позиции расширяются. Полезно также для формирования этого навыка выполнять задание: самостоятельно проставить аппликатуру в упражнениях;
- свободная ориентировка на клавиатуре: умение играть, не глядя на клавиатуру, точно уяснить связь нотной записи и клавиатуры (в нотах вверх – на клавиатуре вправо, в нотах вниз – на клавиатуре влево). Для формирования этого навыка полезно играть с закрытой клавиатурой;
- умение «видеть вперед» – важное условие «ускоренного чтения». Для формирования этого умения целесообразно закрывать часть такта и играть его по памяти, а это время смотреть и запоминать следующую часть такта (фотографирование). И еще один способ – играть одну долю, а называть ноты другой доли.
Чтение с листа требует осмысленной игры. Не от ноты к ноте, а по фразам. Для формирования этого умения нужно приучать ребенка видеть фразы, мотивы.
Еще два важных момента успешного чтения с листа: мысленное, эскизное прочтение нотного текста и анализ исполнения.
- мысленное, эскизное прочтение нотного текста. Когда ученик до игры пытается предслышать звучание произведения, проанализировать фактуру: где мелодия, где аккомпанемент, какая тональность, тип фактуры, увидеть фразы. Для этого необходимо развивать внутренний слух ученика, необходим слуховой опыт учащегося. На первоначальном этапе нужно помочь ученику наводящими вопросами;
- анализ исполнения. Анализируется результаты исполнения, неудачи, причины неудач. Для этого необходим самоконтроль во время исполнения. Задача педагога обсудить ошибки учащегося, дать советы как их исправить. Затем желательно повторное исполнение.
Хочется отметить большое значение ансамблевой игры для чтения с листа. В ней приобретается навык игры «не сбиваясь с такта», расширяется видение текста по вертикали.
|