Конспект урока №15 (5 класс) с элементами МПТ
Тема урока: «Взаимосвязь музыки и литературы в процессе познания окружающего мира». Цель урока: определить уровень творческих достижений учащихся; оценить результат их деятельности, достигнутый с помощью творческих заданий. Задачи: 1. Систематизировать учебный материал как систему понятий; спо-собствовать формированию осознания нерасторжимой связи между музы-кой и литературой. 2. Развивать способности применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях. 3. Способствовать воспитанию эстетической культуры средствами иг-ровой деятельности. Тип урока: урок – обобщение. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, поисково-исследовательский, наглядный, иллюстративный; методы практической коррекции. Место проведения: 25.12.2003г., МОУ школа-интернат №1, г.Ковров. Присутствовали: аттестационная комиссия, заместитель директора, воспитатель.
Структура урока с элементами МПТ
Этапы: 1. Организационный. Назначение: Создать настрой на совместную работу. Содержание: 1) Исполнение песни коллективно и по цепочке. 2)Обучение азбуке бессловесного обще-ния. (Чистякова М.И. «Психогимнастика») 2. Целеполагание Назначение: Диагностика знаний. Содержание: 1) Опросы. 2) Исполнение синквейнов о чувствах, с которыми знакомились на уроках. 3. Актуализация Назначение: Расширить представление детей о стране чувств. Содержание: 1) Сочинение сказки. 2) Создание внешнего образа нового чувства. 3)Слушание, исполнение музыки. (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии») 4. Систематизация Назначение: Приобретение нового опыта. Закрепление новых качеств личности у ребёнка. Содержание: 1) Пластическое интонирование, создание линий-схем («паутины») музыкально-изобразительных каракулей. 2) Обращение к внутреннему содержанию нового чувства, нахождение в каракулях образа нового чувства. (Фролова И.В. «Музыкальная изотехнология (МИТ)») 5. Интеграция Назначение: Связать новый образ с реаль-ной жизнью. Содержание: 1) Разыгрывание музыкальной психодрамы. 2) Осознание, что несет с собой новый образ, как может пригодиться в ре-альной жизни. (Морено Я.Л. «Психодрама») 6. Проверка уровня обученности Назначение: Обобщить приобретённый опыт, связать с имеющимся. Содержание: 1) Сочинение синквейна о новом чувстве, изображение точками высот речевой мелодики, соединение их линией. 2) Мелодекламация, сочинение мелодии, пение синквейна. (Юдина Е.И. «Азбука музыкально-творческого саморазвития») 7. Ритуал «выхода» Назначение: Рефлексия. Содержание: 1) Исполнение песни, наполненной положительными эмоциями. (Петрушин В.И. «Музыкальная пси-хотерапия»)
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие. Вопрос-Ответ - Что было задано сделать дома? - Петь Гимн королей и королев чувств, размышлять о том, что важнее: музыка или литература - Кто выполнил домашнее задание – молодец! В конце урока мы сделаем вывод, что важнее: музыка или литература. Скажите, что такое гимн? - Это торжественная, хвалебная песня, которую поют стоя. Все стоя исполняют Гимн королей и королев чувств. - Оцените исполнение гимна. Что стало бы с этим Гимном, если бы исчезла музыка? Он бы не появился, потому что сначала появилась музыка Бетховена, а потом – к музыке слова. Вывод: музыка в данном случае имела главное значение в создании Гимна. Но чаще сначала создаются стихи, а к ним – музыка.
2. Обратите внимание на последние слова 2 куплета Гимна: «Силой разума и чувства охватить весь мир готов». - Что значит «охватить»? - Познать.
Игра «Мудрые слова»
Задание: составить 2 простых предложения из 4-х слов, 2-х тире, 2-х точек (Музыка – чувства. Литература – разум). Вывод: музыку и литературу необходимо изучать как важные науки.
- Как называются произведения, в которых «дружат» музыка и литература? - Песни, кантаты, оперы, балеты, кинофильмы, т.д. - Что будет с этими произведения-ми, если исчезнет музыка? - От песен и кантат – стихи, от опер и балетов – либретто, от кинофильмов – сценарии. Исчезнут и литературные произведения, в которых музыка – главная героиня. - Что будет, если исчезнет литература? - Останутся вокализы, симфонии.
- Что останется от 2 части кантаты Свиридова «Памяти С.Есенина»? - Стихотворение Сергея Есенина «Поет зима, аукает».
3. Чтение и анализ стихотворения - Перечислите героев, выделите главного. - Метелица, Вьюга, воробышки. Зима – главная героиня. - Почему Зима – главная? - Метелица, Вьюга без Зимы не бывают, а Зима без них – бывает. - Что делает Зима? - Усыпляет колыбельными песнями природу, зовёт Метелицу и Вьюгу помогать. - Что делают Метелица, Вьюга? - Метелица ковер снежный стелет, Вьюга злится, в ставни стучит, будто их заколачивает, чтобы никто не смел выглядывать. - Какая Зима в стихотворении? - Красивая, заводная, но мы не можем сказать, злая она или нет.
- Давайте попробуем разглядеть образ Зимы в мелодии Г.В.Свиридова. Покажите жестами, как движутся по велению Зимы Метелица и Вью-га? - Зигзагами, волнообразно, порывами, по спирали, кругообразно. - Какие звуки несут с собой? - «Ф», «Ш», «У» - В мрачных тонах или светлых поёт свою колыбельную Зима? - В мрачных. - Она просит или приказывает? - Приказывает.
Инсценирование фрагмента «Поёт зима, аукает» (без сопровождения) - Кто сегодня желает быть красавицей – Зимой? Т.е. будет дирижёром? Задание: показать жестами, мимикой характер Зимы. - Кто сегодня желает быть метелями и вьюгами? Задание для метелей и вьюг: изображая звуками «ф», «ш», «у» ваше появление, выполняйте требования дирижёра. Солистка поёт со словами, дирижёр Зима руководит хором метелей и вьюг. Анализирование: - Понравилось ли исполнение? Вывод: - Что нового узнали о Зиме благодаря мелодии Свиридова, нашей интерпретации? Зима мрачная, властная. - Какие средства музыкальной выразительности помогли глубже узнать Зиму? - Минорная мелодия, dim, сress, ритм пунктирный. Я вам расскажу одну историю. Ребята после уроков отправились до-мой. Путь проходил через поле. С одной стороны – лес, с другой – родная деревня. Дело было зимой, разыгрались ребята в снежные игры. Темнеть стало. Пришлось идти домой. Задумала Зима детям отплатить за то, что её ковры снежные истоптали, снеговиков налепили. Послала она своего верного слугу с определённой целью. - Хотите узнать, кто этот слуга? Какая у него цель?
Задание на слушание проигрыша 2 части кантаты Г.В.Свиридова
Содержание: представить чистый лист полем, по которому идут дети; нарисовать музыкально-изобразительные каракули, найти художественный образ, выделить его контур. Цель: развитие образного воображения. Анализирование: какая мимика, выражение лица у того, кто послан Зимой? Вывод: это Страх. Создание «Страшного вернисажа». Вывод: - Что нового узнали о Зиме благодаря музыке кантаты? - Симфоническая музыка создала более яркий (многогранный) образ Зимы, она не только красивая, заводила, но и мрачная, властная и жестокая. Зима заставила нас почувствовать страх. - Стихия лишила детей возможности передвигаться. Когда человек замерзает, он засыпает. Какие вы предприняли бы действия? - Прижаться к друг другу надо, молиться, петь о мужестве, взаимопомощи в трудную минуту, например, Гимн королей и королев чувств. - Что нужно сделать, чтобы вас стихия не разбросала по полю? Взяться за руки.
Слушание 2 части кантаты Свиридова, взявшись за руки. - Ваши впечатления? - Мы увидели картину развивающейся стихии, постепенного наступления затишья. Почувствовали надвигающийся страх и победили его «силой разума и чувства». - Что было бы, если бы вы не испугались? Не почувствовали страх? - Погибли. - Значит, нужен страх? Когда? - Когда побуждает к защите.
4. Вывод: Как хорошо, что есть литература, которая помогает объяснить, что такое страх. А музыка поможет воспеть его в синквейне. Сочинение и исполнение синквейна о Страхе. …И вот полюбовалась Зима на свои ковры и ушла со слугами во Дворец. Дети вылезли из-под снега, а кругом холмики. Где же их домики? На-до торопиться: скоро голодные волки вылезут из нор в поисках добычи. - Что делать? - Искать путь по звёздам. Вывод: Ценные знания можно получить в школе, если старательно учиться! …Наши герои нашли путь домой по звёздам. То-то радостной была встреча с родными!
Игра «Приседания»
Содержание: приседать под музыку. Цель: снятие психоэмоционального напряжения. 5. - Вы встречали в жизни таких людей, которые несут холод, страх? Как с ними жить? - Бороться, не сдаваться. - Так ведут себя Короли и Королевы чувств. А как помочь слабым, под-дающимся страху? - Рассказывать о нашей победе над страхом, приобщать заниматься творчеством, чтобы быть умными, добрыми, сильными. Замёрзли ребятки, стали пальчики согревать.
Игра «Распевание»
Содержание: распевание по методике Г.А.Струве, затем, изображая игру разными пальцами на воображаем фортепиано, повторять за учителем простые упражнения. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики, звуковысотного чувства, чувства ритма.
- Ребята, на каком языке мы с вами сейчас общаемся: до, ре, ми, фа, соль, ля, си? - Это музыкальная азбука. Вывод: Как хорошо, что есть литература, которая может это объяс-нить! «Звуки музыки» Р.Роджерса – исполнение песни Содержание: момент музыкальной грамоты. Цель: выразительное инсценирование, пение произведения. Вывод: - Что стало бы с фильмом «Звуки музыки», если бы не было музыки? Почему так думаете? Фильм бы не появился, потому что в этом фильме музыка – главное действующее лицо. - Что стало бы с фильмом, если бы не было литературы? Остались бы вокализы, танцы, марши. 6. Обобщение - Что доброго делает музыка для литературы? Музыка литературе даёт вторую жизнь, усиливает её выразительность, углубляет характеристику персонажей, делает события более яркими. - Что доброго делает литература для музыки? Литература для музыки даёт сюжет: стихи для песен и кантат, либретто для опер и балетов, сценарии для кинофильмов. - Что делают музыка и литература для нас? - Помогают познать мир с помощью чувств и разума. - Что же главнее: музыка (чувство) или литература (разум)? Они равносильны по своему значению.
7. – Мы познаём с вами мир с помощью чувств и разума? – Что же такое мир вокруг? «Баллада о волшебном мире» И.В.Фроловой – исполнение Домашнее задание: принести сюжеты для новой песни. Итог: - О чём же сегодня говорили? Можно ли определить, что важнее: музыка или литература? Нет, потому что они взаимосвязаны в процессе познания жизни, окружающей нас.
|