Конспект урока по развитию речи. Тема: Дикие животные. Ёж. Части тела. Чем питается. Как передвигается. Сравнение с домашними животным.
Цель: уточнить и расширить представления учащихся о еже. Задачи: - формировать представления о еже, как о представителе диких животных; - развивать слуховое внимание и логическое мышление; вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины; - формирование умения слушать, отвечать, понимать заданный вопрос, анализировать, делать выводы и сравнивать на основе увиденного; - воспитывать учебную мотивацию, любовь к животным. Оборудование: таблица по развитию логического мышления. Таблицы для определения разности в понятиях, картинка с изображением овцы, картинки с изображением диких и домашних животных. Карточки для закрепления, шаблон ежа, геометрические фигуры, поднос с фруктами, овощами и грибами, картинка с изображением ежа.
Ход урока I. Организационный момент. Цель: создание положительного настроя на работу. (Учитель читает правило на доске) Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке – ручка, книжка и тетрадки. (Дети проверяют готовность к уроку) – Какой будет сейчас урок? – Который урок по счету? – Чему мы учимся на уроках развития речи? Ответы детей ("Мы учимся правильно и красиво говорить”, "Знакомимся с животными, с природой”). II. Речевая разминка (артикуляционная гимнастика) Цель: подготовка органов речи к работе. (Учитель говорит, а дети делают упражнение) Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Будем с ним сейчас играть, упражнение выполнять. ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА Погулять язык собрался: (открыть рот) Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам) Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать) На прохожих оглянулся, провести языкам по губам - «облизнуться» Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону) Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх) Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)
III. Коррекционное упражнение 1. Коррекция зрительного восприятия.<Рисунок 1,2>
Что изображено на таблице? – Чем отличаются предметы справа от предметов слева? – Скажите, корова – это домашнее или дикое животное? IV. Повторение. Цель: актуализация знаний, полученных на прошлом уроке. – Каких домашних животных вы знаете? – Почему их назвали домашними? - Посмотрите на картинки. Кого видите на 1-ой картинке? ( по очереди) - Как назвать их одним словом? ( животные) - К каким животным мы их относим? ( домашним) - Почему их называют дом. жив. ( живут рядом с человеком, заботится о них человек) - О каких животных мы говорили на прошлом уроке? ( о козе и овце) К доске пойдёт… выберет картинки. Вспоминать про этих животных будем по схеме. Где живут? Чем питаются? Детёныши? Где живут летом? зимой? Питаются летом травой, ветками деревьев, отходами с кухни, огорода. зимой сеном, соломой, кормами) Назовём детёнышей козы (один…, а если много…) У овцы один – ягнёнок, много – …. Какую пользу человеку приносит коза, овца? Молодцы, ребята, хорошо поработали. Физминутка Задание: Вспомнить название домашнего животного и произнести его характерные звуки. V. Подготовка к изучению нового материала Коррекционное упражнение "Исключи лишнее”. – Назовите животных, которых видите на картинках. – Как вы думаете, кто здесь лишний? Почему? – А каких диких животных вы знаете?
VI. Изучение нового материала Введение в тему. Закройте глаза и послушайте, какие звуки вы слышите? - Какие звуки вы услышали? -Где вы можете их услышать? - Когда заходите в лес какой воздух в лесу? Давайте подышим этим воздухом. Глубокий вдох (носом) Выдох (ртом) 3 раза - Какие животные живут в лесу? - Раз они живут в лесу, значит какие это животные? - Почему их называют дикими?
Сообщение темы – Сегодня мы познакомимся с лесным животным. Его название вы узнаете, отгадав загадку. – Сердитый недотрога живет в глуши лесной, Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж) (Рисунок ежа)
Тема нашего урока ёж (открываю тему) -Как вы догадались что это ёж? - Подумайте и скажите, где ещё мы можем встретить иголки? Давайте правильно произнесём звук Ж. Чистоговорка. Жа- жа – жа - в лесу встрелили… Жи- жи- жи- у нас в лесу живут… Жу-жу-жу- молоко дадим…
Поднемите руку кто из вас видел ёжа? Что вам хотелось сделать? Потрогать.( спрошу сама) Что сделал ёж? ( фырчал) Словарь: фыр-чал ( все произносим) -Давайте, пофырчим как ёж. - Как ещё вёл себя ёж? ( сворачивался в клубок) -Для чего ежу нужны иголки? (для защиты) Ребята, но не всегда иголки помогают ежу спастись от животных. Ежи очень боятся воды, поэтому некоторые животные ( н-р лиса) зная это, лапкой подталкивает его в воду, он разворачивается и становится беззащитным.
Собрать части тела ежа. - Посмотрите на доску. Каким одним словом мы можем их назвать? (геом. фигуры).
-Назовите их (1 большой овал, 4 маленьких, 1 треугольник) - С какой части тела начнём собирать ежа? ( с туловища) - У ёжа есть туловище, возьмём большой овал. ( Все показывают рукой форму) - У ежа есть голова, возьмём…… - У ежа есть передние и задние лапки, возьмём… - На лапках маленькие коготки. - Что ещё не хватает у нашего ежа? (глаз, носа, ушей, хвостика) - Ежи плохо видят, но зато у них очень хороший слух и хороший нюх. - Чем покрыто верхняя часть туловища? (иголками) Кто сможет выйти и назвать все части тела ежа?
Назовите всех членов моей семьи. Ёж- отец ….- мать 1 детёныш? ( ёжик) Маленький ( ежонок) Много - ежата. Пальчиковое упражнение. «Я, с ежонком поиграю, - прокатывают между ладошек Меж ладошек покатаю, А потом сожму рукой, - сжимают Ой, колючий ты какой! - разжимают Ёжик, ёжик, не колись! - гладят Ты со мною подружись!» - сжимают обеими руками
Зимовье ежей. (На доске иллюстрация "Спячка ежа”) Ребята, посмотрите, как вы думаете какое время года? (осень) - Как вы догадались, что это осень? - Как меняется погода с наступлением осени? - Что же делает ёж? С наступлением осени ёж реже выходит из своих нор и стараются утеплить своё жильё. Для этого собирают сухую траву, листья (картинки) и засыпает накопив достаточный запас жира. Так ёжи готовятся к зимней спячки. Всю зиму, ребята, ежи спят. Просыпаются весной. - Какие животные тоже спят зимой?
Питание ежа - Какое сейчас время года? ( весна) - А что ежи делают весной? Просыпаются голодными. Вот и наш ёж проснулся и пришел к нам. Давайте, накормим его. Чем питаются ежи, нам поможет узнать стихотворение. Вы внимательно слушайте, после этого ответите на вопрос. Целый день Ежи Ежовичи Собирают фрукты - овощи. Сливы, яблоки и груши На пеньках и кочках сушат. Огурцы и помидоры Осторожно носят в норы Значит, если есть еда, Не страшны и холода. Какую еду в стихотворении собирали ежи? Давайте выберим и угостим нашего ежа. Выбирают на подносе и перекладывают в корзинку с коментированием. Посмотрите, что ещё оосталось на подносе? ( грибы) Давайте тоже отдадим ежу. Упражнение на внимание. Цель: коррекция слухового восприятия. – А сейчас у меня есть интересное задание. Внимательно слушайте и поднимайте руки, когда я произнесу фразу о еже. Он живет в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. Питается он медом, вареньем. Он любит молоко, грибы, желуди. У него есть два крыла. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ног. Итог: Молодцы! Вы очень внимательные! VII.Закрепление. Работа с осколочными картинками. Задание с разным уровнем сложности. Учащиеся собирают осколочные картинки. Ребята, а вот и еж, мама ежа. Учитель показывает картинку ежихи-мамы. Ребята, а кто же папа ежа? (петух) На доске картина ежа. Кто родители ежа? Работа с деформированным текстом на карточках. 1 группа педагогических возможностей – работают без дополнительных слов. 2 группа педагогических возможностей – даны слова для справки. 3 группа педагогических возможностей – обводят шаблон ежа, раскрашивают его. Еж живет в __________. Тело ежа покрыто _____________. Еж питается насекомыми, ______, _________, _________. (Слова для справок: лесу, колючими, иголками, мышами, червяками)
VIII. Итог урока + оценивание – С каким животным мы познакомились сегодня на уроке? – Домашнее или дикое животное еж? – Что интересного вы узнали про ежа? – Назовите основные части тела ежа? – Чем покрыто тело ежа? В конце урока за хорошую работу поощрить улыбающимся солнышком.
|