Баус Елена Михайловна Учитель специальных (коррекционных) классов школы VIII вида. МБОУ «Первомайская сош»
Тема: Прямое и переносное значение слов. Цели: 1.Дать понятие «прямое» и «переносное» значение слова «метафора»; 2.Учить различать слова, употребленные в прямом и переносном значениях; 3.Находить и определять роль метафоры и олицетворения.
Ход урока: 1. Словарная работа. 1.Ежевика, ежевичник, ежевичный Почему ежевика получила такое название? Чем покрыты побеги этого растения? Отгадайте загадку: Под дубочком, под листочком Свился, скрючился клубочком (еж) Ежевика получила такое название по сходству с ежом: побеги этого растения покрыты торчащими в разные стороны колючками и шипами. 2. Словарный диктант (с последующей самопроверкой и лексическим заданием: указать многозначные слова) Знамя, канал, ракета, север, колонна, инструмент, область, металл, библиотека.
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала: Прямое и переносное значение слов 1. Знакомство с новыми понятиями. - Ребята, мы продолжаем наше путешествие по Лексике. -Обратите внимание на текст. Летний денек (каждому дан печатный текст). Жгучее солнце льет на землю лучи. Цветет липа. Поспевает рожь. Широко раскинулась нива. Узкая тропинка пролегла через хлебное поле. Ребятишки из села Дубки весело шагают в ближний лесок. Высоко в голубом небе звенит радостная песня жаворонка. Пробежала полевая мышь. Над рожью кружит коршун. Потянул легкий ветерок. Далеко над лесом темнеет тяжелая туча. Быть грозе! (56 слов)
- Найдите глаголы в переносном значении и подчеркните их. -В данном случае это глаголы, которым «приписываются» действия людей. Это олицетворения. *Олицетворения (когда действия людей приписываются неживым предметам или явлениям природы) чаще всего используются в поэзии в стихотворениях, где дается описание природы, чтобы «оживить» картину природы. - Для чего в художественных произведениях используется явление многозначности? Явление многозначности используется в художественных произведениях для создания образности. Иногда писатели, используя многозначное слово, «обыгрывают» его прямое и переносное значения, чем достигается особая выразительность Метафора, метафорический – «мета» - перенос+ «фора» - несу (греч.) – это слово или оборот речи, употребленный в переносном значении на основе сходства. Например:
Загадка На солнце я похожий, И солнце я люблю, За солнцем поворачиваю Я голову свою. (подсолнух)
В загадке солнышко употреблено в переносном значении. Название одного предмета (солнышко, солнце) перенесено на другой. Сходный с ним по цвету и по форме (подсолнух). Это и есть метафора. На метафоре построены почти все загадки. -Как рождаются метафоры, как сочиняются загадки. Хотите, научится придумывать настоящие загадки? Сначала надо решить, о чем будет загадка, то есть отгадку придумать, А потом назвать несколько признаков, которым можно узнать предмет. Вот, например, я хочу придумать загадку про сахар, Какие у него признаки? Белый, сладкий, все его любят, но много сахара есть вредно: зубы заболят А если все это собрать, получится вот что: Я бел, как снег, В чести у всех, И нравлюсь вам Да во вред зубам. -Договорите загадки: Кактус. 1) На окошке круглый ежик, Нет ни ……… ни ……………. Восход солнца.
2) Из-за леса, из-за гор Показался …………….. . Елка
3) Стоит в лесу ………… …………………….. цвета. Ежик.
4) В ………………. бугорок ............... поволок. Хлопок
5) На ………… белеют чашки, А в них ………… да рубашки. 2. Письмо по памяти (Подчеркните метафоры) Быстро лето пролетело. Наступил учебный год. Но и осень нам немало Дней хороших принесет. Iv.Итог урока. -Как происходит перенос значений в языке? -Как обозначаются слова в переносном значении в толковом словаре? -Для чего поэты и писатели используют метафоры и олицетворения? Домашнее задание.
|