Русский язык
Тема: Родственные слова Цель: Познакомить учащихся с признаками однокоренных слов. Развивать умение сравнивать слова, выделять корень. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Воспитание эмоциональной адекватности, аккуратности при письме.
Оборудование: рисунок «Дерево», «Королева Грамматика», карточки, слова, «Дружок», доска для оценок, учебники русского языка 5-9 кл.
I. Орг.момент - Здравствуйте! – ты скажешь человеку - Здравствуй, - улыбнётся он в ответ И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет - А вы не забываете говорить «здравствуйте» при встрече?
II. Гимнастика для рук и валеологический массаж. -Давайте дружно сделаем массаж для тела и гимнастику для рук. -Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей. Опустите свободно. Теперь поочередно одно плечо вверх, другое вниз. - Погладьте себя по голове и скажите «Какие мы хорошие. Все сможем!» «Наши пальчики проснулись» С добрым утром, потянулись Стали дружно умываться, полотенцем вытираться. Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
III. Подготовка к восприятию нового материала 1. Вводная беседа - Посмотрите на учебники русского языка, которые вы будете изучать до 9 класса, а сейчас вы изучили только маленькую частичку правил. - Наука эта называется грамматика. Наука сложная, чтобы быть грамотным человеком надо знать правила, правильно говорить, писать слова. Грамматика, грамматика Наука очень строгая Учебник по грамматике Всегда беру с тревогой я. Пусть трудна, но без неё Плохое было бы житьё - Сегодня Королева Грамматика приглашает нас в свою страну, а её верный пес Дружок будет нас сопровождать. Посетим область родственных слов, узнаем много нового и интересного. 2. Начнем с области «Чистописание» Тетрадь с наклоном положу Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь За работу я возьмусь. -Запишите число, классная работа В у т а с б о -На какие две группы можно разделить данные буквы? уао втсб - А согласные на какие две группы? -Какое слово рассыпалось? (автобус) -Запишите цепочку букв, меняя их местами, слово, которое рассыпалось, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, сделайте зв./букв. анализ слова.( проверка) -Хорошо, справились! Дружок пропускает нас.
IV. Изучение нового материала 1. Следующая область «Родственная» - Как и люди, слова живут семьями. Родственники - люди похожи друг на друга – глаза у всех карие, носы курносые. Родственники – слова тоже имеют общую примету. -Послушайте стихотворение Как растут слова? Как - то много лет назад Посадили странный сад Не был сад фруктовым- Был он только словом Это слово, слово - корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Стало много новых слов Вот из сада вам рассада Вот ещё посадка рядом А вот садовод, С ним садовник идет Очень интересно Гулять в саду словесном (Е. Измайлов) -Прочитайте слова. Это родственные слова. - Как вы понимаете слово рассада? -Попробуйте ещё придумать родственные слова. -Запишите слова в столбик. -У всех родственных слов есть одинаковая часть – корень. -Как человек не может жить без сердца, так и слово без корня. Корень - главная часть слова. -Выделите корень. Вывод. – Как называются эти слова? - Из какого слова они выросли? Молодцы. Дружок пропускает
Ф.П. Область «Разминайка» -Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши -Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Лес – лесник, кот – котик, стена – потолок, дом - домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.
2. Область «Думайка» -А у меня что-то лежит в мешочке. -С какого дерева эта шишка? (сосна, ель, кедр.) - Как называется шишка сосны? (сосновая, еловая, кедровая) Записываем на доске, выделяем корень. -Что это? (сахарница) (солонка) -Почему она так называется? -Назовите слова родственные. Записываем под диктовку Сахар, сахарный, сахарница. Соль, солонка, солить. Вывод: - Как пишется корень в родственных словах? Дружок пропускает.
V. Первичное закрепление 1. Область «Распределяйка» -Посмотрите на карточки, прочитайте и скажите, являются ли слова каждой строчки родственными. Больница, боль, большой, больной. Морозный, холодный, мороз, приморозил Веселый, весельчак, радостный, веселье. -Спишите родственные слова. Выделите общую часть – корень. Проверка. Молодцы. Выставление оценок.
VI. Итог урока -Вот и побывали мы в стране Грамматика. Королева, Дружок и я довольны вами. -Что нового узнали на уроке? Урока время истекло Я вам ребята благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно.
|