Интегрированный урок по окружающему миру «Пустыня» для 4 класса
(3.66 Mb)
24.01.2013, 18:47
Юдина Т.Н., Марченко С.В.
учитель начальных классов, учитель информатики и ИКТ, НОУ СОШ "Образовательный центр" ОАО "Газпром"
Юдина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, Марченко Светлана Владимировна, учитель информатики и ИКТ
Класс: 4 Тема урока: Пустыня
применить план для формирования у учащихся представление о природной зоне пустыни
Цель: обучающий аспект •знать и применять план исследования природных зон; •сформировать представление о природной зоне пустыни (географическое положение зоны пустыни, ее особенности, растительный и животный мир, деятельность человека); •уметь работать с географической картой. развивающий аспект •развивать умение ставить цели; •развивать монологическую речь (использовать специальные термины в монологической речи при ответах); •развивать навыки управления собственной деятельностью (планировать, контролировать, оценивать); •развивать мышление (наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы). воспитывающий аспект: •воспитывать познавательный интерес к изучению природной зоны пустыни; •воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока: •подготовка к активной учебно-познавательной деятельности, •применение знаний; •итог на рефлексивной основе; •домашнее задание.
Граница знания - незнания знают / умеют не знают / не умеют • знают план исследования природных зон; • умеют работать с картой и находить изученные природные зоны; • умеют пользоваться энциклопедической литературой. • не знают, что пустыня — природная зона; • не знают местонахождение пустыни на карте; • не знают особенности зоны пустыни, растительный и животный мир; • не знают о деятельности человека и экологических проблемах.
Ресурсы урока: • тема урока «Пустыни»; • презентации PowerPoint; • тест по теме «Степь»; • карта природных зон; • план исследования; • карточки для работы в группах; • учебник; • энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир, Животные».
Ход урока
Этап проверки домашнего задания Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Метод: репродуктивный Форма работы: индивидуальный. Деятельность учителя - Мы продолжаем путешествие по природным зонам России. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу по критериям и выставлять баллы в оценочный лист. Деятельность учащихся - С какой природной зоной познакомились на прошлом уроке? - Мы познакомились с природной зоной степей. - Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на карту. (Слайд 2) - Зона степей расположена южнее зоны лесов. По площади зона степей небольшая. Эта зона расположена в умеренном поясе. (показывают зону степей на карте) - Выполним тест. Внимательно прочитайте вопрос и выберите ответ. Если вы правильно ответили на вопрос и перешли к следующему, то в карточку поставьте плюс, если ответ неправильный — минус. Критерии оценивания: + - правильный ответ 1 балл - -неправильный ответ 0 баллов - Посчитайте количество баллов и запишите в оценочный лист. -Поднимите руки, кто получил 6 баллов? и т д - Какие ошибки были допущены? Дети выполняют тест. Заносят результаты в карточки. Подсчитывают баллы. Результат записывают в оценочный лист. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой мин. Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний Метод: репродуктивный Форма работы: фронтальная Деятельность учителя - Для чего мы выполняли тест? Деятельность учащихся - Мы выполняли тест для того, чтобы проверить свои знания по теме «Степь». Как хорошо мы знаем географическое положение этой зоны, климат, растительный и животный мир, экологические проблемы. - Этот план и сегодня нам поможет для изучения новой природной зоны. План (на доске) 1. Географическое положение. 2. Климат. 3. Растительный мир. 4. Животный мир. 5. Экологические проблемы.
- Чтобы узнать какую природную зону будем изучать сегодня на уроке, прочитайте и отгадайте загадку. (Слайд 3) В ней песков большие груды Называются барханы И по ней идут верблюды Растянувшись караваном. - Тема нашего урока «Пустыни» (Слайд 4) Дети читают загадку и отгадывают. •Постановка целей мин. Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности Форма работы: фронтальная - Какую учебную задачу поставим перед собой? -Узнать о природной зоне пустыни по плану. Этап применения знаний •Решение задач мин. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Метод: продуктивный Форма работы: фронтальная, групповая Деятельность учителя - Переходим к следующему этапу работы. Будьте активны, внимательны, старайтесь давать полные ответы на поставленные вопросы — это является критерием оценивания Деятельность учащихся
- С чего начинаем изучение новой природной зоны? - Найдите на карте зону полупустыни и пустыню. - Новую природную зону начинаем изучать с географического положения. Дети находят на картах зону пустыни и полупустыни. - Где находится эта зона? (Дети показывают зону пустыни на большой карте «природных зон России») (Слайд 5) Под пунктом плана вывешивается карточка с географическим положением зоны пустыни. - Зона находится на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря, в умеренном поясе. Эта зона занимает небольшую площадь. - Продолжим изучение пустыни. Что будем исследовать? - Дальше в соответствии с планом будем исследовать климат. - Для того, чтобы узнать о климате, предлагаю посмотреть видеоролик. (Слайд 6) Дети смотрят видеоролик. - Что узнали о климате пустыни? Под пунктом плана вывешивается карточка с климатическими условиями зоны пустыни. - Лето в пустыни длится пять месяцев. Поверхность земли нагревается до +70С, а в тени выше +40С. А ночью прохладно, потому, что песок и глина очень быстро остывают. Выпадает мало осадков. Зима, по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12С, и длится зима 2-3 месяца. - Оцените эту часть работы. Критерии оценивания: • активность 1 балл • правильность 1 балл Дети оценивают свою работу и выставляют баллы в лист оценивания. -Давайте обратимся к плану. Что будем изучать дальше? - Мы будем изучать растительный и животный мир пустыни, экологические проблемы. - Как вы думаете, какая форма работы будет наиболее продуктивным? - Вспомним правила работы в группах. - Групповая форма работы. Дети вспоминают правила работы в группе: • Работать сообща. • Уметь выслушать друг друга. • Слушать других, не перебивая, внимательно. • Уметь распределить обязанности между собой. • Уметь договориться, помочь друг другу. • Выбрать лидера группы. - Критерии оценивания работы в группах: • внимательно слушали друг друга • сумели договориться • приняли общее решение 1 балл • правильность выполнения задания 1 балл - Работать будут три группы: группа биологов, группа зоологов и группа экологов. Выберите то направление, которое вам интересно. Учитель объясняет детям задания, задает вопросы на понимание, фиксирует время работы. Группа биологов — подготовить краткое сообщение об особенностях растений пустыни. Группа зоологов — подготовить краткое сообщение об особенностях животных пустыни. Группа экологов — подготовить краткое сообщение о деятельности людей и экологических проблемах пустыни. Дети делятся на три группы. Читают карточки с заданиями. Распределяют обязанности между собой. Выбирают лидера группы.
Идет работа в группах. Представление работы групп, обсуждение результатов. Ребята, вы должны внимательно послушать рассказ представителей группы. Эти знания вам потребуются при ответах на вопросы. Дети слушают выступление лидеров группы. Выступление группы биологов (Слайды 7-11) - Как растения приспособились к природным условиям? Под пунктом плана вывешивается карточка с особенностями растений зоны пустыни. • Растения должны как можно меньше испарять влаги. • Добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. • Приспособлены к резким колебаниям температуры. • Самый распространенный способ защиты — засухоустойчивость. Выступление группы зоологов (Слайды 12-15) - Как животные приспособились к природным условиям? Под пунктом плана вывешивается карточка с особенностями животных зоны пустыни. • Способны быстро передвигаться. • Окрас животных под цвет песка. • Животные некрупные. • Долгое время находятся без воды и пищи. • Многие днем спят, а активны ночью. • Некоторые на лето залегают в спячку. Выступление группы экологов (Слайды 16-21) - Чем занимаются люди в пустыни? Какие экологические проблемы? Под пунктом плана вывешивается карточка с экологическими проблемами зоны пустыни. • Неумеренное орошение. • Выпас скота. • Браконьерство. - Оцените работу в группах по критериям. Лидеры групп оценивают работу своей группы. Выставление баллов в оценочный лист. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе мин. Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей Метод: продуктивный Форма работы: фронтальная, индивидуальная Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности (Ответы на вопросы, самостоятельные выводы) Оценивание: Деятельность учителя Деятельность учащихся - Какую учебную задачу мы ставили? -Узнать о природной зоне пустыни по плану. - Нам удалось решить поставленную задачу? - Да. - Что нам помогло? - Нам помог план природных зон, учебник, дополнительная литература, групповая работа, презентации. Давайте попробуем вспомнить все этапы нашего урока и продолжить предложение. «На уроке я узнал…» «Мне захотелось…» (Слайд 22) Ответы детей. -Посчитайте полученные баллы и оцените свою работу на уроке. Критерии оценивания: 9 -10 баллов - «5» 7-8 баллов - «4» 5-6 баллов - «3» Учащиеся подводят итоги работы, оценивают свою деятельность на уроке. - Поднимите руку те, кто поставил себе «5». Объясните почему. - Поднимите руку те, кто поставил себе «4». Объясните почему. Учащиеся объясняют объективность выставления отметки. Этап информации о домашнем задании мин. Деятельность учителя Деятельность учащихся - Домашнее задание записываем в дневник. Домашнее задание выполняете в тетради с.39-40, учебник с.122-131. Дети записывают домашнее задание в дневник.
Показатели РРЭ: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания каждым учеником в соответствии с его уровнем.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.