Сегодня: 19.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Интегрированный урок по окружающему миру «Пустыня» для 4 класса

СКАЧАТЬ (3.66 Mb) 24.01.2013, 18:47
Юдина Т.Н., Марченко С.В.
учитель начальных классов, учитель информатики и ИКТ, НОУ СОШ "Образовательный центр" ОАО "Газпром"
Юдина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов,
Марченко Светлана Владимировна, учитель информатики и ИКТ



Класс: 4
Тема урока: Пустыня

применить план для формирования у учащихся представление о природной зоне пустыни

Цель:
обучающий аспект
•знать и применять план исследования природных зон;
•сформировать представление о природной зоне пустыни (географическое положение зоны пустыни, ее особенности, растительный и животный мир, деятельность человека);
•уметь работать с географической картой.
развивающий аспект
•развивать умение ставить цели;
•развивать монологическую речь (использовать специальные термины в монологической речи при ответах);
•развивать навыки управления собственной деятельностью (планировать, контролировать, оценивать);
•развивать мышление (наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы).
воспитывающий аспект:
•воспитывать познавательный интерес к изучению природной зоны пустыни;
•воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:
•подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
•применение знаний;
•итог на рефлексивной основе;
•домашнее задание.

Граница знания - незнания
знают / умеют не знают / не умеют
• знают план исследования природных зон;
• умеют работать с картой и находить изученные природные зоны;
• умеют пользоваться энциклопедической литературой. • не знают, что пустыня — природная зона;
• не знают местонахождение пустыни на карте;
• не знают особенности зоны пустыни, растительный и животный мир;
• не знают о деятельности человека и экологических проблемах.

Ресурсы урока:
• тема урока «Пустыни»;
• презентации PowerPoint;
• тест по теме «Степь»;
• карта природных зон;
• план исследования;
• карточки для работы в группах;
• учебник;
• энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир, Животные».

Ход урока

Этап проверки домашнего задания
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми
учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Метод: репродуктивный
Форма работы: индивидуальный.
Деятельность учителя
- Мы продолжаем путешествие по природным зонам России. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу по критериям и выставлять баллы в оценочный лист. Деятельность учащихся
- С какой природной зоной познакомились на прошлом уроке? - Мы познакомились с природной зоной степей.
- Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на карту. (Слайд 2) - Зона степей расположена южнее зоны лесов. По площади зона степей небольшая. Эта зона расположена в умеренном поясе. (показывают зону степей на карте)
- Выполним тест. Внимательно прочитайте вопрос и выберите ответ. Если вы правильно ответили на вопрос и перешли к следующему, то в карточку поставьте плюс, если ответ неправильный — минус.
Критерии оценивания:
+ - правильный ответ 1 балл
- -неправильный ответ 0 баллов
- Посчитайте количество баллов и запишите в оценочный лист.
-Поднимите руки, кто получил 6 баллов? и т д
- Какие ошибки были допущены? Дети выполняют тест. Заносят результаты в карточки. Подсчитывают баллы. Результат записывают в оценочный лист.
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности
Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой
мин.
Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная
Деятельность учителя
- Для чего мы выполняли тест?
Деятельность учащихся
- Мы выполняли тест для того, чтобы проверить свои знания по теме «Степь». Как хорошо мы знаем географическое положение этой зоны, климат, растительный и животный мир, экологические проблемы.
- Этот план и сегодня нам поможет для изучения новой природной зоны.
План (на доске)
1. Географическое положение.
2. Климат.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Экологические проблемы.

- Чтобы узнать какую природную зону будем изучать сегодня на уроке, прочитайте и отгадайте загадку. (Слайд 3)
В ней песков большие груды
Называются барханы
И по ней идут верблюды
Растянувшись караваном.
- Тема нашего урока «Пустыни» (Слайд 4) Дети читают загадку и отгадывают.
•Постановка целей
мин.
Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности
Форма работы: фронтальная
- Какую учебную задачу поставим перед собой? -Узнать о природной зоне пустыни по плану.
Этап применения знаний
•Решение задач
мин.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Метод: продуктивный
Форма работы: фронтальная, групповая
Деятельность учителя
- Переходим к следующему этапу работы. Будьте активны, внимательны, старайтесь давать полные ответы на поставленные вопросы — это является критерием оценивания Деятельность учащихся

- С чего начинаем изучение новой природной зоны?
- Найдите на карте зону полупустыни и пустыню. - Новую природную зону начинаем изучать с географического положения.
Дети находят на картах зону пустыни и полупустыни.
- Где находится эта зона? (Дети показывают зону пустыни на большой карте «природных зон России») (Слайд 5)
Под пунктом плана вывешивается карточка с географическим положением зоны пустыни. - Зона находится на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря, в умеренном поясе. Эта зона занимает небольшую площадь.
- Продолжим изучение пустыни. Что будем исследовать? - Дальше в соответствии с планом будем исследовать климат.
- Для того, чтобы узнать о климате, предлагаю посмотреть видеоролик. (Слайд 6) Дети смотрят видеоролик.
- Что узнали о климате пустыни?
Под пунктом плана вывешивается карточка с климатическими условиями зоны пустыни. - Лето в пустыни длится пять месяцев. Поверхность земли нагревается до +70С, а в тени выше +40С. А ночью прохладно, потому, что песок и глина очень быстро остывают. Выпадает мало осадков. Зима, по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12С, и длится зима 2-3 месяца.
- Оцените эту часть работы.
Критерии оценивания:
• активность 1 балл
• правильность 1 балл Дети оценивают свою работу и выставляют баллы в лист оценивания.
-Давайте обратимся к плану. Что будем изучать дальше? - Мы будем изучать растительный и животный мир пустыни, экологические проблемы.
- Как вы думаете, какая форма работы будет наиболее продуктивным?
- Вспомним правила работы в группах. - Групповая форма работы.
Дети вспоминают правила работы в группе:
• Работать сообща.
• Уметь выслушать друг друга.
• Слушать других, не перебивая, внимательно.
• Уметь распределить обязанности между собой.
• Уметь договориться, помочь друг другу.
• Выбрать лидера группы.
- Критерии оценивания работы в группах:
• внимательно слушали друг друга
• сумели договориться
• приняли общее решение 1 балл
• правильность выполнения задания 1 балл
- Работать будут три группы: группа биологов, группа зоологов и группа экологов. Выберите то направление, которое вам интересно. Учитель объясняет детям задания, задает вопросы на понимание, фиксирует время работы.
Группа биологов — подготовить краткое сообщение об особенностях растений пустыни.
Группа зоологов — подготовить краткое сообщение об особенностях животных пустыни.
Группа экологов — подготовить краткое сообщение о деятельности людей и экологических проблемах пустыни. Дети делятся на три группы. Читают карточки с заданиями. Распределяют обязанности между собой. Выбирают лидера группы.

Идет работа в группах.
Представление работы групп, обсуждение результатов.
Ребята, вы должны внимательно послушать рассказ представителей группы. Эти знания вам потребуются при ответах на вопросы. Дети слушают выступление лидеров группы.
Выступление группы биологов (Слайды 7-11)
- Как растения приспособились к природным условиям?
Под пунктом плана вывешивается карточка с особенностями растений зоны пустыни. • Растения должны как можно меньше испарять влаги.
• Добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды.
• Приспособлены к резким колебаниям температуры.
• Самый распространенный способ защиты — засухоустойчивость.
Выступление группы зоологов (Слайды 12-15)
- Как животные приспособились к природным условиям?
Под пунктом плана вывешивается карточка с особенностями животных зоны пустыни. • Способны быстро передвигаться.
• Окрас животных под цвет песка.
• Животные некрупные.
• Долгое время находятся без воды и пищи.
• Многие днем спят, а активны ночью.
• Некоторые на лето залегают в спячку.
Выступление группы экологов (Слайды 16-21)
- Чем занимаются люди в пустыни? Какие экологические проблемы?
Под пунктом плана вывешивается карточка с экологическими проблемами зоны пустыни. • Неумеренное орошение.
• Выпас скота.
• Браконьерство.
- Оцените работу в группах по критериям. Лидеры групп оценивают работу своей группы. Выставление баллов в оценочный лист.
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе
мин.
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей
Метод: продуктивный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Показатели РРЭ: готовность учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной деятельности
(Ответы на вопросы, самостоятельные выводы)
Оценивание:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Какую учебную задачу мы ставили? -Узнать о природной зоне пустыни по плану.
- Нам удалось решить поставленную задачу? - Да.
- Что нам помогло? - Нам помог план природных зон, учебник, дополнительная литература, групповая работа, презентации.
Давайте попробуем вспомнить все этапы нашего урока и продолжить предложение.
«На уроке я узнал…»
«Мне захотелось…» (Слайд 22) Ответы детей.
-Посчитайте полученные баллы и оцените свою работу на уроке.
Критерии оценивания:
9 -10 баллов - «5»
7-8 баллов - «4»
5-6 баллов - «3» Учащиеся подводят итоги работы, оценивают свою деятельность на уроке.
- Поднимите руку те, кто поставил себе «5». Объясните почему.
- Поднимите руку те, кто поставил себе «4». Объясните почему. Учащиеся объясняют объективность выставления отметки.
Этап информации о домашнем задании
мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Домашнее задание записываем в дневник. Домашнее задание выполняете в тетради с.39-40, учебник с.122-131. Дети записывают домашнее задание в дневник.

Показатели РРЭ: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания каждым учеником в соответствии с его уровнем.


Категория: Окружающий мир | Добавил: svetik_m
Просмотров: 5745 | Загрузок: 499 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог