Конспект урока Окружающий мир 1 класс. Образовательная программа «Школа 2100». Тема «Равновесие в природе».
Цели: 1. Сформировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих все живое и неживое. 2. Научить находить взаимосвязи в природе. 3. Воспитать бережное отношение к природе.
1. Актуализация знаний. У. - Назовите свойства живых организмов. Д. - Они дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. У. - Чем отличаются животные от растений? Д. - Животные подвижны, а растения - не передвигаются. Животные питаются растениями и животными, а растения - солнцем и водой. Растения создают кислород, а животные их поглощают.
2. Постановка проблемы и формулировка темы урока.
(Слайд 1) У. - Что такое "равновесие"? (Слайд 2) Д. - Уравнивание предметов. У. - Т.е. предметы находятся в состоянии баланса. У. - А что означает словосочетание "равновесие в природе"? Д. - Мы пока не можем ответить. У. - Какой возникает вопрос? Д. - Узнать, что такое равновесие в природе.
3. Открытие нового знания.
У. - Для чего нужны растения? (Слайд 3) Д. - Они насыщают воздух кислородом. Их едят животные. У. - Проверим наши предположения в учебнике на стр. 58. У. - Чем еще можете дополнить ваш ответ. Д. - Растения – пища для растительноядных животных. Благодаря растениям на Земле появились и существуют животные. (Слайд 4) У. - Каких растительноядных животных вы знаете? (Слайд 5) Д. - Заяц, корова, лошадь, коза, олень. бабочка, суслик, полевая мышь, улитка. У. - Кто поедает животных, когда их становится слишком много? (Слайд 6) Д. - Хищники. У. - Какие животные чаще достаются хищникам на обед? Д. - Больные и слабые. У. - Зачем нужны хищники? Д. - Если не будет хищников, то растительноядных животных станет слишком много. У. - Верно. Они съедят все растения и погибнут от голода. (Слайд 7) У. - Что происходит с умершими организмами? У. - Найдите ответ в учебнике. Д. - Останки растений и животных попадают в почву. Мелкие почвенные животные и мельчайшие микробы превращают эти останки в вещества, которыми питаются растения. (Слайд 8) У. - И жизнь продолжается! (Слайд 9) У. - Какой вывод можете сделать? Д. - Все в природе взаимосвязано. Это и есть равновесие в природе. (Слайд 10) У. - Человек должен нарушать это равновесие? Д. - Нет, т.к. если не станет чего-то одного в цепочке, не станет равновесия в природе и многое погибнет. У. - По причине уничтожения человеком растений и животных, в мире стало много редких зверей, птиц, рыб, цветов и деревьев. Другие оказались "бездомными", потому что люди заняли их места обитания. У. - Куда попадают растения и животные, которым грозит вымирание? Найдите ответ в учебнике. Д. - Они попадают в "Красную книгу". (Слайд 11) У. - Как вы думаете, почему она так называется? Д. - Красный цвет означает "осторожно".
4. Первичное закрепление знаний.
У. - У каждого животного есть своя среда обитания, где созданы благополучные условия для питания, жизни, передвижения и защиты от хищников. Найдите для каждого животного свою среду обитания и покажите ее стрелкой. Самостоятельная работа детей в тетради на стр. 60 задание 1. У. - Задание 2. Раскрасьте те живые организмы, без которых не может существовать луг. Самостоятельная работа детей с проверкой.
5. Рефлексия.
У. - Сделайте экологический вывод урока. Д. - Если не беречь природу, растения и животные исчезнут навсегда. Нужно беречь природу. У. - Человек может создавать роботов, летать на Луну. Но ни одно живое существо нельзя сделать на заводе или в лаборатории. Нужно беречь то, что у нас есть. У. - А как вы можете сберечь природу? Высказывания детей. У. - А как вы можете ей помочь? Высказывания детей.
|