Сегодня: 05.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Урок по окружающему миру «Вода – растворитель»

СКАЧАТЬ (43.0Kb) 29.11.2016, 10:36
Сабаева Людмила Федоровна
Учитель начальных классов, МБОУ МО г.Нягань "НОШ №11"
Цель урока: формирование у детей представления о воде как растворителе
Задачи:     - проверить свойство воды растворять разные вещества;
 -расширять кругозор учащихся;
- развивать наблюдательность;
- прививать навыки гигиены.
Оборудование:     пробирки, стаканы, вещества для опытов (соль, сахар,
речной песок, марганец, активированный уголь, вишнёвый
сок, сода, лимонная кислота, мел, крупа), карточки – таблицы (для заполнения результатов опытов), карты самооценки.
 
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Повторение материала прошлого урока.
 
-Начнём урок с интеллектуальной разминки.
Отгадайте загадки:
а) Висит за окошком кулёк ледяной,
он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
б) Без крыльев – летит, без ног – бежит,
Без паруса – плывёт. (Облако)
в) В белом бархате деревья, и заборы и дома,
А как ветер нападёт – этот бархат опадёт. (Иней)
г) Летит сова по синему небу, крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
д) Одеяло белое, не руками сделано, не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.(Снег)
е) Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)
ж) В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд)
з) Кто бежит по горным склонам, тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной, прячет хвостик голубой. (Ручей)
(На доске постепенно открываются таблички с отгадками.)
 
Сосулька, облако, иней, туча, снег, снежинки, лёд, ручей, дождь.
 
-Что объединяет эти понятия? (Все содержит воду)
- На какие три группы можно их разделить? (Три состояния воды)
-Обозначьте их условными знаками. (Рисунки-схемы расположения молекул)
Твёрдое                                             жидкое                                   газообразное
Сосулька                                           ручей                          облако
иней                                                   дождь                         туча
снег
снежинка
 
-После такой интеллектуальной разминки вы теперь, я думаю,  поможете мне объяснить вот такое удивительное явление:
«Однажды, в одной африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И этой страной была наша Россия».
-Как бы вы объяснили этот факт? Как это получается, что мы почти полгода
 ходим по воде?
(Мы ходим по снегу, а снег это одно из состояний воды.)
-Сегодня на ваших картах-самооценки три капли. Первая капля – как я усвоил материал прошлых уроков по теме «Три состояния воды». Оцените, пожалуйста, себя. /зелёный цвет-«отлично, готов идти дальше», жёлтый – «чувствую «пробелы», надо кое-что повторить», красный –«необходима помощь»/
3.-Мы продолжаем разговор о воде, о её свойствах.
-Представьте такую ситуацию,  вы рассыпали сахар на землю.
  Собрали его вместе с песком и мусором.
  Как очистить сахар?
-Можете вы сейчас ответить на этот вопрос? (нет)
-Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы с вами отправимся в  научную
  лабораторию.
/До начала  урока учащиеся разделились на 5 групп/
В нашей лаборатории работает сегодня 5 исследовательских групп.
 В каждой из них  вы выбираете своего научного руководителя и лаборанта-секретаря,
 который будет вести запись ваших наблюдений.
 Цель первой серии опытов, проводимых вами, проверить  свойства  
 воды растворять разные вещества.
4.Опыт 1. Насыпьте соль (сахар) в пробирку с водой.
Размешайте.
Что произошло? Обсудите.
Запишите результат наблюдения.
-Какой можно сделать вывод?  (соль растворилась, вода не изменила цвет, стала солёной…)
  Опыт 2. Налейте вишнёвый сок в пробирку с водой.
Размешайте.
Запишите результат наблюдения. Вывод. (вода изменила цвет…)
  Опыт 3.  Насыпьте речной песок в стакан с водой.
Размешайте.
Запишите результат наблюдения.  Вывод. (песок не растворился в воде, но вода стала мутной…)
  Опыт 4.  Провести те же наблюдения с различными веществами. Каждая группа выбирает свои материалы для исследования (крупа, сода, лимонная кислота, активированный уголь, марганец, мел).
-Итак, мы провели серию опытов, наблюдая как вода растворяет разные вещества. Сейчас группа консультантов (научные руководители ваших групп) соберут таблицы с результатами опытов и попытаются сделать сводную таблицу.
 Для остальных ребят  физкультминутка «Вода – не вода».
Игра требует внимания. Я буду называть слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, вы должны встать, поднять руки вверх. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде – руки в стороны, присели. Если предмет или явление не имеют никакого отношения к воде – хлопаете в ладоши.(Озеро, рыбка, река, облако, корабль, поезд, пустыня, ливень, стекло, айсберг, океан, гора, льдинка, лодка, сок, пар, песок. стол).
Слово консультантам. Вывод:(по сводной  таблице)
 Соль, сахар, марганец, сода, лимонная кислота, сок – растворились в воде;
Песок, мел, крупа – не растворились в воде.
Вода растворяет некоторые вещества, а некоторые не растворяет.
 (На доске появляется запись: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются)
-Какова была цель первой серии опытов? (доказать, что вода может растворять  вещества…)
Оцените себя в работе группы, раскрасив вторую каплю в карте-самооценки.
-Может быть кто-то уже готов ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
(Если кто-то из детей найдёт ответ, то следующей серией опытов мы будем искать подтверждение его ответу, если ответ пока не сформулирован, будем искать ответ через следующую серию опытов.)
5.-Начинаем вторую серию опытов.
В каждой группе есть карточка с заданием. Прочитайте .
/Пропустить воду с песком и раствор воды с соком через воронку с фильтром/.
Есть ли слово, значение которого вам непонятно? (фильтр)
/Если дети не могут грамотно объяснить значение этого слова, можно обратиться к словарю/
/«Фильтр»-прибор, устройство или сооружение, для очищения жидкостей, газов от твёрдых частиц, примесей.
«Фильтрация»- просачивание, естественное процеживание жидкостей, газов через пористые вещества.
 - Сформулируйте цель этой работы.
  ( Очистить воду от примесей).
Для опыта нам понадобятся чистые пробирки, воронка, фильтры.
Опыт №1 – Вылейте воду с речным песком в воронку с фильтром.
Запишите, что наблюдаете, вывод.
Опыт №2 – Вылейте воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром.
Запишите, что наблюдаете, вывод.
(Обобщаем выводы, сделанные в группах, общий вывод записывается
на доске: Не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода
проходит через него.)
Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, как очистить сахар от мусора?
(Собрать сахар  вместе с мусором,  растворить в воде.  Сахар растворится, а мусор нет. Затем пропустить всё через фильтр. Вода с сахаром пройдёт сквозь фильтр, а мусор останется.)
 Какое свойство воды помогло нам решить этот вопрос? (Свойство воды-растворителя)
Полностью ли мы решили поставленный в начале урока вопрос? (нет – мы получили бы раствор воды с сахаром, а не чистый сахар)
Как вы думаете, какой должен быть следующий шаг в превращении сахарного сиропа в сахар? Какое свойство воды необходимо использовать в следующем опыте? (вода должна испариться под воздействием тепла)
/если дети не смогут найти ответ, это задание даётся им на дом/
Задание для самых любознательных: дома повторите этот опыт, вывод запишите в тетради; попробуйте найти ответ на нерешённый вопрос
6. Сегодня на уроке вы работали в исследовательской  группе. Насколько слаженной и эффективной получилась ваша работа?
Оцените работу своей группы, раскрасив третью  каплю в карте-самооценки.
7. –Кто знает, что такое гигиена?
«Гигиена»- раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья;
мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья.
-Ребята, а кто догадается, какая связь может быть между этой наукой и темой сегодняшнего урока?
 -Какое же свойство воды использует человек в гигиенических целях?
(демонстрация этого свойства)
 
Спасибо за урок!
Категория: Окружающий мир | Добавил: sabaewa60 | Теги: окружающий мир, конспект урока, начальные классы, урок окружающего мира
Просмотров: 48 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал