Внеклассное занятие по окружающему миру «В гостях у птиц» для обучающихся 2 класса
Автор: Меденцева Лилия Егоровна, учитель начальных классов МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района, Томской области
Цели: Познакомить учащихся с многообразием птиц, с удивительными загадками и тайнами из их жизни, обобщить и расширить знания детей по этой теме, познакомить ребят с произведениями художественной литературы, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами, фразеологизмами, их значением, развивать творческие способности детей, способствовать воспитанию у учащихся заботливого отношения к птицам, природе родного края.
Предварительная подготовка: ребята заранее читают материал, находят приметы, связанные с поведением птиц, учат стихотворения про птиц, рисуют плакаты, рисунки, изготавливают с родителями кормушки, скворечники.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме, аудиозапись «Голоса птиц», книги о птицах, карточки с пословицами и фразеологизмами для групповой работы, маски с изображением птиц, «портрет» ворона.
Оформление: фотографии и рисунки детей на тему «Мир птиц», плакаты «Птицы – друзья леса, сада и огорода!», «Ребята, любите и охраняйте птиц!», «Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!»
Дидактический материал: Н.Сладков «Жалейкин и птенчик», М.Горький «Бабушкин скворец»
Ход занятия: I. Организационный момент
II. Тема урока Учитель: Ребята, сегодня на нашем занятии речь пойдет о наших друзьях. О каких, вы должны догадаться сами. Я вам прочитаю рассказ Н. Сладкова. «Сейчас куда ни пойдешь, везде встретишь птиц. А когда-то птиц на Земле совсем не было. Жили одни змеи и ящеры. Один из древних ящеров и стал предком птицы. Чешуя его постепенно превратилась в перья, передние лапы- в крылья. И первоптица взлетела в воздух. Случилось это очень-очень давно. У первоптицы были ноги и крылья птицы, а пасть ящера. Это была еще зубатая птица» - Так о ком же мы будем сегодня говорить? Дети. О птицах Учитель: Да, мы будем говорить о птицах, но это будет не обычный урок, а урок-путешествие в птичье царство. Глазки мы сейчас закроем, Руки в крылья превратим, Птицами себя представим И быстрее полетим…. Летим над домами, Лесами, морями, Летим над седыми Крутыми горами. Но вот приземлились…. Глаза мы открыли, И видим мы царство.
-Умный ворон нас встречает, в царство птичье приглашает. (звучит голос ворона) Но чтобы туда зайти, нужно отгадать загадки.
III. Загадки На шесте-дворец Во дворе-певец.(скворец)
Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, А зовут её…. (сорока)
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (снегирь)
Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет Крохи собирает (воробей)
-Всю ночь летает- Мышей добывает. А станет светло, Спать летит в дупло (сова)
Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой! (дятел)
Пестрая крякушка Ловит лягушек Ходит вразвалочку, Спотыкалочку (утка)
На скале он строит дом Разве жить не страшно в нём? Хоть кругом и красота, Но такая высота! Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться. Два могучие крыла У хозяина…..(орла)
Учитель: Загадки все мы отгадали. В царство «Птичье мы попали» IV. Зимующие и перелетные птицы (Звучат голоса птиц)
А вот совушка – сова, Большая голова… На вас глядит И ответ держать велит.
- Назовите зимующих птиц. (Снегирь, воробей, ворона, клест, голубь) Ребята, что нужно делать, чтобы птицам было легче зимовать? (сделать кормушки и подкармливать их) - Назовите перелетных птиц.(Ласточки, грачи, стрижи, скворцы, утки) Ребята, а как вы должны встречать пернатых друзей? (Сделать скворечники) V. Сказки Назовите сказки, где действующими героями являются птицы. («Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Гадкий утенок»…) VI. Особенности птиц -А сейчас мы проверим знаете ли вы особенности птиц? • Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.) • Какую птицу называют лесной газетой? (Сороку.) • Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики, куропатки) • Какую птицу называют лесным доктором? (дятел) • У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина.) • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.) • Что за птица живет среди вечных льдов и снегов, умеет хорошо плавать и нырять? (Пингвин.) • Какая птица слаба на слух? (Глухарь.) • У какой птицы длинный хвост? (Сорока.) • Какая птица складывает свой улов в клюв? (Пеликан.) • Какая птица выше всех летает? (орел) Молодцы!
VII. Знакомство с произведениями Н.Сладкова «Жалейкин и птенчик», и М.Горького «Бабушкин скворец» Учитель: Тише, ребята, еще тише… Вы ничего не слышите? Птицы плачут. Синица рассказывает, как её птенца унес мальчик. Послушайте рассказ об этом. - Как вы думаете, правильно поступил Жалейкин? - Как нужно относиться к птенцам? - А если вам встретится птица с перебитым крылом или сломанной лапкой? Послушайте рассказ М.Горького «Бабушкин скворец» -Понравился вам рассказ? -Каким оказался скворушка? (Умным, хорошим, благодарным учеником) Какой была бабушка М.Горького? (Она очень любила природу, была доброй, научила своего внука любить природу и беречь ее) Молодцы, ребята! Но сова от себя вас не хочет отпускать. Она хочет с вами еще поиграть. VIII. Физкультминутка- игра Проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы начинаете дружно хлопать в ладоши. Готовы?
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…(дети хлопают) Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают) Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…(дети хлопают) Прилетели птицы: чибисы, чижи, белки и ежи …… (дети хлопают) Игра «Летает – не летает!» Молодцы! IX.Чтение стихотворений детьми - А теперь у аиста задание для вас. Прочитать про птиц стих или рассказ. (Дети читают стихи, рассказ Л.Н.Толстого «Чиж») - Так о чем же просил чиж? (О свободе, чтобы Варя его отпустила) Учитель: Ребята, всем птицам хорошо на воле. Огромно птичье царство, Всех птиц не перечесть, И все же посмотрите, Какие птицы есть! X. Птицы – рекордсмены Самая крупная птица – страус. Его рост 2,4 м, вес до 156 кг. Самые прочные яйца. Яичная скорлупа отличается значительной прочностью. Так, одно куриное яйцо упало с вертолета с высоты 183 м и не разбилось. Скорлупа страусиных яиц способна выдержать человека весом до 150кг. Самый громкий голос издает индийский павлин, его слышно за несколько километров. (звучит крик павлина) Самые свирепые и удачливые хищники в мире птиц – ястребы и соколы. Они отличаются высокой скоростью полета и, падая камнем с высоты на свою жертву, наносят ей страшные раны своими мощными когтями. Неутомимые крылышки. Колибри «рогатая жемчужина» совершает 90 взмахов крыльев в секунду, гораздо больше, чем другие колибри и любые другие птицы. Легче мотылька. Вес некоторых колибри, самых крохотных в мире птиц, составляет всего 1,5 г. Самый большой размах крыльев у странствующего альбатроса: 3,7 м. XI. Работа с фразеологизмами (работа в группах) Приложение №1 - Ребята, в жизни мы часто употребляем фразеологизмы, в которых говорится о птицах. Знаете ли вы, когда так говорят? • Короче воробьиного носа. (Очень маленький) • Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)
• Пишет как курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо.) • Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, т.е. бесцельно проводить время, лодырничать.)
• Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других.) • С гулькин нос. (Небольшой по размерам, по величине, по количеству.) XII. Собери пословицы (работа в группах) Приложение №2 • Увидел скворца – весна у крыльца. • Всяк кулик на своём болоте велик. • Соловей берет пением, а человек умением. • Где ласточка совьёт гнездо – там добрые люди. • Лес без птиц и птицы без леса не живут. • Всякая птица своим клювом сыта. Учитель: Вот и дуб, на дубе трон, Царь – орел на троне том. У царя в когтях указ. Вам, друзья, такой наказ: «Птичьих гнезд не разоряйте, Зимой птицам помогайте. Корм в кормушки доставляйте, Весной с радостью встречайте, В новые скворечники Пернатых приглашайте!» С указом царя вы согласны друзья? (Да) XIII. Хоровое чтение стихотворения Слайд №21 Эй, зимующие птицы, Дятлы, воробьи, синицы, Вы не бойтесь зимовать, Мы вам будем помогать! Птицы перелетные, Прилетайте к нам, Ведь уже скворечники Сделали мы вам! Учитель: Ребята, путешествие наше заканчивается, и нам пора домой. Глазки мы сейчас закроем, Руки в крылья превратим, Птицами себя представим, И назад мы полетим. Летим над лесами, морями, полями. Летим над седыми крутыми горами. Но вот приземлились, Глаза мы открыли, И в классе своем мы опять очутились. XIV. Рефлексия Понравилось вам занятие, что вы узнали нового? Ребята, чтобы знать еще больше информации о наших пернатых друзьях я вам советую прочитать вот эти книги. (Демонстрация книг) Ребята, название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (ВОРОН) XV. На память об этом уроке умный ворон дарит вам свой портрет. Приложение №3
Используемая литература 1. Адам А.М. «Птицы Томской области», 2009 2. Аксенова М., Володин В., Г.Вильчек Большая детская энциклопедия «Птицы и звери», 2009 3. Брем А. «Жизнь животных» том III Птицы, 2008 4. Горький М. «Рассказы», 2011 5. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов, 1997 6. Моррис Р. «Тайны живой природы», 1995 7. Сладков Н. «Лесные тайнички» Рассказы и сказки, 1998
|