Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Внеклассное занятие по окружающему миру "В гостях у птиц" для обучающихся 2 класса

29.11.2013, 14:02
Меденцева Лилия Егоровна
Учитель начальных классов, МБОУ "Октябрьская СОШ" Томского района, Томской области
Внеклассное занятие по окружающему миру
«В гостях у птиц»
для обучающихся 2 класса

Автор: Меденцева Лилия Егоровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района, Томской области

Цели: Познакомить учащихся с многообразием птиц, с удивительными загадками и тайнами из их жизни, обобщить и расширить знания детей по этой теме, познакомить ребят с произведениями художественной литературы, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами, фразеологизмами, их значением, развивать творческие способности детей, способствовать воспитанию у учащихся заботливого отношения к птицам, природе родного края.

Предварительная подготовка: ребята заранее читают материал, находят приметы, связанные с поведением птиц, учат стихотворения про птиц, рисуют плакаты, рисунки, изготавливают с родителями кормушки, скворечники.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме, аудиозапись «Голоса птиц», книги о птицах, карточки с пословицами и фразеологизмами для групповой работы, маски с изображением птиц, «портрет» ворона.

Оформление: фотографии и рисунки детей на тему «Мир птиц», плакаты «Птицы – друзья леса, сада и огорода!», «Ребята, любите и охраняйте птиц!», «Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!»

Дидактический материал: Н.Сладков «Жалейкин и птенчик», М.Горький «Бабушкин скворец»

Ход занятия:
I. Организационный момент

II. Тема урока
Учитель:
Ребята, сегодня на нашем занятии речь пойдет о наших друзьях. О каких, вы должны догадаться сами. Я вам прочитаю рассказ Н. Сладкова.
«Сейчас куда ни пойдешь, везде встретишь птиц. А когда-то птиц на Земле совсем не было. Жили одни змеи и ящеры. Один из древних ящеров и стал предком птицы. Чешуя его постепенно превратилась в перья, передние лапы- в крылья. И первоптица взлетела в воздух. Случилось это очень-очень давно. У первоптицы были ноги и крылья птицы, а пасть ящера. Это была еще зубатая птица»
- Так о ком же мы будем сегодня говорить?
Дети. О птицах
Учитель: Да, мы будем говорить о птицах, но это будет не обычный урок, а урок-путешествие в птичье царство.
Глазки мы сейчас закроем,
Руки в крылья превратим,
Птицами себя представим
И быстрее полетим….
Летим над домами,
Лесами, морями,
Летим над седыми
Крутыми горами.
Но вот приземлились….
Глаза мы открыли,
И видим мы царство.

-Умный ворон нас встречает, в царство птичье приглашает.  (звучит голос ворона)
Но чтобы туда зайти, нужно отгадать загадки.

III. Загадки
На шесте-дворец
Во дворе-певец.(скворец)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её…. (сорока)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает (воробей)

-Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло (сова)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой! (дятел)

Пестрая крякушка
Ловит лягушек
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку (утка)

На скале он строит дом
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться.
Два могучие крыла
У хозяина…..(орла)

Учитель: Загадки все мы отгадали.
В царство «Птичье мы попали»
IV. Зимующие и перелетные птицы (Звучат голоса птиц)

А вот совушка – сова,
Большая голова…
На вас глядит
И ответ держать велит.

- Назовите зимующих птиц. (Снегирь, воробей, ворона, клест, голубь)
Ребята, что нужно делать, чтобы птицам было легче зимовать?
(сделать кормушки и подкармливать их)
- Назовите перелетных птиц.(Ласточки, грачи, стрижи, скворцы, утки)
Ребята, а как вы должны встречать пернатых друзей? (Сделать скворечники)
V. Сказки
Назовите сказки, где действующими героями являются птицы.
(«Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Гадкий утенок»…)
VI. Особенности птиц
-А сейчас мы проверим знаете ли вы особенности птиц?
• Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)
• Какую птицу называют лесной газетой? (Сороку.)
• Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики, куропатки)
• Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
• У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина.)
• Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
• Что за птица живет среди вечных льдов и снегов, умеет хорошо плавать и нырять? (Пингвин.)
• Какая птица слаба на слух? (Глухарь.)
• У какой птицы длинный хвост? (Сорока.)
• Какая птица складывает свой улов в клюв? (Пеликан.)
• Какая птица выше всех летает? (орел)
Молодцы!

VII. Знакомство с произведениями Н.Сладкова «Жалейкин и птенчик», и М.Горького «Бабушкин скворец»
Учитель: Тише, ребята, еще тише… Вы ничего не слышите? Птицы плачут. Синица рассказывает, как её птенца унес мальчик. Послушайте рассказ об этом.
- Как вы думаете, правильно поступил Жалейкин?
- Как нужно относиться к птенцам?
- А если вам встретится птица с перебитым крылом или сломанной лапкой?
Послушайте рассказ М.Горького «Бабушкин скворец»
-Понравился вам рассказ?
-Каким оказался скворушка? (Умным, хорошим, благодарным учеником)
Какой была бабушка М.Горького? (Она очень любила природу, была доброй, научила своего внука любить природу и беречь ее)
Молодцы, ребята! Но сова от себя вас не хочет отпускать. Она хочет с вами еще поиграть.
VIII. Физкультминутка- игра
Проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Слушайте внимательно!
Если я ошибусь, вы начинаете дружно хлопать в ладоши. Готовы?

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…(дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…(дети хлопают)
Прилетели птицы: чибисы, чижи, белки и ежи …… (дети хлопают)
Игра «Летает – не летает!»
Молодцы!
IX.Чтение стихотворений детьми
- А теперь у аиста задание для вас.
Прочитать про птиц стих или рассказ.
(Дети читают стихи, рассказ Л.Н.Толстого «Чиж»)
- Так о чем же просил чиж? (О свободе, чтобы Варя его отпустила)
Учитель: Ребята, всем птицам хорошо на воле.
Огромно птичье царство,
Всех птиц не перечесть,
И все же посмотрите,
Какие птицы есть!
X. Птицы – рекордсмены
Самая крупная птица – страус. Его рост 2,4 м, вес до 156 кг.
Самые прочные яйца. Яичная скорлупа отличается значительной прочностью. Так, одно куриное яйцо упало с вертолета с высоты 183 м и не разбилось. Скорлупа страусиных яиц способна выдержать человека весом до 150кг.
Самый громкий голос издает индийский павлин, его слышно за несколько километров.  (звучит крик павлина)
Самые свирепые и удачливые хищники в мире птиц – ястребы и соколы. Они отличаются высокой скоростью полета и, падая камнем с высоты на свою жертву, наносят ей страшные раны своими мощными когтями.
Неутомимые крылышки. Колибри «рогатая жемчужина» совершает 90 взмахов крыльев в секунду, гораздо больше, чем другие колибри и любые другие птицы.
Легче мотылька. Вес некоторых колибри, самых крохотных в мире птиц, составляет всего 1,5 г.
Самый большой размах крыльев у странствующего альбатроса: 3,7 м.
XI. Работа с фразеологизмами (работа в группах) Приложение №1
- Ребята, в жизни мы часто употребляем фразеологизмы, в которых говорится о птицах. Знаете ли вы, когда так говорят?
• Короче воробьиного носа. (Очень маленький)
• Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)

• Пишет как курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо.)
• Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, т.е. бесцельно проводить время, лодырничать.)

• Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других.)
• С гулькин нос. (Небольшой по размерам, по величине, по количеству.)
XII. Собери пословицы (работа в группах) Приложение №2
• Увидел скворца – весна у крыльца.
• Всяк кулик на своём болоте велик.
• Соловей берет пением, а человек умением.
• Где ласточка совьёт гнездо – там добрые люди.
• Лес без птиц и птицы без леса не живут.
• Всякая птица своим клювом сыта.
Учитель:
Вот и дуб, на дубе трон,
Царь – орел на троне том.
У царя в когтях указ.
Вам, друзья, такой наказ:
«Птичьих гнезд не разоряйте,
Зимой птицам помогайте.
Корм в кормушки доставляйте,
Весной с радостью встречайте,
В новые скворечники
Пернатых приглашайте!»
С указом царя вы согласны друзья? (Да)
XIII. Хоровое чтение стихотворения Слайд №21
Эй, зимующие птицы,
Дятлы, воробьи, синицы,
Вы не бойтесь зимовать,
Мы вам будем помогать!
Птицы перелетные,
Прилетайте к нам,
Ведь уже скворечники
Сделали мы вам!
Учитель: Ребята, путешествие наше заканчивается, и нам пора домой.
Глазки мы сейчас закроем,
Руки в крылья превратим,
Птицами себя представим,
И назад мы полетим.
Летим над лесами, морями, полями.
Летим над седыми крутыми горами.
Но вот приземлились,
Глаза мы открыли,
И в классе своем мы опять очутились.
XIV. Рефлексия
Понравилось вам занятие, что вы узнали нового?
Ребята, чтобы знать еще больше информации о наших пернатых друзьях я вам советую прочитать вот эти книги. (Демонстрация книг)
Ребята, название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (ВОРОН)
XV. На память об этом уроке умный ворон дарит вам свой портрет. Приложение №3

Используемая литература
1. Адам А.М. «Птицы Томской области», 2009
2. Аксенова М., Володин В., Г.Вильчек Большая детская энциклопедия «Птицы и звери», 2009
3. Брем А. «Жизнь животных» том III Птицы, 2008
4. Горький М. «Рассказы», 2011
5. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов, 1997
6. Моррис Р. «Тайны живой природы», 1995
7. Сладков Н. «Лесные тайнички» Рассказы и сказки, 1998


Категория: Окружающий мир | Добавил: L45
Просмотров: 6121 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.3/3

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Спасибо за работу

Интересный конспект, даже кое что для себя взяла.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог