Формирование коммуникативных умений у младших школьников в процессе организации проектной деятельности по русскому языку
| 02.10.2013, 11:59 |
Сергеева Алина |
студентка, НИУ "БелГУ" |
Статья "Формирование коммуникативных умений у младших школьников в процессе организации проектной деятельности по русскому языку (УМК «Планета знаний»)"
Сергеева Алина Юрьевна студентка 5 курса факультета дошкольного, начального и специального образования, педагогического института НИУ «БелГУ» В основе УМК «Планета знаний» лежит системно - деятельностный подход, предполагающий: -ориентацию на достижение цели и основного результата образования; -развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира (коммуникативные, регулятивные, познавательные); -опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: • проблемно-диалогическую технологию, • технологию мини-исследования, • технологию организации проектной деятельности, • технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) [1]. Таким образом, одной из основных особенностей УМК «Планета знаний» является переход с репродуктивной деятельности на поисково-исследовательскую. В программе это достигается методикой, при которой учащийся выступает не просто «слушателем», а «исследователем». Роль исследователя заключается в том, что школьник является полноправным участником процесса обучения, его субъектом, т.е. информация предъявляется учителем не в готовом виде, а рождается в процессе коллективной работы. Это дает возможность каждому ученику "открыть" для себя новое, усвоить научное знание. Из этого следует, что ребенок самостоятельно добывает необходимые знания, а учитель только направляет работу учащегося [2]. Кроме, того можно выделить еще одну особенность программы, как уже говорилось выше, это формирование универсальных учебных действий. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования выделяют следующие универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Нас интересуют коммуникативные умения, имеющие большое значение для развития личности ребенка. Так к коммуникативным универсальным учебным действиям, которые должны быть реализованы в каждой программе, ФГОС отнес следующие: -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существования различных точек зрения; излагать свое мнение и доказывать свою точку зрения и оценку событий; - самостоятельное определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [3]. В связи с вышесказанным рассмотрим учебники по русскому языку Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной. Они предполагают проведение уроков в традиционной и нетрадиционной форме. На уроках используются индивидуальные, парные и групповые формы организации деятельности учащихся. Большое внимание уделяется организации работы в паре и работы над коллективными проектами, которые направлены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение распределять роли, договариваться с партнером, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Эти занятия дают возможность каждому ученику высказать своё мнение, сопоставить его с мнением других. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации. В учебнике на разворотах предложены различные варианты проектов: создание игр на учебном материале, социально значимые проекты (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей), частично исследовательские проекты (найди исторический корень). Темы проектных работ связаны с материалами разных учебных предметов, жизненными ситуациями. Содержание и организация проектов возрастает от класса к классу. Например, проект 1 класса «Фруктовая азбука» предлагает поиск и запись слов на определенную букву алфавита из названий фруктов. Работа может выполняться индивидуально, так же как и проект 2 класса «Найди исторический корень». Однако во 2 классе усложняется содержание за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями. Многие проекты 3 и 4 класса с одной стороны требуют от детей согласованных действий, а с другой решения речевых коммуникативных задач. Из предлагаемых учебниками проектов ребенок может выбрать те, которые его заинтересуют. Возможность выбора в соответствии со своими интересами и возможность самостоятельно разрабатывать проект, создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий [4]. Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Планета знаний», построена в соответствии с требованиями, которые предъявляет к образовательным программам ФГОС, и направлена на формирования УУД, в частности на развитие коммуникативной компетенции учащихся. С 1 класса у учащихся формируется умения высказывать собственное мнение, слушать другого, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы. Литература: 1. Савин Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / Е.С.Савин — М.: Просвещение, 2011. 2. Программы начальной школы [электронный ресурс] , http://schoolguide.ru (дата обращения 29.09.13). 3. Программа по формированию УУД по "Планете Знаний"[электронный ресурс], http://s09027.edu35.ru(дата обращения 29.09.13). 4. Метапредметные (общеучебные) умения и навыки [электронный ресурс] terehina.86sch3-yugorsk.edusite.ru, (дата обращения 30.09.13).
|
Категория: Разное | Добавил: alina21
|
Просмотров: 2170 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|