Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Формирование коммуникативных умений у младших школьников в процессе организации проектной деятельности по русскому языку

02.10.2013, 11:59
Сергеева Алина
студентка, НИУ "БелГУ"
Статья "Формирование коммуникативных умений у младших школьников в процессе организации проектной деятельности по русскому языку (УМК «Планета знаний»)"

Сергеева Алина Юрьевна
студентка 5 курса факультета дошкольного, начального и специального образования, педагогического института НИУ «БелГУ»

В основе УМК «Планета знаний» лежит системно - деятельностный подход, предполагающий:
-ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
-развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира (коммуникативные, регулятивные, познавательные);
-опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
• проблемно-диалогическую технологию,
• технологию мини-исследования,
• технологию организации проектной деятельности,
• технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) [1].
Таким образом, одной из основных особенностей УМК «Планета знаний» является переход с репродуктивной деятельности на поисково-исследовательскую. В программе это достигается методикой, при которой учащийся выступает не просто «слушателем», а «исследователем». Роль исследователя заключается в том, что школьник является полноправным участником процесса обучения, его субъектом, т.е. информация предъявляется учителем не в готовом виде, а рождается в процессе коллективной работы. Это дает возможность каждому ученику "открыть" для себя новое, усвоить научное знание. Из этого следует, что ребенок самостоятельно добывает необходимые знания, а учитель только направляет работу учащегося [2]. Кроме, того можно выделить еще одну особенность программы, как уже говорилось выше, это формирование универсальных учебных действий. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования выделяют следующие универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Нас интересуют коммуникативные умения, имеющие большое значение для развития личности ребенка.
Так к коммуникативным универсальным учебным действиям, которые должны быть реализованы в каждой программе, ФГОС отнес следующие:
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существования различных точек зрения; излагать свое мнение и доказывать свою точку зрения и оценку событий;
- самостоятельное определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [3].
В связи с вышесказанным рассмотрим учебники по русскому языку Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной. Они предполагают проведение уроков в традиционной и нетрадиционной форме. На уроках используются индивидуальные, парные и групповые формы организации деятельности учащихся. Большое внимание уделяется организации работы в паре и работы над коллективными проектами, которые направлены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение распределять роли, договариваться с партнером, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Эти занятия дают возможность каждому ученику высказать своё мнение, сопоставить его с мнением других. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации. В учебнике на разворотах предложены различные варианты проектов: создание игр на учебном материале, социально значимые проекты (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей), частично исследовательские проекты (найди исторический корень). Темы проектных работ связаны с материалами разных учебных предметов, жизненными ситуациями. Содержание и организация проектов возрастает от класса к классу. Например, проект 1 класса «Фруктовая азбука» предлагает поиск и запись слов на определенную букву алфавита из названий фруктов. Работа может выполняться индивидуально, так же как и проект 2 класса «Найди исторический корень». Однако во 2 классе усложняется содержание за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями. Многие проекты 3 и 4 класса с одной стороны требуют от детей согласованных действий, а с другой решения речевых коммуникативных задач. Из предлагаемых учебниками проектов ребенок может выбрать те, которые его заинтересуют. Возможность выбора в соответствии со своими интересами и возможность самостоятельно разрабатывать проект, создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Планета знаний», построена в соответствии с требованиями, которые предъявляет к образовательным программам ФГОС, и направлена на формирования УУД, в частности на развитие коммуникативной компетенции учащихся. С 1 класса у учащихся формируется умения высказывать собственное мнение, слушать другого, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.

Литература:
1. Савин Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / Е.С.Савин — М.: Просвещение, 2011.
2. Программы начальной школы [электронный ресурс] , http://schoolguide.ru (дата обращения 29.09.13).
3. Программа по формированию УУД по "Планете Знаний"[электронный ресурс], http://s09027.edu35.ru(дата обращения 29.09.13).
4. Метапредметные (общеучебные) умения и навыки [электронный ресурс] terehina.86sch3-yugorsk.edusite.ru, (дата обращения 30.09.13).


Категория: Разное | Добавил: alina21
Просмотров: 2170 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог