Сегодня: 19.08.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Методика активизации познавательной деятельности младших школьников путём применения современных образовательных технологий

СКАЧАТЬ (23.7 Kb) 05.08.2018, 22:13

Приоритетной целью современного школьного образования становится не простая передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря формирование умения учиться.  Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности ученика по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность ученика приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки учителя как партнера, консультанта.   Привычная для нас репродукция просто не способна уже обеспечить тот результат, который ожидают и общество, и государство, и родители.

Достижение поставленных задач требует внедрения современных  образовательных технологий и принципов организации учебного процесса.

Одной из таких технологий является технология смешанного обучения. Смешанное обучение, или blended learning, – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, которые базируются  на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.

Сегодня я расскажу об одной из моделей данной технологии - это модель "Перевёрнутый класс". Его отличие от традиционного сценария заключается в том, что теоретический материал изучается учениками самостоятельно до начала урока (на домашнее задание они просматривают подготовленные педагогом видео, аудио-лекции, интерактивные материалы и т.п.), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта.

Родоначальниками модели перевернутого класса считаются два учителя – Джонатан Бергман и Аарон Сэмс , которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.

Побывав на семинаре по "перевёрнутому классу" я задумалась над тем, возможно ли применить данный сценарий обучения в начальной школе.

Мы знаем, что одна из самых острых проблем современной школы - низкая мотивация учащихся. Нередко учителя сетуют на пассивную позицию детей на уроке и на их нежелание брать ответственность за свое учение. А от чего дети становятся пассивными? Может от того, что мы начиная с первого класса именно этому и учим их? Давайте задумаемся, как часто ученики на уроке активно что-либо обсуждают или совместно решают проблему и какое количество времени рассказывает, объясняет или пишет на доске учитель? Может и неудивительно, что к концу основной школы ученики примерно усваивают роль пассивного слушателя, умеющего воспроизводить зазубренные факты, алгоритмы и типовые задачи. Кстати, и большинство родителей убеждены, что хороший учитель - это тот, кто в первую очередь, очень подробно объясняет материал у доски, затем демонстрирует решение типовых задач и только после этого решает вместе с учениками похожие задачи на доске. Однако, учебный урок в 21 веке - это урок, где ученики активно вовлечены в совместную деятельность, а учитель прежде всего конструирует учебную ситуацию.

В течение всего прошедшего года я вводила элементы технологии смешанного обучения в сценарии своих уроков. Какие плюсы и какие минусы работы в "перевёрнутом классе"?

Плюсы

- меняется роль учителя: она заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное вовлечение учащихся в учебный процесс;

-знакомство с учебным материалом (просмотр видео, изучение параграфа, совместная работа учащихся посредством ИКТ) по новой теме и что самое важное в удобном для конкретного ученика темпе, не будучи зажатыми временными рамками урока;

- высвобождается время на уроке для закрепления пройденного, для творческой работы, применение знаний и умений в новой ситуации.

Минусы

- большая подготовительная работа учителя;

- нет взаимопонимания с администрацией;

- нет взаимопонимания с родителями;

- не у всех учащихся есть возможность работать с компьютером дома;

Каким образом можно постараться устранить негативные стороны данной работы. От большой подготовительной работы вряд ли можно уйти, особенно в первое время. И только проработав несколько лет в "перевёрнутом классе", создав банк видеоматериалов по многим темам уроков, будет проще.

Администрации, которая, возможно, будет считать, что учителя слишком мало на уроке (а такая администрация ещё есть) необходимо подробно объяснить методику данной технологии, познакомить с результатами диагностических работ учащихся, с тестированием учеников и родителей.

Чтобы родители первое время помогали учителю с организацией выполнения домашнего задания детьми (научили их включать домашний компьютер, разрешили детям пользоваться им и т.д.) нужно чтобы родители  стали союзниками учителя, а не его противниками, Лично я решила  этот вопрос таким образом: я подготовила и провела родительское собрание по сценарию "перевёрнутого класса". Родители почувствовали себя своими детьми, погрузились целиком и полностью в процесс обучения по данной технологии. Результат превзошёл ожидания. Отзывы о собрании ещё долго приходили мне на Вайбер в нашу группу. Родители были в восторге и проблем с внедрением новой формы обучения у меня не возникло.

Четвёртая проблема: у некоторых детей нет компьютеров дома. У моих учеников компьютеры есть у всех, но есть другая сложность. Некоторые родители не разрешают включать компьютер ребёнку самостоятельно и приходят с работы поздно, а слишком поздно изучать материал не эффективно. Я выхожу из данного положения так: после уроков включаю видеозапись детям в классе.

Есть и ещё одна проблема - не все дети добросовестно выполняют домашнее задание. Они могут не смотреть видеоматериалы дома и приходить на урок не готовыми совсем. Работа с такими учащимися - это отдельный разговор. Здесь необходимо развитие мотивации, и роль учителя в этой работе огромна и неоценима. Но если это не система, а отдельные случаи, можно поступать так: проводить небольшой тест в начале урока на понимание того, состоялось ли вообще знакомство с новым материалом у детей дома или нет.  Если нет, то данный ученик сидит и читает параграф, а остальные дети выполняют творческие задания.

Мои ученики привыкли к самостоятельной работе на уроке и им уже нравится так работать. Они не испытывают проблем при работе в сменных парах, группах. Они умеют работать по инструкции, осуществлять самопроверку, коррекцию и оценку своих результатов.

Инструментов для организации подобной работы много. Здесь я только упомяну о некоторых из них, которые наиболее прижились в нашем классе и работа с которыми вызывает у детей активную познавательную деятельность.         Мой опыт показывает, что применение данных электронных сервисов на уроках позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.

Речь пойдёт о таких программах как Plickers, Liarning Apps, Quizizz.

Plickers- это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика своя, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы. Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь.

LearningApps – сервис для разработки электронных обучающих ресурсов, а конкретно – для разнообразных тестовых заданий. На сайте десятки шаблонов, позволяющих создавать ТЗ любой структуры, включая в них не только текст, но и картинки, аудио- и видеоролики. Сервис ориентирован на школьный возраст. Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. Создав задание, вы можете тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся. Это удобный, мобильный, современный инструмент формирующего оценивания, который позволяет развивать у детей навыки самооценивания.

Quizizz - с помощью данного сервиса можно создавать тесты и викторины по различным темам школьной программы, организовывать интеллектуальные игры и экспресс-опросы учащихся на уроке, предлагать тесты в качестве домашнего задания. Учитель может отслеживать работу каждого ученика и получать полную картину работы класса, а также экспортировать полученные данные в таблицу Excel. Все ученики получают одинаковые задания, но каждый из них на своём мобильном устройстве увидит случайную последовательность вопросов и будет работать с тестом в свойственном для себя темпе.

Ребята с большим удовольствием работают с данными программами, заметно повышается их мотивация и познавательная активность за счёт разнообразия форм работы, включения игрового момента. 

Таким образом, использование современных образовательных технологий, и в частности технологии смешанного обучения, позволяет учителю сделать урок современным, влияет на профессиональный рост педагога, что способствует значительному повышению качества образования, приводит к решению главной задачи образовательной политики. Такие уроки являются важным результатом инновационной работы в школе.

Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: опыт работы, перевёрнутый класс, начальная школа
Просмотров: 137 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Демонстрационный материал «Чемпионы животного мира. Лучшие ныряльщики»


Классный час, посвященный празднованию дня победы, «И шутки помогали воевать…» (Литературно-музыкальная композиция) 6 класс


Развитие музыкального мышления как основа развития личности музыканта


Методика активизации познавательной деятельности младших школьников путём применения современных образовательных технологий


Эффективные приёмы формирования навыка беглого и осознанного чтения



© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.08.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал