Платонова Александра Ивановна - МБОУ "Диринская средняя общеобразовательная школа "АГРО" имени И.Е.Федосеева-Доосо, учитель начальных классов
Сергеева Татьяна Ивановна - МБОУ "Диринская средняя общеобразовательная школа "АГРО" имени И.Е.Федосеева-Доосо, социальный педагог
Старостина Саргылана Дмитриевна - МБОУ "Диринская средняя общеобразовательная школа "АГРО" имени И.Е.Федосеева-Доосо, заведующий школьным интернатом
Проект «Я - Маленький хозяин земли»
для учащихся начальных классов и родителей
«От близкого к далекому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний».
«Воспитание на личном примере»
У народа Саха всегда было много традиций, облагораживающих жизнь. Это выражались в отношении к природе, в поэзии земледельческого труда, в устном народном творчестве, в удивительных ремеслах, в красоте одежды.
В настоящее время происходит возрождение традиций. Изменилось представление о национальных традициях, как о чем-то, фиксирующем только моменты различия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции, выражающиеся в национальной форме, еще не исчерпали своих прогрессивных возможностей и с успехом могут быть использованы в современном образовании.
Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, школьные учреждения призваны формировать у детей такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма, чувство долга, чувство красоты.
Основным средством формирования указанных качеств являются трудовые традиции этноса. Обилие информации, воспитание в соответствующей среде, жизненная многовековая практика показали, что дети должны овладевать различными трудовыми умениями, навыками и переносить их на любой вид деятельности, свойственной данному народу, так как дети воспитываются и обучаются на предшествующих и настоящих примерах производственной деятельности народа.
Воспитание детей в процессе домашнего, общественно-полезного и производственного труда относится к лучшим традициям народа Саха. Но на современном этапе развития общества прогрессивные традиции народа Саха утрачивают свою значимость. В связи с этим использование народных традиций в современной практике обучения и воспитания является настоятельной необходимостью.
Основной вид деятельности жителей с.Дирин – разведение скота, выращивание картофеля, овощей закрытого и открытого грунтов.
Проект является подпрограммой общешкольного проекта «Мой двор». Идея данного проекта заключается в организации педагогической среды воспитания сельских школьников в тесном сотрудничестве школы и семьи как фактор развития будущих хозяев земли. К работе над проектом привлекаются родители, которые выделяют участок на своем огороде и помогают совершить опыт. Все это основывается на представление народа о сущности воспитания:
- оберегай ребенка, имея его перед глазами, сохраняй, присматривая;
- расти, не спуская с него глаз.
- развивай, постоянно следя за ними
Цели и задачи
Цель: Подготовка учащихся младшего школьного возраста к жизни и труду с учетом традиционного уклада, трудовых традиций народа
Задачи:
- создать условия для развития трудовой, исследовательской и творческой деятельности ребёнка на основе народных традиций народа Саха, способного грамотно вести приусадебное хозяйство и планировать бюджет семьи.
- формировать положительную мотивацию к труду, как к традиционному занятию народа саха;
- приобщить учащихся к трудовой, исследовательской и творческой деятельности
- формировать личность школьника, ориентированной на высокие нравственные качества народа саха;
- фактическое накопление знаний по этнической культуре, умение применять полученные знания в жизни;
Объект исследования: воспитание детей в процессе домашнего, общественно-полезного и производственного труда
Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия трудового воспитания детей младшего школьного возраста на традициях народа саха.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Исполнители проекта: Мастера производственного обучения, педагоги, учащиеся начальных классов, родители.
Ученик в тесном сотрудничестве с руководителем разрабатывает проект оформления выделенного участка из личного подворья. Руководителем является как родитель, так и учитель.
Разработанный проект выполняется путем последовательного осуществления перечисленных ниже этапов.
- Формулировка названия проекта и его цели.
- Планирование работы в виде задач, которые следует решить для достижения цели проекта.
- Виды деятельности (трудовые, исследовательские, творческие)
Для этого учащиеся должны:
- ознакомиться с основами цветочно-декоративного оформления территории: с классической регулярной и ландшафтной формами планировки, с элементами садово-паркового дизайна;
- подготовить эскиз цветочной композиции и пояснительной записки к нему, красочное оформление эскиза на бумаге в виде схемы. Расчет количества растений, необходимых для создания объекта;
- провести подготовительные работы: покупка семян цветочных культур, посадочного материала; выбор состава почвосмеси и ее приготовление; изучение условий, необходимых для выращивания рассады цветочных и овощных культур;
- соблюдать с правилами ухода и содержания телят и коров, технологию молочного дела, соблюдение технологии выращивания цветочных и овощных культур.
- наблюдать за птицами, насекомыми в своем участке
- Участие школьников в конкурсах, тематических вечерах, выставках-ярмарках, НПК.
В завершение работы участники проекта должны самостоятельно, на основе рабочих тетрадей и дневников наблюдений, составить отчет и сформулировать выводы и заключения, предложить план дальнейшего благоустройства села и школьной территории.
В целях мотивации школьников следует организовать различные мероприятия:
- конкурс рисунков «Мой участок»
- составление проектов «Оформление участка-Зеленый наряд»
- выпуск альбома «Моя первая энциклопедия»
- выставка творческих работ
- выставка фото
механизм реализации проекта
Направления и формы деятельности |
Виды деятельности |
Организационная |
- Составить проект «Я - маленький хозяин земли»;
- Создать группу по реализации проекта
- Разработка Положений конкурсов, выставок-ярмарок;
- Составить список участников проекта;
- Оценка эффективности проекта учащихся;
- Проведение родительского собрания
- Оформление трехстороннего совместного договора;
- Проведение установочных семинаров для учащихся, родителей по ведению опытно-исследовательских работ, отчетов.
|
Основная деятельность |
- Разработка проекта учащихся по озеленению, ландшафтному дизайну созданию садово-парковых участков личного подворья, проведению опытов по выращиванию молодняка скота, использованию удобрений для выращивания овощных, цветочных культур, организации вермиучастков в условиях личного подворья, изготовление сельскохозяйственных орудий
- Апробация проекта;
- Корректировка проектов;
- Участие в школьных, улусных, зональных, республиканских выставках-ярмарках сельского хозяйства, НПК, смотрах-конкурсах.
|
Оформление документации |
- Ведение дневника наблюдений за опытом, ходом реализации проекта;
- Расчет семейного бюджета;
- Анализ эффективности производства подсобного хозяйства семьи;
- Определение долевого участия ученика в семейной экономике;
- Составление отчета и анализа работы по реализации проекта
|
Социальный эффект программы.
- Созданные руками детей «объекты зеленого строительства»: клумбы, бордюры, дорожки, наблюдение и уход за домашними животными должны приносить эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта.
- Формирование и воспитание правильно ориентированного в реальной действительности человека;
- Воспитание у школьников творческого отношения к труду;
- Подготовка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности;
- Воспитание чувств ответственности, любви к природе, родной школе и своей малой родине. Созданные руками детей «объекты зеленого строительства»: клумбы, бордюры, дорожки, наблюдение и уход за домашними животными должны приносить эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта.
В среднем звене и старших классах
- Обучение экономически грамотного человека;
- Подготовка выпускника, социально ориентированного в сфере сельскохозяйственного производства;
- Формирование предпринимательских и деловых качеств у учащихся
Источник информации:
1. Абалкина М.В. "О воспитании трудолюбия у младших школьников" //Начальная школа, 1990, №5
2. Буре С.Р., Гордина Г.Н. "Учите детей трудиться" Москва, Просвещение, 1984
3. Иващенко Ф.И. "Труд и развитие личности школьника", Москва, 1982
4. Постникова Е.А. "Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний", Издательство Владос, 2001
5. Синицын О.С. "Когда воспитывает труд" - Москва, Педагогика, 198
|