Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья "Развитие речи учащихся в 1 классе в подготовительный период к обучению грамоте (первое полугодие)"

СКАЧАТЬ (23.4 Kb) 24.12.2014, 21:03
Кривош Елена Николаевна
учитель начальных классов, МОУ "СОШ" пгт. Кожва г. Печора Республика Коми
Развитие речи учащихся в 1 классе в подготовительный период к обучению грамоте. ( первое полугодие)
Вся работа по русскому языку в школе должна быть построена так , чтобы она обеспечивала прочное , осознанное знание русского языка , обогащение и расширение словаря учащихся , умение правильно , грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В прессе изучения русского языка учащиеся должны получить представление о том , что язык – важнейшее средство человеческого общения.
Каждому учителю ясно , какое огромное значение имеет в обучении русскому языку развитие речи , обогащение словарного запаса детей.
Начинать эту работу необходимо с первых шагов поступления ребёнка в школу.
Требования к речи учащихся 1 класса
Чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя , ученик должен обладать достаточным запасом слов. Бедность словаря делает речь бесцветной , однообразной , а иногда и мало понятной для слушателя. Конечно , семилетний ребёнок приходит в школу с довольно скромным запасом слов , и дело учителя , школы – обогатить , пополнить словарь начинающего школьника , уточнить многие речевые понятия его. Работа со словарём ребёнка – дело первостепенной важности. Перед школой поставлена задача – сделать речь ребёнка правильной как в грамматическом отношении , так и в отношении произношения : нельзя допускать таких выражений : «у маме» , «моя платья» , «шешнадцать» и т.п. С первых шагов учитель приучает ребёнка выражаться точно , ясно , произносить слова с правильным ударением , в меру громким голосом , интонируя повествовательную , вопросительную или восклицательную форму.
Перечень этих требований составляет основу программы по развитию речи в начальной школе и может быть осуществлён последовательно на протяжении всего периода обучения.
Развитая речь ученика – результат общей работы над языком. Каждый урок русского языка учитель обязан использовать в целях развития речи : чтение художественного произведения , беседа по прочитанному , занятия по письму , - всё , кроме прямого назначения , служит учителю также и для развития речи ребёнка.
Учитель должен весьма требовательно относиться и к собственной речи , помня о том , что его слушают дети , для которых речь учителя является образцом.
План работы по развитию речи учащихся
1.Выявление круга представлений и степени развития речи детей , пришедших в школу.
а) запас слов;
б) умение отвечать на вопросы;
в) умение рассказать о своей жизни дома , об играх , труде и т. П.;
г) умение рассказать сказку , прочитать стихотворение ;
д) выявление дефектов речи детей (шепелявость , картавость , сюсюканье).
2. Упражнение в громком , ясном и чётком произношении предложений и слов ( работа над дикцией и правильностью речи ): деление предложений на слова , слов – на слоги , выделение звуков.
3.Заучивание стихотворений со слов учителя.
4.Рассказывание народных сказок : «Репка» , «Колобок» .
5. Словарная работа :
а) уточнение и расширение запаса слов , имеющихся у ребёнка ;
б) классификация предметов: домашняя и классная мебель ; игрушки и учебные вещи; овощи;
в) знакомство с цветом предметов и их формой ;
г) расширение и уточнение словаря детей на занятиях трудом дома и в школе , на пришкольном участке и в живом уголке;
д) расширение и уточнение словаря детей на материале стихотворений ,загадок , сказок ;
е) название игр , организуемых учителем при проведении перемен : слова , употребляемые в играх , ориентировка во времени и пространстве.
ж) словарная работа в процессе обучения грамоте , письму и счёту ( составление задач по картинкам , правильное название чисел до 10).
6. Работа над предложением.
а)упражнение в делении короткого , доступного пониманию детей рассказа или стихотворения на отдельные предложения ; подведение учащихся к пониманию детей рассказа или стихотворения на отдельные предложения ; подведение учащихся к пониманию того , что предложение есть единица связной речи.
б) уменье ответить на вопросы полным предложением ;
в) составление предложений по картинке и личным наблюдениям предметов.
Виды и приёмы работ по развитию устной речи в подготовительный период
Изучение класса
Развитие речи у детей 1 класса связано со всеми школьными занятиями : чтением , письмом , математикой , окружающим миром , изобразительным искусством.
Дети 7 лет приходят в школу с запасом 3-4 тысячи слов , но речь их по структуре и по правильности заставляет желать очень многого. Учитель должен терпеливо и с большим вниманием выслушивать каждого ученика не только на уроке , но и в разговоре с ним вне урока , осторожно исправлять неправильность его речи. Разумеется , учитель должен делать эти исправления с педагогическим тактом.
Постоянной работой учителя должна быть борьба и с вульгаризмами , засоряющими речь ребёнка : «тама» (там) , «здеся» (здесь) , «етот» (этот) , «кажный» (каждый) и др.
Разговор
Для развития речи ребёнка необходимо проводить упражнения в разговоре. Каждый учитель должен найти время для индивидуального разговора с детьми в классе и для встречи с ним на дому. Это поможет педагогу осуществить индивидуальный подход к детям.
Знание бытовых условий ребёнка поможет учителю понять особенности его поведения и речи ( замкнутость , молчаливость , застенчивость , скромность , излишняя развязность , болтливость , хорошее и слабое развитие и т.д.)
Некоторые дети говорят неясно , приглушённо , а иногда предпочитают не отвечать.
С первых бесед учитель учит детей говорить. Он требует громких и правильных ответов и отчётливого произношения.
В разговоре заложены в зачатке все формы живого слова :
а) ответы на вопросы , поставленные учителем;
б) вопросы , предлагаемые детьми;
в) краткие рассказы о каком-нибудь происшествии , поразившем ребёнка;
г) описание вещи , которую он сделал.
Беседа
Прекрасным средством развития речи учащихся являются беседы на определённую тему , в которые втягивается весь класс. Такие беседы помогают выявить круг детских представлений и узнать , как учащиеся владеют своей речью.
В результате беседы улучшается:
1) лексика учащихся
2) морфология и синтаксис
3) логика детей
В подготовительный период основной формой работы с детьми является беседа:
1) в беседе учитель сообщает детям первые правила поведения ученика ;
2) в беседе выявляется накопленный опыт детей по данному предмету ;
3) сообщаются первоначальные знания по предмету.
К проведению беседы учитель должен тщательно готовиться:
1)продумать план беседы;
2)подобрать материал для её беседы ;
3) тщательно продумать систему вопросов беседы ;
4)продумать и записать формулировку выводов , к которым должны прийти дети.
Рассказывание сказок
Учитель должен помнить , что народная сказка рассказывается ритмично , в медленном темпе. Речь его должна быть образцом для детей – ясная , точная , выразительная.
Непонятные слова и выражения сказки можно объяснить перед чтением сказки , или дети усваивают народные выражения в процессе слушания , когда эти выражения читаются с особой интонацией («тянут - потянут» , «большая-пребольшая») , путём протяжного произнесения.
Желательно иллюстрировать сказку показом фильма. Тогда действующие лица сказки оживают и детям легче уяснить последовательный ход событий.
Заучивание стихотворений
Огромное значение для развития речи и памяти учащихся имеет заучивание наизусть стихотворений.
При заучивании наизусть дети должны хорошо понять и представить то , что они собираются заучить.
Примерный порядок работы :
1.Подготовительная беседа , подводящая детей к восприятию образов стихотворения.
2.Выразительное чтение стихотворения учителем
3.Вопросы по содержанию.
4.Чтение и разбор стихотворения по частям с раскрытием образных выражений и непонятных детям слов.
5.Обобщающие вопросы по содержанию в целом.
6.Устанавливаются тон , темп , ритм чтения.
7.Заключительное чтение (индивидуальное , хоровое , коллективная декламация).
8.Заучивание вслух по частям и в целом.
Звуковые упражнения
Обучение грамоте в школах проводится по аналитико-синтетическому звуковому методу. Этот метод строится на базе фонетики – науки , изучающей звуки речи и их сочетания в словах. Звуки изучаются не изолировано от слов , а в целом слове , которое выделяется из предложения ; поэтому в подготовительный к обучению период проводятся звуковые упражнения , развивающие фонетический слух и технику речи учащихся. Образование навыков правильного , чёткого и ясного произношения слов зависит от правильной постановки звуковых упражнений , систематически проводимых на всех уроках обучения чтению и письму , начиная с добукварного периода.
Нужно развивать у детей уменье слушать и вслушиваться в такой мере , чтобы в маленьком рассказе учащиеся научились различать отдельные предложения , а в предложении – слова , в которых учились бы выделять слоги и слышать отдельные звуки слова.
Словарная работа
В 1 классе проводится исключительно большая работа над словом. Она начинается с момента прихода детей в школу и продолжается до конца учебного года.
Основные задачи словарной работы в 1 классе следующие :
1) изучение и уточнение учителем словаря ребёнка ;
2) обогащение словаря ученика и активизация имеющегося у него запаса слов ;
3) забота учителя о правильном произношении и понимании детьми слов ; за каждым словом у ребёнка должно быть конкретное представление , точное понятие ;
4) борьба за чистоту и культуру речи учащихся.
Словарная работа при планомерном проведении её обогащает лексический состав речи учащихся , уточняет значение слова , способствует выработке у них литературного языка.
Анализ речи приводит учащихся к уменью делить предложения на слова и к пониманию того , что наша речь состоит из слов.
Логические упражнения
Словарная работа тесно связана с развитием логического мышления учащихся. Развивая мышление детей , учитель в то же время обогащает речь учащихся новыми словами и оборотами речи , необходимыми для точного и ясного обозначения новых представлений и понятий.
В 1 классе применяется самый простой вид логических упражнений – это классификация слов , обозначающих предметы по признаку принадлежности их к какой-либо определённой группе предметов.
В добукварный период для группировки берутся предметы , которые дети видят вокруг себя : предметы мебели школьной и домашней ; учебные вещи и игрушки ; овощи.
Развитие речи детей при знакомстве с цветом предметов. Большинство детей 7-8 лет умеет определять только основные цвета , но многие из них плохо различают оттенки различных цветов.
Задача учителя – научить детей различать цвета и правильно называть их при определении цвета предметов. Эту работу удобно проводить при ознакомлении учащихся с формой предметов.
Знания и навыки , полученные детьми в добукварный период.
В результате работы в подготовительный период дети должны получить следующие навыки:
1. В итоге ряда бесед об организации детей на работу учащиеся приобрели элементарные навыки правильного поведения в школе.
2. Под руководством учителя дети уточнили ряд ориентировочных понятий и научились пользоваться ими в процессе работы: слева – справа , вверху – внизу, больше – меньше ит.п.
3. В процессе бесед , рассказов учителя , вопросов и ответов дети приобрели навыки уменья слушать учителя и товарищей и организованно отвечать.
4. Речь детей развивалась и обогащалась новыми словами при заучивании стихотворений.
5. В результате ежедневных систематически проводимых звуковых упражнений дети научились выделять по слуху предложения из связного рассказа , составлять предложения о разных предметах по картинке и натуре.
6. В процессе вышеуказанной работы по развитию речи дети научились произносить слова громко , правильно и отчётливо , сказки и стихотворения рассказывать выразительно.


Категория: Разное | Добавил: elenakrivosh
Просмотров: 4604 | Загрузок: 152 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Елена Николаевна, в этом году у меня 1 класс. Столько сил прилагаю, чтобы учить правильному произношению слов. Вроде все ученики и посещали детский сад, но несмотря на это у многих проблема: бедный словарный запас. Иногда не хватает времени на уроке, чтобы все объяснить. Внимательно прочитала Вашу статью, беру на заметку приемы, которые вы предлагаете. Спасибо за материал! Творческих Вам успехов!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог