Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья «Физминутка и её оздоровительные функции, как один из методов здоровьесберегающих технологий в начальных классах»

СКАЧАТЬ (18.1 Kb) 10.12.2014, 21:19
Кривош Елена Николаевна
учитель начальных классов, МОУ "СОШ" пгт. Кожва г. Печора
Статья «Физминутка и её оздоровительные функции, как один из методов здоровьесберегающих технологий в начальных классах»

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далёком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун но, реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и учреждениями дополнительного образования.
Весь учебно-образовательный процесс в школе осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, при которых решаются задачи сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:
- организация урока в условиях здоровье сберегающей технологии
- игровые оздоровительные технологии
- работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках
- весёлые физминутки на уроках в начальных классах
- формирование навыков здорового образа жизни
Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности в движении. С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное время малые формы активности учащихся: спортивные часы в ГПД; прогулки; зарядка до занятий; динамические паузы; физкультурные минутки.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных физминуток оздоровительной направленности.
При правильной педагогической инструментовке такие физминутки способны:
- действительно поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии» (Г.Селье);
- стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств младшего школьника ( сила, быстрота, ловкость, выносливость);
- устранять недостатки в физическом развитии детей , что оказывает лечебно-оздоровительное влияние .
Основное назначение физкультурных минут и пауз — средства активного, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность, рабочее настроение и самочувствие учащихся.
Возраст от 6 до 14 лет составляет период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильных положениях тела легко подвергаются искривлению. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обусловливает её быструю утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность активного внимания.
С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьников рекомендуют в обязательном порядке со второго(начальные классы) или третьего урока, когда появляются признаки утомления(рассеянность, вялость и т .п. )проводить физкультурные минутки в течении двух-трёх минут. Непонимание актуальности физкультурной минутки учителями, недопустимое игнорирование её или неправильная методика проведения заставляет прибегнуть к конспективной аргументации этой проблемы, анцектирующей внимание на обязательном соблюдении гигиенических требований учебного процесса. Учитель обязан помнить, что его первостепенная задача- воспитание гармонично развитого человека. Поэтому проведение физкультурной минутки – долг каждого учителя.
А как обстоит на практике? Часто учителя забывают и не проводят физкультурную минутку. Некоторые педагоги вспоминают о ней тогда, когда класс неуправляем.
Стараясь провести физкультминутку живо и увлекательно, учителя превращают её занимательную игру. Но не всегда выдумки учителей, с гигиенической точки зрения, разумны. Примером может стать широко распространённая в разных городах физкультурная минутка такого типа: учитель задаёт вопрос по изученной теме и бросает мяч стоявшему ученику. Ученик же должен ответить на вопрос в момент касания мяча его рук. Понятно, что никакой отдых такая физкультурная минутка не принесёт, ибо крайне напряжённо работает нервная система и в движении находятся только верхние конечности.
Для физкультминутки достаточно 3—4 упражнений, не требующих сложной координации движений и в то же время оказывающих влияние на основные группы мышц: ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседание, наклоны и повороты туловища, связанные с наклоном туловища назад с сильным напряжением мышц спины, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Наклоны направо и налево проводятся для предупреждения искривления позвоночника. Ритмические сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями снимают усталость мышц. В комплексе должно быть упражнение и для мышц нижних конечностей: приседания, переступания с ноги на ногу, прыжки и др. На уроках труда тоже проводится физкультурная пауза. Её длительность 5—7 мин. Вот пример проведения физкультурной минутки на уроках окружающего мира, сопровождаемой эмоциональным чтением стихотворных текстов, например:

Цапля весело гуляла,
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась.
Тину с лапок обобрала, обобрала.
Шейкой длинной повертела,
Всю округу осмотрела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась.
Вся встряхнулась, вся встряхнулась
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась.

В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повысилась в 2,7 раза.
На остальных уроках можно использовать такие физминутки:

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

***
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Учащиеся начальных классов с радостью откликаются на такие физкультурные минутки. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, спокойного юмора и , конечно не способствовало перевозбуждению нервной системы, давало возможность выполнить всю физическую нагрузку за две-три минуты.
Главное, чтобы физкультурная минутка выполняла свою оздоровительную функцию, укладывалась в нормативы, разработанные специалистами.


Категория: Разное | Добавил: elenakrivosh
Просмотров: 1500 | Загрузок: 79 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
2 Олеся (vialka2620)   (18.04.2016 17:42) [Материал]
Елена Николаевна, очень полезная информация т.к. данная тема актуальна на сегодняшний день. Очень удобно на уроках использовать электронные физминутки. Спасибо за статью.

1 Ирина (ira)   (02.08.2015 13:11) [Материал]
Спасибо Елена Николаевна, за статью. Коротко, но раскрыта суть. Я согласна с вами, что растить здоровое поколение одна из важнейших задач и учителя тоже.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог