Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Программа "Формирование у учащихся начальных классов познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"

СКАЧАТЬ (764.3 Kb) 08.07.2014, 14:44
Дронова В. М., Войновская Е. И.
учителя начальных классов, МБУ школа № 32 г.о. Тольятти
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
 
Дронова Валентина. Михайловна,
учитель начальных классов МБУ школы №32
г.о. Тольятти Самарской области,
Войновская Елена Ивановна,
учитель начальных классов МБУ школы №32,
г.о. Тольятти Самарской области
1. ВВЕДЕНИЕ
Нам выпало жить в век повсеместного распространения информационных технологий. Пожалуй, нет ни одной отрасли, где бы не применялись ИКТ-ресурсы, и современное образование не стало исключением. «Разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставленные в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование… существенно повысили доступность качественного образования для всех российских школьников» - записано в тексте приоритетного национального проекта "Образование". Деятельностный метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. Мы решили осветить именно эту тему, поскольку считаем, что сегодня каждый учитель обязан идти в ногу со временем и развитием электронных ресурсов. Применение информационно-коммуникационных технологий в начальных классах не может сводиться только к умению работать за компьютером, к поиску дополнительной информации по заданной теме, а должно носить пропедевтический характер, готовить учащихся начальной школы к изучению таких наук, как физика, химия, биология. Этим требованиям отвечает практико-исследовательская деятельность школьников, которая усиливает творческие, нравственные, социальные основы индивидуальности личности ребёнка.
Однако, даже самые современные ИКТ-технологии не помогут ребёнку в развитии, если у него не сформированы познавательные УУД. Познавательные УУД включают общеучебные, логические, постановку и решение проблем.
Общеучебные познавательные УУД:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации;
• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логическиее познавательные УУД:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Современная система образования предусматривает формирование познавательных УУД не только в урочной деятельности, но и в процессе реализации программ внеурочной деятельности.
Организация занятий в системе развития познавательных УУД основана на следующих принципах:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся

Эффективность этой работы обеспечивается и усиливается применением ИКТ-средств и технологий.
Применение ИКТ-средств содержит и определённые противоречия: наглядность, яркие и динамичные образы, музыкальное сопровождение электронных ресурсов не только пагубно воздействует на зрение младшего школьника, но и излишне возбуждает ребёнка, поскольку дети начальной школы, особенно учащиеся 1-2 классов, не умеют регулировать психо-неврологические процессы, что отражается на их поведении. Поэтому руководителю программы внеурочной деятельности следует не только тщательно подбирать материал, но строго следовать санитарно-гигиеническим требованиям к использованию ИКТ-средств на занятиях.
Перед нами возникла профессиональная проблема: как соединить требования к организации современного образовательного процесса и условия обеспечения сохранения здоровья школьников?

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Разное | Добавил: капитан
Просмотров: 2227 | Загрузок: 124 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог