Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Внеурочная деятельность как средство формирования социальной активности младшего школьника

СКАЧАТЬ (20.3 Kb) 31.10.2019, 17:20
Астафьева Анна Владимировна
Студент, ГБПОУ СО НТПК №1
Внеурочная деятельность как средство формирования социальной активности младшего школьника
Астафьева Анна Владимировна, студентка 3 курса, специальность «Преподавание в начальных классах», ГБПОУ СО НТПК №1, г.Нижний Тагил.
Аннотация. В данной статье рассматривается внеурочная деятельность и ее место в процессе обучения в соответствии с ФГОС НОО. Раскрываются некоторые механизмы и условия формирования социальной активности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, социальная активность, младший школьник, формирование, механизмы, условия.

На сегодняшний день внеурочная деятельность особо актуальна в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), поскольку образование направлено на развитие социальной активности.
Именно внеурочная деятельность, как средство формирования социальной активности младшего школьника, обеспечивает развитие его самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, способствует решению проблемы формирования и развития социальной активности. Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях.
В реальном процессе воспитания необходимо учитывать неравномерность развития различных компонентов социальной активности, чтобы влиять на те ее стороны, которые слабее развиты или не развиты у отдельных учащихся.
Развитие социальной активности обучаемого происходит, сопровождая весь процесс развития личности: от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительный к творческому уровню. Существенное изменение в активности отражается и на деятельности.
В педагогической науке накоплен немалый опыт решения проблем формирования современной личности и ее социальной активности. Общие закономерности социального взаимодействия, его детерминации в процессе становления личности, формирования человека раскрыты в исследованиях философов и социологов А.И. Антонова, В.Г. Афанасьева, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, Г.Е. Зборовского и др.
Однако, раскрывая важнейшие аспекты социальной активности, исследователи не определяли ее содержание и формирование врамках внеурочной деятельности. Ощущается раздробленность проблематики, недостаток целостного осмысления, ограниченность выхода на ее системную и модельную интерпретации с позиций интересов учащегося.
Основу механизма формирования социальной активности составляют знания, на основе которых формируется осознанное отношение к тем или иным явлениям окружающего мира и формируются потребности в выполнении разных видов деятельности, что в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств.
Механизмы формирования социальной активности у детей заключается в следующем. В первую очередь, необходимы знания, представления о тех или иных явлениях. К примеру, воспитывая в учениках социальную активную позицию в отношении к труду, педагоги расширяют в итоге имеющиеся у них знания о трудовой деятельности, а также о ее роли в жизни общества, о ее значимости. На основе полученных знаний у детей в итоге складываются определенное представления о необходимости принимать участие в трудовой деятельности. Чтобы у детей могло появиться вполне осознанное стремление к тому, чтобы принимать свое участие в трудовой деятельности, требуется появление у них такого отношения к труду, которое способно повлечь формирование социальных чувств. Социальные чувства в итоге способны придать процессу формирования личности ребенка личностно-значимую окраску и в связи с этим оказывают свое влияние на прочность формируемых качеств. Чувства и знания в итоге порождают потребность в их практической реализации – в различных поступках. Ученики активно стремятся к тому, чтобы принять свое участие в трудовой деятельности на благо других, побуждать собственным убеждением и примером других людей [1].
Необходимое условие формирования социальной активности младших школьников - развитие у них самостоятельности, стимулирование активности. Как правило, активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта. В связи с этим иногда говорят о том, что применимо к деятельности понятие активности не имеет какого-либо смысла, так как сама по себе деятельность уже представляет собой проявление активности. Действительно, если учащиеся принимают свое участие в общественной работе с большим желанием, то деятельность и активность в этом случае выступают в единстве. Но когда выполняемая работа осуществляется вовсе не в силу собственного внутреннего влечения, а лишь из-за наличия внешнего принуждения, ее нельзя охарактеризовать как активность личности. Формирование у детей социальной активности происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при хорошей организации деятельности в ходе взаимодействия с людьми. Одно из условий эффективной работы по формированию у учеников социальной активности - их включенность в коллектив [2]. Чем шире и богаче будет общение детей в коллективе, тем в итоге больше окажется возможностей для того, чтобы развить у детей необходимых социальных качеств. У детей в коллективе в ходе осуществления ими совместной деятельности происходит обмен информацией, согласуются различные общие цели, происходит взаимоконтроль, развиваются способность понимать состояния и мотивы поступков окружающих людей и соответственно реагировать на них. В опыте коллективных отношений постепенно у детей формируются эмпатия, социальная чуткость, помогающие психологически грамотно выстраивать взаимодействия с окружающими людьми. Взаимодействуя со своими сверстниками, ученики в итоге осваивают опыт лидерства и подчинения, развивают организаторские способности.
В реальном процессе воспитания требуется принимать во внимание неравномерность формирования разных компонентов социальной активности, чтобы оказывать свое влияние на те ее стороны, которые развиты слабее других, либо вовсе не развиты у отдельных учеников. Учителю нужно заниматься изучением особенностей учеников, организуя общественную работу в классе, а также во внеурочной деятельности так, чтобы в ней принимали свое участие в той или иной степени все ученики. Младшие школьники, как правило, проявляют свой интерес к общественной работе, но при этом у них мало опыта и не достает настойчивости, упорства. Первые неудачи способны привести учеников к разочарованию, сформировать у них отрицательное отношение к выполнению той или иной работы, что в итоге ведет к формированию пассивности, равнодушия к жизни школы, класса, а затем целого общества. Так что требуется поддержка учителя при формировании общественной активности детей, правильное распределение поручений с учетом интересов учеников, формирование ответственного отношения детей к порученному им делу.
Социально активная позиция учеников формируется достаточно успешно при условии применения демократического стиля педагогического общения, когда педагог является заинтересованным в том, чтобы повысить роль учеников во взаимодействии, стремится привлекать каждого из учащихся к решению общих проблем, ведь это создает все предпосылки для самореализации личности.
Таким образом, социальная активность является необходимым условием для формирования индивида как деятельного, энергичного субъекта, изменяющего ход исторического процесса. Она является необходимой предпосылкой для всестороннего развития личности. Внеурочная деятельность является одной из наиболее действенной формой формирования социальной активности младших школьников.
Список литературы:
1.Арефьева Г.С. Социальная активность / Г.С. Арефьева. - М.: Высшая школа, 1974. - 142 с.
2. Мальковская Т.Н. Социальная активность школьника / Т.Н. Мальковская. - Л.: Знание, 1978. – 2


Категория: Разное | Добавил: astafeva99
Просмотров: 739 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог