Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Конспект урока по русскому языку "Имя существительное" 2 класс

СКАЧАТЬ (64.5 Kb) 07.11.2013, 09:09
Ходакова Елена Александровна
учитель начальных классов, ФГБОУ "Средняя школа-интернат МИД России"
Конспект урока по русскому языку по теме:
« Имя существительное» (2 класс)

Цели урока:

Образовательная:
• обобщить и систематизировать знания детей по теме "Имя существительное” в ходе реализации проектной деятельности по теме: « В гости к зиме»
систематизировать представления детей об изменениях в жизни живой природы с приходом зимы.
Воспитательная:
• воспитывать любовь к природе, познакомить с жизнью птиц и животных зимой
Развивающая:
• развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,
• развивать речь.
Ход урока:
Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение- старание-результат. Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?
1. Фонетическая разминка.
На доске слова: ель ,льет
- Какую работу выполняет мягкий знак?
-Определите количество звуков и букв в словах и запишите в скобках.

2.Словарная работа. Определение темы урока.
Определить слово по его лексическому значению.
1.Очень холодная погода ( мороз). Подберите антонимы (жара)
2.Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. (иней)
3.Сильный ветер со снегом. (метель) .Подберите синонимы (вьюга, пурга)
4.Кристаллик снега.(снежинка)
м о р о з
и н е й
м е т е л ь
с н е ж и н к а

- О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?
-Какие слова являются словарными? (мороз, иней, метель), запишите их .
- Какая орфограммы встретилась в слове мороз и снежинка? ( парный согласный , безударный гласный). Подберите проверочные слова.
-Подберите родственные слова к слову снежинка.
- Какой частью речи являются эти слова? Дать определение имени существительному.
Мы определили тему нашего урока: «Имя существительное».
На уроке мы будем продолжать работу над проектом: «В гости к зиме»
3. С кем дружит ель? Определение рода .
Распределить слова по столбикам .Как определить род существительных?

1.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старой ели
Орешки я грызу.(белка)
- Почему белка дружит с елью? (Семена хвойных деревьев- главный корм для белок зимой. Чтобы насытится , белка должна за день опустошить до 30 еловых шишек.)
2.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая- для лета,
Для зимы- другого цвета.(заяц)
Чтобы не попасть в лапы к лисе , заяц ищет еду по ночам, а днем отсыпается, вырыв себе норку под деревом. У ели пушистые ветви опускаются низко к земле. Под ними хорошо прятаться.
3.Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки. Боится кошки.(мышь)
Лесные мыши зимой бодрствуют. Они устраивают гнезда среди деревьев и питаются почками и семенами хвойных растений.
4.Последний гость-птица с золотой короной на голове, самая маленькая птичка (5-6 граммов), она меньше стрекозы. На голове этой птицы перышки, которые напоминают корону.
Птичкам не страшны морозы, в хвойных лесах можно услышать их пение. Они часто гнездятся в густых ветвях ели и сосны. Ночью они все вместе садятся на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются.
- Как называется эта птичка? (королек)
- Выпишите имена существительные среднего рода.
Дятел, дупло, клест, лисица, небо, медведь.
Составь словосочетания, используя прилагательные.
1ряд- 1строка, 2 ряд – 2 строка.
- О чем мы должны помнить? (прилагательные согласуется с существительными в числе и роде.)
Физминутка.
2 ученика выполняют индивидуальное задание на доске.
1 ученик распределяет сущ. на 2 группы: одушевленные и неодушевленные.
одушевленные неодушевленные
пожарник пожар
лыжник лыжи
лесник лес
работник работа
грибник гриб
Что объединяет каждую группу слов?
2 ученик :собственные и нарицательные.
собственные нарицательные
Черное море черное платье
река Быстрая быстрая река
котенок Снежок пушистый снежок
город Орел птица орел
Журнал «Огонек» яркий огонек
Что нужно помнить о правописании имен собственных?
Остальные ребята выполняют физминутку:
Если сущ. одушевленное -руки вверх, хлопок, если нет- присесть.
Вывод : какие постоянные признаки имеет имя существительное?
(род, одушевленность, нарицательность)
5. Именение по числам.
Как изменяются имена сущ.? ( по числам)
Выписать названия птиц из стихотворения.

У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.
(А.Яшин)

Работа в паре: ученики получают карточку ,на которой записаны слова.
Необходимо составить предложения и мы узнаем, какой любимый корм у птиц.
Снегири питаются ягодами рябины и калины.
Синицы едят крошки белого хлеба и сало.
Для чижей любимый корм- семена березы.
Чечетка лакомится ягодами бузины.
Для щеглов запасите семена лопуха.
Птицам нравятся семена арбуза и тыквы.
Голодом страшна зима птицам, а не холодом.
Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки)
- А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц?
(Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, арбуза крошками белого хлеба)

Прокормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А.Яшин)

6. Роль в предложении.
Вставить имена сущ, определить их грамматические признаки.(род и число)
Наступила холодная зима( ж.р., ед ч.). Подул северный ветер.( ед.ч.,м.р.)
В воздухе кружатся пушистые снежинки.( мн ч.) Земля ( ед.ч. ,ж.р,)
покрыта белоснежным ковром. Красив зимний лес!( ед.ч, м.р.)
Озаглавить текст. Подчеркнуть главные члены в 1 и 2 предложении.
- С какими прилагательными согласуются сущ.?
-Как образуются снежинки?
Маленькие льдинки в небе- это замерзший водяной пар. В теплое время года он превращается в капельки дождя, а зимой – в снежинки. Когда мороз несильный- снежинки скатываются в плотные шарики и напоминают крупу.
7. Итог урока.
Составить паспорт им. сущ.
Имя……………………существительное
Обозначает……………предмет, явления природы, события.
Вопросы………………..одуш. -кто? неодуш. -что?
Особые признаки:Постоянные
Род…………… ……. с.р,м.р.,ж.р.
Непостоянные:
Число…………………… ед.ч, мн.ч.
8. Домашнее задание.
Составить из предложений текст. Озаглавить , переписать, определить род и число имен существительных.
На помощь приходят дети. Где достать корм? Землю и кусты занесло снегом . Трудно птицам зимой. Птицы - наши друзья! Дежурные каждый день приносят корм. Весной птицы будут беречь сад от насекомых и гусениц. У школы в саду ребята повесили кормушки.

9. Итог урока. Музыкальный подарок детям.

Звонок, перемена, отдых. Молодцы!

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Русский язык и литература | Добавил: qetu75
Просмотров: 10745 | Загрузок: 712 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог