Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя существительное» (2 класс)
Цели урока:
Образовательная: • обобщить и систематизировать знания детей по теме "Имя существительное” в ходе реализации проектной деятельности по теме: « В гости к зиме» систематизировать представления детей об изменениях в жизни живой природы с приходом зимы. Воспитательная: • воспитывать любовь к природе, познакомить с жизнью птиц и животных зимой Развивающая: • развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки, • развивать речь. Ход урока: Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение- старание-результат. Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха? 1. Фонетическая разминка. На доске слова: ель ,льет - Какую работу выполняет мягкий знак? -Определите количество звуков и букв в словах и запишите в скобках.
2.Словарная работа. Определение темы урока. Определить слово по его лексическому значению. 1.Очень холодная погода ( мороз). Подберите антонимы (жара) 2.Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. (иней) 3.Сильный ветер со снегом. (метель) .Подберите синонимы (вьюга, пурга) 4.Кристаллик снега.(снежинка) м о р о з и н е й м е т е л ь с н е ж и н к а
- О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке? -Какие слова являются словарными? (мороз, иней, метель), запишите их . - Какая орфограммы встретилась в слове мороз и снежинка? ( парный согласный , безударный гласный). Подберите проверочные слова. -Подберите родственные слова к слову снежинка. - Какой частью речи являются эти слова? Дать определение имени существительному. Мы определили тему нашего урока: «Имя существительное». На уроке мы будем продолжать работу над проектом: «В гости к зиме» 3. С кем дружит ель? Определение рода . Распределить слова по столбикам .Как определить род существительных? 1.Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старой ели Орешки я грызу.(белка) - Почему белка дружит с елью? (Семена хвойных деревьев- главный корм для белок зимой. Чтобы насытится , белка должна за день опустошить до 30 еловых шишек.) 2.Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая- для лета, Для зимы- другого цвета.(заяц) Чтобы не попасть в лапы к лисе , заяц ищет еду по ночам, а днем отсыпается, вырыв себе норку под деревом. У ели пушистые ветви опускаются низко к земле. Под ними хорошо прятаться. 3.Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки. Боится кошки.(мышь) Лесные мыши зимой бодрствуют. Они устраивают гнезда среди деревьев и питаются почками и семенами хвойных растений. 4.Последний гость-птица с золотой короной на голове, самая маленькая птичка (5-6 граммов), она меньше стрекозы. На голове этой птицы перышки, которые напоминают корону. Птичкам не страшны морозы, в хвойных лесах можно услышать их пение. Они часто гнездятся в густых ветвях ели и сосны. Ночью они все вместе садятся на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются. - Как называется эта птичка? (королек) - Выпишите имена существительные среднего рода. Дятел, дупло, клест, лисица, небо, медведь. Составь словосочетания, используя прилагательные. 1ряд- 1строка, 2 ряд – 2 строка. - О чем мы должны помнить? (прилагательные согласуется с существительными в числе и роде.) Физминутка. 2 ученика выполняют индивидуальное задание на доске. 1 ученик распределяет сущ. на 2 группы: одушевленные и неодушевленные. одушевленные неодушевленные пожарник пожар лыжник лыжи лесник лес работник работа грибник гриб Что объединяет каждую группу слов? 2 ученик :собственные и нарицательные. собственные нарицательные Черное море черное платье река Быстрая быстрая река котенок Снежок пушистый снежок город Орел птица орел Журнал «Огонек» яркий огонек Что нужно помнить о правописании имен собственных? Остальные ребята выполняют физминутку: Если сущ. одушевленное -руки вверх, хлопок, если нет- присесть. Вывод : какие постоянные признаки имеет имя существительное? (род, одушевленность, нарицательность) 5. Именение по числам. Как изменяются имена сущ.? ( по числам) Выписать названия птиц из стихотворения.
У опушки в старых елках От зари и до зари Разговор ведут чечетки, Громко вторят снегири. Пестрый дятел крикнет громко, Разогнав лесную тишь, А на вырубках, на липках, Отзовется бойкий чиж. (А.Яшин)
Работа в паре: ученики получают карточку ,на которой записаны слова. Необходимо составить предложения и мы узнаем, какой любимый корм у птиц. Снегири питаются ягодами рябины и калины. Синицы едят крошки белого хлеба и сало. Для чижей любимый корм- семена березы. Чечетка лакомится ягодами бузины. Для щеглов запасите семена лопуха. Птицам нравятся семена арбуза и тыквы. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки) - А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц? (Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, арбуза крошками белого хлеба)
Прокормите птиц зимой, Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой, Стайки на крыльцо. Приручите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. (А.Яшин)
6. Роль в предложении. Вставить имена сущ, определить их грамматические признаки.(род и число) Наступила холодная зима( ж.р., ед ч.). Подул северный ветер.( ед.ч.,м.р.) В воздухе кружатся пушистые снежинки.( мн ч.) Земля ( ед.ч. ,ж.р,) покрыта белоснежным ковром. Красив зимний лес!( ед.ч, м.р.) Озаглавить текст. Подчеркнуть главные члены в 1 и 2 предложении. - С какими прилагательными согласуются сущ.? -Как образуются снежинки? Маленькие льдинки в небе- это замерзший водяной пар. В теплое время года он превращается в капельки дождя, а зимой – в снежинки. Когда мороз несильный- снежинки скатываются в плотные шарики и напоминают крупу. 7. Итог урока. Составить паспорт им. сущ. Имя……………………существительное Обозначает……………предмет, явления природы, события. Вопросы………………..одуш. -кто? неодуш. -что? Особые признаки:Постоянные Род…………… ……. с.р,м.р.,ж.р. Непостоянные: Число…………………… ед.ч, мн.ч. 8. Домашнее задание. Составить из предложений текст. Озаглавить , переписать, определить род и число имен существительных. На помощь приходят дети. Где достать корм? Землю и кусты занесло снегом . Трудно птицам зимой. Птицы - наши друзья! Дежурные каждый день приносят корм. Весной птицы будут беречь сад от насекомых и гусениц. У школы в саду ребята повесили кормушки.
9. Итог урока. Музыкальный подарок детям.
Звонок, перемена, отдых. Молодцы!
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.