Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Тема: « Обобщение знаний об имени прилагательном»
Цель: 1. Обобщить знания об имени прилагательном ( определение рода, числа, правописание родовых окончаний) 2. Познакомить детей с первоцветами. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к растениям.
Ход урока.
1. Психологический настрой.
Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня…
(Г.Ладонщикова)
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Почему весну называют «утро года»? ( Просыпается и оживает природа)
2.Определение темы урока.
Разгадать кроссворд:
1.Согревающее, лучистое, яркое( солнце)
2. Порывистый, сильный, холодный или теплый ( ветер)
3. Безоблачное, голубое, хмурое, ясное( небо)
4. Зеленая, влажная, мягкая.( трава) 5. Проливной ,холодный, осенний, летний ( дождь)
6. Порхающая, длиннокрылая ( бабочка) Проводится орфографическая работа с этими словами. В каком из этих слов букв больше, чем звуков?( солнце, дождь) В ходе отгадывания кроссворда образовалось слово ЦВЕТОК.
с о л н ц е в е т е р н е б о т р а в а д о ж д ь б а б о ч к а
Весна приходит к нам не одна . , она дарит нам цветы.
- Какая часть речи помогла отгадать кроссворд?
-Что такое имя прилагательное? 3. Чистописание.
- Что вы можете сказать об этих сочетаниях? (- ой, - ый, - ий, - ая,- яя, - ое, -ее)
Девочки выписывают окончания , указывающие на ж.р., мальчики- мужского рода. Какие окончания остались?( обобщение по таблице)
Упражнение №1.
Первые весенние цветы называют первоцветы. Летом они увядают. Кажется, что они погибли , но на самом деле спят и готовятся к новой весне.
- Что это за первоцвет? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, как руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. ( мать – и- мачеха)
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Выписать из текста словосочетания прил. + сущ. и определить род и число.
В апреле появляются золотые головки мать- и – мачехи. Цветок мать –и – мачехи похож на желтую корзиночку. Яркая окраска цветка привлекает пчел. Цветки мать -и –мачехи содержат целебный нектар.
Вывод: как определить род и число прилагательных? -На какие вопросы отвечают прилагательные м.р., ж.р., с.р.
Музыкальная минутка : П. И. Чайковский « Времена года» « Подснежник». Легенда о подснежнике. О подснежниках сложено немало легенд. Одна из них гласит, что зимой Ева замерзла и стала плакать. Она с грустью вспоминала о теплых райских садах. Чтобы утешить ее Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника. Так что первыми цветами на Земле, возможно, были именно подснежники. На поля дохнуло ветром вешним, Ивы распустились за прудом, У тропинки маленький подснежник Загорелся синим огоньком. Закачался, слабенький и гибкий, Удивленно радуясь всему, И в ответ приветливой улыбкой Солнце наклоняется к нему.( Г. Ладонщикова)
Подснежники первыми вступают в про¬тивоборство с суровой зимой и выдерживают температуру до – 10
Упражнение №2.
Этот первоцвет называется ветреница .Стоит подуть ветру- и цветок начинает качаться. Цветки ветреницы очень интересные: стоит выглянуть солнцу- они раскрываются. Небо нахмурится – они прячутся.
Вставить пропущенные окончания.
Расцвели бел…. цветы ветреницы. Слаб… .дуновение ветра качает нежнн…. цветочки .Прелестн…. цветки закрываются на ночь и во время дождя.
Вывод: как проверить написание безударных окончаний прилагательных?
Упражнение №3.
Вставить в текст подходящие прилагательные.
Первые цветы.
Появились ……………….. цветы. Люди любят собирать их в ……………………. букеты. Они радуют нас ……………. запахом и …………….. нарядом.
-Хорошо ли поступают люди, срывая первоцветы? Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. « Красной» она называется потому, что этот цвет- сигнал опасности. Стоит ли губить растения из- за нескольких дней красоты? Посмотрите , эти растения занесены в Красную книгу: Кавказский цикламен и ландыш .Эти растения используются в медицине. Будьте осторожны! Ландыш- ядовитое растение!
Цикламен В окружении белых стен Белоснежный цикламен Раскинул лучики в окне И лепечет о весне. (С. Маршак)
Ландыш.
Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат.
(С.Маршак)
Поймали вы бабочку- она погибла, сорвали вы цветок- он увял, и тогда стало понятно- к красоте можно прикоснуться лишь сердцем .Прикасаясь руками- мы губим красоту природы!
Находясь в лесу, нельзя срывать растения для букетов. Букеты нужно составлять только из растений. Выращенных человеком!
Я должен над цветами наклониться Не для тог, чтоб рвать или срезать; А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать! (В.Вургун) Если мы будем серьезно заботиться о природе, то станем добрее.
Итог урока:
- Что мы знаем о имени прилагательном? -О каких первоцветах мы говорили на уроке? -Расскажите, используя прилагательные, какой был русского языка?
Домашнее задание .
Напишите несколько предложений о красоте весеннего леса и о необходимости оберегать первоцветы.
|