Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 города Муравленко ЯНАО
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Понятие об окончании»
подготовила учитель начальных классов Скульбуденко Марзия Линнуровна
г. Муравленко 2013
Аннотация к уроку русского языка: «Понятие об окончании». В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Приведу некоторые УУД по ФГОС для выпускника начальной школы, формировать которые я попыталась на своем уроке: • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • преобразовывать и интерпретировать информацию. Очень важно уже на начальной ступени образования познакомить учащихся с понятием информации и основными способами обработки информации. Алгоритмы представляют собой весьма полезные средства обработки информации. Ведь с помощью алгоритма можно наиболее наглядно представить вторичную форму обработки информации. На мой взгляд, очень важно к проблеме формирования алгоритмического стиля мышления обращаться не только на уроках математики и информатики, но и на предметах гуманитарного цикла.
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации способом алгоритмической обработки информации.
Задачи: 1. Создать условия для формирования понятия об окончании, формирования умения находить в слове окончание. 2. Создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, самооценки, рефлексии), для развития мышления, речи учащихся.
Ход урока: 1. Оргмомент.
- Ребята, я предлагаю сегодня вам посетить страну, которая называется «Состав слов», и познакомиться с его жителями.
2. Повторение изученного.
а) - Итак, первые слова, которые встретились на нашем пути: Н…ябрь …гурец к…рова ру…кий …диница
- Запишите слова через запятую, вставив пропущенные буквы. Проверка по цепочке. - А теперь потренируем вашу память. Закройте тетради. 1. Назовите первую букву слова – название животного. (К) 2. Назовите первую букву слова – название овоща. (О) 3. Назовите первую букву слова – названия языка. (Р) 4. Назовите первую букву слова – названия числа. (Е) 5. Назовите первую букву слова – названия месяца. (Н) 6. Буква, не обозначающая звук. На доске появляется первый житель – Корень. - А что вы знаете про Корень? б) - А на пути нам встречаются еще слова (под столами) законченность оконченный окончание закончить завершить окончить - Какое из этих слов лишнее? (завершить) Почему? - А какой корень будет у однокоренных слов? (-конч-) - А темой нашего урока и наш следующий житель страны является слово из данных - существительное на букву О. Появляется житель страны Состав слов - Окончание. 3. Изучение нового. а) Целеполагание. - А что вы знаете про этого жителя из «Состава слов»? - Как вы думаете, что вы должны изучить по данной теме сегодня? Знать ……… Уметь………
б) Актуализация знаний. - С чего же начнем? Где можно найти информацию? (В учебнике, библиотеке, из Интернета) - Я взяла некоторую информацию из интернета и распечатала ее. Думаю, что она вам поможет. Ознакомьтесь с ней самостоятельно. (Дети знакомятся) - Помогла ли вам данная информация? Чем? - Ребята, а можете ли вы сказать, что уже умеете определять окончания слов? (Да, нет) - Если да, то как? (Дети рассуждают) - Посмотрите, кто к нам пришел на помощь? (Робот Роб) - Чему он вас учил на уроке информатики? ( составлять алгоритм) - Верно. Он решил вам помочь: предлагает составить алгоритм определения окончания в словах. - А кто помнит, что такое алгоритм? (Порядок действий, инструкций) - Попробуем составить алгоритм определения окончания в словах. Но для начала ознакомьтесь с еще одной информацией. (Дети самостоятельно знакомятся с информацией из Приложения 1). - Что же полезного вы узнали из информации? (Нужно изменить слово) - Робот Роб подготовил заготовку для составления алгоритма. Посмотрите на нее. - Что предлагается в ней сначала заполнить? (Что такое окончание) Затем сам алгоритм. Дети составляют алгоритм. 4. Закрепление изученного. - У белки большой красивый хвост. Давайте разберем это слово по нашему алгоритму. 5. Рефлексия. Подведение итогов. - С какими героями вы познакомились? - Чему вы научились на уроке? - Что вам в этом помогло? - На следующих уроках мы познакомимся с другими жителями страны «Состав слова».
|