Урок русского языка на тему "Буквы О, Ё после шипящих и Ц". 4-й класс
Цель: Формировать умение правильного написания букв о–е после шипящих и ц в разных частях слова
Задачи:
- Обучающие: повторить написание букв о-ё после шипящих и Ц в разных частях слова; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц
- Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
- Воспитательные: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
Мотивация на деятельность
|
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Нам в конце услышать нужно:
«Молодцы! Хвалю весь класс!
И работа удалась!»
Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
- А когда уроки проходят быстро, интересно?
|
Ответы детей по данному вопросу
|
Минутка чистописания
|
У учителя в руках большой конверт. 5 учеников по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами, достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.
- Итак, это буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц
- Что объединяет эти буквы?
- Скажите, пожалуйста, какую букву можно исключить? Почему?
- Назовите мягкие согласные.
- Назовите твёрдые согласные.
- Пропишите эти буквы себе в тетрадь: заглавную и строчную, красивым каллиграфическим почерком.
|
Дети выходят по 1 человеку, берут из конверта букву и с закрытыми глазами пытаются угадать, какая это буква.
Все эти буквы согласные
Исключаем букву Ц, потому что он не является шипящей.
Ч, Щ
Ж, Ш
|
Сообщение темы, постановка цели урока
|
- Но сегодня на урок к нам пришли в гости ещё 3 буквы: О, Е, Ё
- Могут ли эти буквы подсказать вам тему сегодняшнего урока?
- Какая тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим перед собой, т. е. какую работу мы будем выполнять на уроке?
|
Да, мы будем учиться писать слова с буквами Е, Ё, О после шипящих и Ц.
Вспомним правила правописания букв О, Е, Ё после шипящих и Ц, применять эти знания на практике.
|
Повторение ранее изученного
|
1. свечой, лапшой, кашей, тучей, большой, чужой, рыжего
Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
- Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.
- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?
- Поставьте ударение и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц
|
Слова являются именами существительными и именами прилагательными.
Ч-О, Ш-О, Ш-Е, Ч-Е, Ш-О, Ж-О, Ж-Е
Шипящие входят в корень, гласные – в окончание.
Под ударение пишется буква О, без ударения буква Е
|
2. медвежонок, бережок, зайчонок, реченька, ежовый, камышовый, грушевый
- Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
- Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.
- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?
- Поставьте ударение и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в суффиксах имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц
|
Слова являются именами существительными и именами прилагательными.
Ж-О, Ж-О, Ч-О, Ч-Е, Ж-О, Ш-О, Ш-Е
Шипящие входят в корень, гласные – в суффикс.
Под ударение пишется буква О, без ударения буква Е
|
3. чёрный - чернеть, пчёлы - пчела, щёки - щека, шов-???, крыжовник-???
- Прочитайте слова. Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.
- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?
- Обратите внимание на пары слов, сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Ё в корнях после шипящих и Ц
|
И шипящие, и гласные после них входят в корень.
Если можно подобрать однокоренное слово, в котором [о] не слышится, то пишется буква Ё, а если такого слова подобрать нельзя – то пишется буква О
|
Алгоритм нахождения орфограммы
|
Слайд , карточка
|
|
Закрепление знаний
Работа в парах
(по рядам)
|
Учебник С. 49 упр. 1 [2]
1 ряд – выписать слова с орфограммой в корне
2 ряд – слова с орфограммой в суффиксе
3 ряд – слова с орфограммой в окончании
Проверка ( слайд)
|
Ребята в парах выполняют задание
|
Физминутка
|
Если в слове пишется О – приседаете,
если Ё – поднимаете руки вверх,
если затрудняетесь ответить – руки в стороны.
Шёпот, зайчонок, шёлк, пчёлы, галчонок,
дружок, врачом, лицом, шов, шорты.
|
Ребята хлопают в ладоши, анализируя слова.
|
Работа по карточке (разно уровневые задания)
|
- У вас на столе лежат карточки разного цвета:
зелёный цвет – вам необходимо подчеркнуть шипящую с гласной, выделить часть слова, в которой находится орфограмма
синий цвет – поставить ударение, выделить часть слова, в которой находится орфограмма и только потом вставить пропущенную букву
красный цвет – Выбрать любые 5 слов, записать их, с одним – на выбор составить предложение и записать в тетрадь. Орфограмму выделить (поставить ударение, подчеркнуть орфограмму, выделить часть слова, в которую входит орфограмма).
|
|
Подумайте, оцените свои силы и выдерите карточку нужного вам цвета. Остальные карточки, не переворачивая, уберите на край стола.
1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох
2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
3 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
|
Ребята выбирают задание по своим силам и выполняют его самостоятельно
|
Работа в группе
Коллективная работа (работа в группе)
ПРОВЕРКА
СЛАЙД
|
Работа с тестом.
(проверка по эталону. См. презентацию )
1. В каком слове все согласные звуки шипящие?
1) жучок
2) щипцы
3) чаща
2. Если в суффиксе имени существительного после шипящего гласный звук ударный, то пишется
1 ) е
2) о
3) ё
3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется
1) е
2) о
3) ё
4. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё:
- ш…фёр
2) крыж...вник
3) ж...луди
4) ш...рох
5. Укажите слово, в котором пропущена буква О:
1) лисиц…й
2) улиц…й
3) ш…л
4) камыш…вый
|
|
11. Рефлексия
|
- Понравился ли вам урок?
- Чему научились?
- Какое у вас было настроение на протяжении урока?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Можете ли вы объяснить, почему?
- Если вспомнить ответы ваших одноклассников, кому бы вы поставили за урок “5”? “4”?
- Кому бы посоветовали выучить правило?
|
Ответы детей
|
12. Домашнее задание
|
По желанию:
1) Учебник с. 49, упр. 2
2) Составить карточку с пропусками для одноклассников со словами, в которых есть орфограмма “Гласные О, Ё после шипящих и Ц”
СЛАЙД 14
|
|
1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох
1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох
1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох
1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох
1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох
1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох
1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох
1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох
2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
3 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох
|