Сегодня: 16.12.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Конспект урока русского языка +презентация для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме:"Буквы О - Ё после шипяших и ц"

СКАЧАТЬ (736.5 Kb) 02.12.2018, 00:08
Зенгер Ирина Юрьевна
учитель начальных классов, МОУ СОШ с. Озерное Аткарского района Саратовской области

Урок русского языка на тему "Буквы О, Ё после шипящих и Ц".  4-й класс

Цель: Формировать умение правильного написания букв о–е после шипящих и ц в разных частях слова

Задачи:

  • Обучающие: повторить написание букв о-ё после шипящих и Ц в разных частях слова; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц
  • Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
  • Воспитательные: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Мотивация на деятельность

Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Нам в конце услышать нужно:
«Молодцы! Хвалю весь класс!
И работа удалась!»

Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
- А когда уроки проходят быстро, интересно?

Ответы детей по данному вопросу

Минутка чистописания

У учителя в руках большой конверт. 5 учеников по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами, достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.

- Итак, это буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц
- Что объединяет эти буквы?
- Скажите, пожалуйста, какую букву можно исключить? Почему?
- Назовите мягкие согласные.
- Назовите твёрдые согласные.
- Пропишите эти буквы себе в тетрадь: заглавную и строчную, красивым каллиграфическим почерком.

Дети выходят по 1 человеку, берут из конверта букву и с закрытыми глазами пытаются угадать, какая это буква.

Все эти буквы согласные

Исключаем букву Ц, потому что он не является шипящей.
Ч, Щ
Ж, Ш

Сообщение темы, постановка цели урока

- Но сегодня на урок к нам пришли в гости ещё 3 буквы:   О, Е, Ё
- Могут ли эти буквы подсказать вам тему сегодняшнего урока?
- Какая тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим перед собой, т. е. какую работу мы будем выполнять на уроке?

Да, мы будем учиться писать слова с буквами Е, Ё, О после шипящих и Ц.

Вспомним правила правописания букв О, Е, Ё после шипящих и Ц, применять эти знания на практике.

Повторение ранее изученного

1. свечой, лапшой, кашей, тучей, большой, чужой, рыжего

Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
- Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.
- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?
- Поставьте ударение и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и  Ц

Слова являются именами существительными и именами прилагательными.

Ч-О, Ш-О, Ш-Е, Ч-Е, Ш-О, Ж-О, Ж-Е

Шипящие входят в корень, гласные – в окончание.

Под ударение пишется буква О, без ударения буква Е

2. медвежонок, бережок, зайчонок, реченька, ежовый, камышовый, грушевый

- Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
- Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.
- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?
- Поставьте ударение и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в суффиксах имён существительных и прилагательных после шипящих и  Ц

Слова являются именами существительными и именами прилагательными.
Ж-О, Ж-О, Ч-О, Ч-Е, Ж-О, Ш-О, Ш-Е

Шипящие входят в корень, гласные – в суффикс.

Под ударение пишется буква О, без ударения буква Е

3. чёрный - чернеть,  пчёлы - пчела,  щёки - щека,    шов-???, крыжовник-???

- Прочитайте слова. Назовите шипящие и рядом стоящие буквы.
- В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласная, стоящая за шипящей?
- Обратите внимание на пары слов, сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Ё в корнях после шипящих и  Ц

И шипящие, и гласные после них входят в корень.

Если можно подобрать однокоренное слово, в котором [о] не слышится, то пишется буква Ё, а если такого слова подобрать нельзя – то пишется буква О

Алгоритм нахождения орфограммы

Слайд , карточка

 

Закрепление знаний

Работа в парах

(по рядам)

Учебник С. 49 упр. 1 [2]

1 ряд – выписать слова с орфограммой в корне
2 ряд – слова с орфограммой в суффиксе
3 ряд – слова с орфограммой в окончании
Проверка ( слайд)

Ребята в парах выполняют задание

Физминутка

Если в слове пишется О – приседаете,
если Ё – поднимаете руки вверх,
если затрудняетесь ответить – руки в стороны.
Шёпот, зайчонок, шёлк, пчёлы, галчонок,
дружок, врачом, лицом,  шов,  шорты.

Ребята хлопают в ладоши, анализируя слова.

Работа по карточке (разно уровневые задания)

- У вас на столе лежат карточки разного цвета:

зелёный цвет – вам необходимо подчеркнуть шипящую с гласной, выделить часть слова, в которой находится орфограмма

синий цвет – поставить ударение, выделить часть слова, в которой находится орфограмма и только потом вставить пропущенную букву

красный цвет – Выбрать любые 5 слов, записать их, с одним – на выбор  составить   предложение  и записать в тетрадь.  Орфограмму выделить (поставить ударение, подчеркнуть орфограмму, выделить часть слова, в которую входит орфограмма).

 

Подумайте, оцените свои силы и выдерите карточку нужного вам цвета. Остальные карточки, не переворачивая, уберите на край стола.

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

3 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

Ребята выбирают задание по своим силам и выполняют его самостоятельно

Работа в группе

Коллективная работа (работа в группе)

ПРОВЕРКА

СЛАЙД

Работа с тестом.
(проверка по эталону. См. презентацию )

1. В каком слове все согласные звуки шипящие?

1) жучок
2) щипцы
3) чаща

2. Если в суффиксе имени существительного после шипящего гласный звук ударный, то пишется

1 ) е
2)  о
3)   ё

3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется

1)   е
2)   о
3)   ё

4. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё:

  1.  ш…фёр
    2)   крыж...вник
    3)   ж...луди
    4)  ш...рох

5. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1)  лисиц…й
2)  улиц…й
3)  ш…л
4)  камыш…вый

 

11. Рефлексия

- Понравился ли вам урок?
- Чему научились?
- Какое у вас было настроение на протяжении урока?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Можете ли вы объяснить, почему?
- Если вспомнить ответы ваших одноклассников, кому бы вы поставили за урок “5”? “4”?
- Кому бы посоветовали выучить правило?

Ответы детей

12. Домашнее задание

По желанию:
1) Учебник с. 49,  упр. 2
2) Составить карточку с пропусками для одноклассников со словами, в которых есть орфограмма “Гласные О, Ё  после шипящих и Ц”

СЛАЙД 14

 

 

1 группа:

Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

1 группа:
Ежовый, шорты, тучей, зайчонок, шёлк, свечой, пирожок, карандашом, пчёлы, мячом, грушевый, шорох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

2 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

 

3 группа:
Еж..вый, ш..рты, туч..й, зайч..нок, ш..лк, свеч..й, пирож..к, карандаш..м, пч..лы, мяч..м, груш..вый, ш..рох

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Elena
Просмотров: 163 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.12.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал