Редкозубова Олеся Геннадьевна, НОУ СОШ «Развитие», г.Волгоград, учитель начальных классов
На уроке учащиеся сами делают выводы, которые подводят их к теме урока. Они учатся работать в парах и группах.
Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме «Сложные предложения. Сложносочиненные предложения»
Цель: познакомить учащихся с понятие сложные и сложносочиненные предложения; сформировать представление о сложных и сложносочиненных предложениях.
Задачи:
1. Образовательные:
- научить выделять в письменной речи сложные и сложносочиненные
предложения;
- научить ставить знаки препинания в сложных и сложносочиненных
предложениях.
2. Развивающие:
- развивать навык грамотной письменной и устной речи;
- развивать умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.
3. Воспитательные:
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку;
- стремления совершенствовать свою речь.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, в парах.
Оборудование: карточки с заданием, плакат с сочинительными союзами, музыкальный центр.
Ход урока
I. Организационный этап.
Учитель: Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
II. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Ребята, разгадайте ребусы и запишите ответы:
Ученики: Метель, ветер, ураган.
Учитель: Найдите и подчеркните слово, в котором количество букв и звуков не соответствует.
Ученики: Метель.
Учитель: Почему вы сделали такой выбор?
Ученики: Мягкий знак не обозначает звука.
Учитель: Что общего в этих словах?
Ученики: Эти слова относятся к одной части речи – имени существительному?
Учитель: Какие части речи знаете еще?
Ученики перечисляют части речи, которые знают.
Учитель: Подберите к данным именам существительным глаголы прошедшего времени.
Ученики: метель (что сделала) завьюжила
ветер (что сделал?) подул
ураган (что сделал?) надвигается
Учитель: Составьте и запишите три простых предложения по данной схеме.
Ученики: Завьюжила метель. Подул ветер. Надвигается ураган.
III. Актуализация знаний.
Учитель: Молодцы, ребята. Сейчас каждый получит задание на карточке и попробует его выполнить.
Карточка №1- Составьте и запишите сложное предложение без союзов.
Карточка №2 - Составьте и запишите сложное предложение с союзом.
Учащиеся зачитывают получившиеся предложения.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Сколько простых предложений входит в сложное предложение?
Ученики: три простых предложения.
Учитель: Как они определены друг от друга на письме? А в устной речи?
Ученики: На письме- запятой, в устной речи – интонацией.
Учитель: Сколько грамматических основ в предложении?
Ученики: три грамматические основы.
Учитель: А может быть больше? Меньше?
Учащиеся высказывают свое мнение и делают вывод: сложное предложение- это предложение, которое состоит их двух и более грамматических основ.
Учитель: Так как отличить простое предложение от сложного предложения?
Учащиеся высказывают свое мнение.
V. Первичная проверка понимания.
Учащиеся выполняют задания в парах.
Задание №1. Составьте и запишите предложения по схемам:
Задание №2. Составьте и запишите предложения с тремя грамматическими основами.
Каждая пара озвучивает свои работы. Выявляются ошибки и исправляются с помощью учащихся.
V. Физминутка.
Учащиеся выполняют разминку под музыку
VI. Первичное закрепление.
Учитель: Составьте и запишите сложные предложения с союзом а.
Из-за леса показалась луна, и тень от деревьев покрыла всю реку.
Ливень еще шумел за окнами вагона, но молнии уже не вспыхивали.
Учитель: Подчеркните главные члены предложения, назовите обстоятельства места.
Ответы учащихся.
Учитель: Чем они выражены?
Ответы учащихся.
Учитель: Как на письме отделили простые предложения в сложном предложении?
Ученики: Запятыми.
Учитель: Главный знак препинания сложного предложения - запятая.
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь
Выйдем на дорожку-
Всем подставим ножку!
Слово «Запятая» обозначает препятствие, затруднение. В жизни, когда встречаются с какими-либо неожиданными трудностями, говорят: «Вот тут-то и запятая!»; «Споткнулся на запятой!» Поэтому иногда этот знак шутливо называют знаком «спотыкания» (Англия 700 лет назад Эдуард 2,Изобелла)
Учитель: Найти сложносочиненные предложения.
Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев.
С запада тянулось черное пятно и быстро надвигалось на село и рощу.
Учитель: Докажите. А что скажете о втором предложении?
Учащиеся высказывают свое мнение.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание учитель дает по группам.
VIII. Рефлексия.
Учитель: Что узнали нового на уроке?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель: Как найти сложносочиненные предложения? Рассказать при помощи опорных слов.
Состоит из……
Соединяются……
Определяются на письме……
|