Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Конспект урока русского языка "Мягкий знак в конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс

11.11.2014, 07:42
Петрик Елена Михайловна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 42"
Конспект урока русского языка по программе Рамзаевой Т.Г.

Тема. Мягкий знак в конце слова как показатель мягкости согласного звука.
2 класс

Составила:
учитель начальных классов
Петрик Елена Михайловна

Нижневартовск 2014г.

Тема. Мягкий знак в конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Цели: - дать понятие о мягком знаке как о показатели мягкости согласного;
- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать слова, делать выводы;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Оборудование: - иллюстрация медведя, рыси, гуся, лося
- карточки с данными словами
- ассоциация
- пословица

Ход урока.

1. Организационный момент.
Приветствие.

У. Снег упал нам на ладошку,
На скамейку, на дорожку.
Вьётся, вьётся, ой-ой-ой!
Побежали мы домой
И тихонько сели.

(дети садятся)

У. – кто прочитает дату орфографически?

(21 ноября. Безударная гласная непроверяемая ударение – о -, безударная гласная проверяемая ударение – я – ноябрь.
Классная – начало предложения с большой буквы, удвоенная согласная – с -, окончание – ая -. Работа - безударная гласная непроверяемая ударение – а -)

- для чего мы с вами приговариваем все орфограммы? (чтобы не сделать ошибок)

- запишите себе в тетрадь, выделяя орфограммы.

2. Каллиграфическая минутка.
- ребята, «ноябрь» месяц какого времени года? (осени)
- а для осени, какие осадки характерны? (дождь)
- посмотрите, какие капельки дождя у нас сегодня на доске и у вас в тетрадях.
- давайте пропишем их. Красиво писать (дети: красоту творить).

- зачем нам нужно чистописание? (чтобы учиться правильно и красиво писать)
3. Новая тема.
- ребята, вы сказали, что Ноябрь это осенний месяц, а что же у нас за окном? (зима)

- в нашем крае ХМАО зима наступает раньше. И сегодня мы с вами отправимся в лес и посмотрим, что же там происходит.

- кто знает, как называется лес, который находится вокруг нас? (тайга)

- живут в тайге муравьи. А как называется домик муравьёв? (муравейник)

- и вот построили эти насекомые муравейник, но не обычный муравейник, а из слов.

- посмотрите, что же у них получилось.

РЫС
ЛОС
ГУС

- что вы можете сказать об этих словах? (нет мягкого знака)

- где должен находится Ь знак в слове? (на конце)

- какую роль играет Ь знак в наших словах? (обозначает мягкость предыдущего согласного звука)

- так кто же сформулирует главную задачу на урока?

(Мягкий знак в конце слова как показатель мягкости согласного звука)

- а схематично мы покажем это вот такой стрелочкой.

- как вы думаете, чтобы закрепить наши новые знания, что нужно выполнить?
(какое – то упражнение, задание)

4. Работа с учебником.

- я с вами согласна. Откройте учебник на с.85 упр. 147
- прочитайте.

- какое задание вас просят выполнить? (прочитать)

Один ученик читает вслух.

- что дальше нужно сделать?
Работа по упражнению письменно.
(говорят ученики с учителем вместе)
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Проверка фронтально.

Микроитог. Для чего же нужен Ь знак в конце слова?

5. Физминутка.
Встали. Если вы слышите слово с Ь знаком, то хлопают девочки, а если без Ь знака, то мальчики.

Зверь, день, стол, уголь, угол, кит, мель, мел, соль, карась, крот, мир.

6. Словарная работа.

- ребята, а вы кроме Ь знака ничего не заметили в нашем муравейнике? (гусь лишнее, п. ч. это птица)

- а что одинакового у этих слов? (1 слог, 1 гласная, все оканчиваются на Ь знак, показывает мяг. Пред.согл.)
- ну, так как гусь – перелётная птица, пусть летит в тёплые края.
(карточка со словом и картинка убираются)

- чтобы наш муравейник не разрушился, что нужно сделать (поставить другое слово)

- а вот наш другой лесной житель зашифрован в арифметической загадке.

Медь + дверь – рь = (медведь)

-Легко ли животным жить зимой в лесу? (для лося – соль, не убивать животных)
- с каким же новым словарным словом мы сегодня познакомимся?
- кто знает, откуда пришло в наш язык слово медведь и что оно обозначает?
( из латинского языка. Образованно от слов «мёд» и «ведает», т.е. зверь знающий, где найти в лесу мёд.)

- и сейчас мы с вами проведём «мозговой штурм».

- Назовите 1 звук (м)
- Какой он? (согл., мяг, Зв, непар)
- Назовите последний звук (т)
- Какой он? (согл., мяг, гл, пар)
- Сколько в слове гласных? (2)
- сколько же слогов? (2)
- на какой слог падает ударение? (2)
- Где будет опасное место? (в 1 слоге)

М*две*ь - как вы думаете, какую же букву нам нужно писать?(е,и)

- какую ассоциацию можно подобрать к слову МЕДВЕДЬ? (МЁД)

- так с какой же безударной гласной пишется слово МЕДВЕДЬ? (Е)

- какую орфограмму мы ещё мы должны проверить? (парн. согл. Д-МЕДВЕДИ)

- Произнесите это слово орфографически. На какую букву вы откроете свои словарики? (м)
- запишите это слово.

- дома вы найдете, и запишите в словарик пословицу или поговорку о медведи.

- составьте предложение со словом МЕДВЕДЬ.

(добрый медведь любит мёд)

- запишем это предложение в тетрадь. (у доски 1 человек)

- какую работу мы проведём над предложение?

- Ударение
- На слоги
- Глав. члены предложения

У доски по 1 человеку.

- вот, ребята, предложение одно, а, сколько материала мы повторили.

- как вы думаете, почему на сегодняшнем уроке сл.сл. МЕДВЕДЬ?
(Мягкий знак в конце слова как показатель мягкости согласного звука)

7. Закрепление.

- сейчас мы проверим, как вы усвоили новую тему. У вас на парте лежат листочки со словами. 1 вариант выписывает слова, в которых нужен Ь знак, 2 – вариант, в которых не нужен Ь знак.

Пенал*, январ*, мол*, кит*, фасол*, сахар*

Проверка фронтально.

- для чего мы выполняли это задание?

Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!

8. Домашнее задание.

- а дома вы закрепите свои знания о мягком знаке в конце слова как показателе мягкости согласного звука, выполняя упр. 149 на с.86.
(объяснение упражнения)

9. Итог.

- что главное было у нас сегодня на уроке?(Ь, медведь)
- мне очень понравился наш урок, а вам?


Категория: Русский язык и литература | Добавил: elenvasko
Просмотров: 3419 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, носит системный, деятельностный характер. Урок плотный, содержит большой объем материала. smile

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог