Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Разработка урока литературного чтения во 2 классе по программе «Гармония» учебник О.В. Кубасовой

СКАЧАТЬ (152.5 Kb) 10.01.2014, 22:30
Ярушина Ирина Владимировна
учитель начальных классов, МОУ "Тисовская СОШ"
Тема урока: С.Г. Козлов «Правда, мы будем всегда?»
Цель урока: Знакомство со сказкой С.Г. Козлова «Правда, мы будем всегда?»
Задачи урока:
1. Познакомиться с новым видом сказок – сказки-размышления, сказки-переживания.
2. Развивать умения работы с текстом, находить в тексте нужный отрывок, ответы на вопросы, идею и главную мысль сказки.
3. Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.
4. Обсудить вопросы быстротечности жизни, неминуемой смерти и вечности на основе сказочной ситуации и рассуждений героев сказки.
5. Воспитывать внимательное отношение к слову, учить выражать своё отношение к героям, событиям.
Место урока: Сказка помещена во 2 части учебника «Литературное чтение» О.В. Кубасовой в разделе «Учимся работать с текстом. Автор и его герои».
Тип урока: изучение нового.

Оборудование урока:
• Учебник литературного чтения О.В. Кубасовой, 2 класс, 2 часть, программа «Гармония».
• Картинки с изображением сказочных героев сказок С. Козлова.
• Запись песен «Облака» «Я на солнышке лежу».
• Портрет С. Козлова.
• Правила работы в группе (на доске).
• Выставка книг С. Козлова.
• Запись мелодии песни «Песня о дружбе»
• Для выставки:
Книги С. Козлова: Ежик в тумане. Осенняя рыбалка. Страшный, серый, лохматый. Как львенок и черепаха пели песню. Как ежик и медвежонок встречали новый год. Трям! Здравствуйте! Золотая липа. Зимняя сказка. Как ежик и медвежонок небо меняли. Волшебная травка зверобой. Новогодняя сказка. Старичок - лесовичок. Лунная дорожка. Поросенок в колючей шубке. Австралийская пегая. И др.

2. Содержательная часть:
2.1. Конспект урока.
Этапы урока Содержание Примечание
I. Организаци-онный момент - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте порадуем их своей работой. Поприветствуем наших гостей.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам,
И всем, кто живёт на этой планете,
"Добрый день! " скажем мы вместе.
"Добрый день!" взрослые и дети.
Создание доброже-лательной психоло-гической атмосферы в классе. Мотивация на работу.
II.Актуализация знаний Викторина.
1. Отгадайте, из какого произведения эти строки.
Жил-был в Африке Львёнок. Звали его Ррр-Мяу. Вот вышел он однажды погулять по пустыне и встретил Большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и мурлыкала себе под нос весёлую песенку:
2.Какую песенку пела Черепаха? Прослушивание отрывка из песни.
3.Отгадайте, из какого произведения эти строки.
— Ура! Ура! — снова закричали все и поплыли на облаке в Тили-мили-трямдию — выдуманную страну. Они летели над лугами, лесами на легком облаке и, обнявшись, пели свою любимую песню:
4.Какую песенку пели друзья? Прослушивание песни.
5.Отгадайте, как называется это стихотворение?
В жаркий день в лесу глухом
Гном сидел под лопухом.
Из волнушки пил росу,
Слушал бабушку Осу.
6.Отгадайте, к какой сказке эти иллюстрации.



7. Отгадайте, чей портрет?

8.Что вы знаете о Сергее Козлове? (ответы детей)
Добавления учителя: (если не скажут) Сергей Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Окончил Литературный институт имени М. Горького. До того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции, был экскурсоводом в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.
Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.
9.Какие книги вы уже читали? Добавления учителя: (если не скажут) "Ежик в тумане", "Как Львенок и Черепаха пели песню", "Правда, мы будем всегда?", "Облака", "Цыпленок вечером" и многие другие
10.Какие мультфильмы смотрели?

Добавления учителя: (если не скажут) "Осенняя рыбалка" (1968), "Страшный, серый, лохматый" (1971). "Как Львенок и Черепаха пели песню" (1974), "В порту" (1975), "Ежик в тумане" (1975), "Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год" (1975), "Трям! Здравствуй!" (1980), "Поросенок в колючей шубке" (1981), "Зимняя сказка" (1981) и многие другие.
11.Где происходят события?
12.Кто герои сказок С. Козлова? Добавления учителя: Ёжик – тонкий поэтичный философ, Медвежонок – очень эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, Заяц – открытый и общительный, Ослик – задумчивый, Львёнок – беззаботный и весёлый, Черепаха – мудрая и дружелюбная.
Правильные ответы:

«Как львёнок и черепаха пели песню.»

«Я на солнышке лежу.»

«Трям! Здравствуйте!»


«Облака, белокрылые лошадки»

«Баллада о лесном гноме»
Приготовить картинки:
Ёжик в тумане. Как львёнок и черепаха пели песню. Трям! Здравствуйте! В сладком сосновом лесу. Снежный цветок. Как ёжик и медвежонок протирали звёзды.

Портрет
Сергея Козлова

В сказочном лесу

III. Формулиро-вание темы и цели урока - Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой С. Козлова «Правда, мы будем всегда?»
- Прочитайте название и подумайте:
Правда, мы будем всегда? (ответы детей)
IV. Первичное чтение сказки.
Первичное чтение сказки учителем.

Можно использовать грамзапись чтения сказки .

V. Работа над пониманием текста. - Какие чувства вызывает это произведение? Почему?
- Определите жанр произведения.
- Сказка о животных или волшебная?
- Что делают животные в этой сказке?
- Какая это сказка? Как её можно назвать?
- Какое ужасное событие произошло в лесу?
-Чего очень хотелось Ослику?
- Что в природе так же умирает и рождается вновь?
-Чем утешил Ослик своего умирающего друга?
- Как вы понимаете смысл выражения «вселить надежду»? Можно ли считать, что Ослик вселил надежду в свою душу и душу Медвежонка?
- Верите ли вы в то, что всё будет так, как сказал Ослик?
- Как вы понимаете смысл заглавия сказки?

Сказка-размышление, сказка-переживание.
VI. Физкульт-минутка. Танцевальные упражнения под песню «Облака» Разучить заранее
VII. Работа в группах. -А сейчас поработаем в группах. Давайте повторим правила работы в группе:
1. Обсуждать шёпотом.
2. Выслушать мнение всех учащихся.
3. Не перебивать.
4. Для ответа выбрать 1 человека.
5. Если группа выполнила задание, то «строят домик» (поднимают руки вверх в виде крыши домика)
Задания в группах:
1 группа. Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о том, как умирает и вновь рождается лето? Прочитайте отрывок выразительно.
2 группа. Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о том, во что ве¬рил Ослик. Прочитайте отрывок выразительно.
3 группа. Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о том, о чем вспоминал Ослик. Прочитайте отрывок по ролям.
Подведение итогов работы в группах. Выслушивание ответов. Обсуждение и оценка выступлений.
Выступление 1 группы. (Чтение отрывка).
Добавления учителя: (если не скажут ребята) Герой сказки Ослик пытается провести аналогию между сменой времён года (лето «умрёт совсем ненадол¬го, а потом снова родится»), смертью и рождением. Он успокаивает умирающего Медвежон-ка: «Ты весной вырастешь снова». Надежда на возрождение согревает душу героям сказки и помогает по-другому взглянуть на безысходность смерти.
Выступление 2 группы. (Чтение отрывка).
Добавления учителя: (если не скажут ребята) Ослик верил в то, что если похоронить Медвежонка, то он обязательно вернётся как лето.
-Верите ли вы в то, что сказал Ослик? А вы согласны с Осликом?
Выступление 3 группы. (Чтение отрывка).
Добавления учителя: (если не скажут ребята) Медвежонок вспоминал самые счастливые минуты, когда они познакомились и стали друзьями.
- А вы помните минуты знакомства со своими лучшими друзьями?
- Какие синонимы можно подобрать к слову ДРУГ?
- Какие бывают друзья?
- Что значит быть настоящим, преданным, верным другом?
- Трудно быть настоящим другом?
- Можно ли научиться быть хорошим другом?

Записаны на доске

Приятель, дружок, товарищ
Верные, настоящие, преданные Быть рядом, когда это необходимо, помогать в трудные минуты, не предавать.

Да, трудно.
Можно и нужно
VIII. Исполнение песни. Исполнение песни «Песня о дружбе» слова В. Пляцковского, музыка В. Иванова. - исполнение.
Разучить заранее
IX. Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Поделитесь своими мыслями и впечатлениями.
- Какой момент изображен на иллюстрации?
- Удалось ли художнику передать все то, что передал С. Козлов в своей сказке? Учебник стр. 44
X. Итог урока. - Каким представляется тебе автор сказки? (Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьез говорить о том же, о чем и со взрослыми - о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти.)
- Какое переживание лирического героя становится главным? (Размышление о жизни. Жизнь человеческая коротка. Пройдут века, а жизнь на Земле продолжится. Многое изменится: нас не будет, но Жизнь останется для других. Человек как природа возродится снова)
- О чем же эта сказка? (О вечности жизни на Земле, о неминуемой смерти, быстротечности жизни, об отношении природы и человека, человек – часть природы и живёт он по законам природы.)
- О чем же заставляет задуматься С. Козлов? (О смерти, её неизбежности, о возможности возродиться вновь, ведь в природе всё умирает, чтобы возродиться вновь.).
- Какие чувства вы испытываете после урока?
- Чему нас учит сказка?
XI. Домашнее задание Нарисовать понравившегося героя сказки.

XII. Рефлексия - Продолжите предложение:

- Мне сегодня на уроке понравилось то, что …
- Мне не очень понравилось то, что…
- Я бы хотел, чтобы на последующих уроках … Приготовить листочки для ответа.

Список литературы:

1. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
2. Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005.
3. Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса: Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009.
4. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
5. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.
6. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
7. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: 001372
Просмотров: 6367 | Загрузок: 246 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог