Тема урока: С.Г. Козлов «Правда, мы будем всегда?» Цель урока: Знакомство со сказкой С.Г. Козлова «Правда, мы будем всегда?» Задачи урока: 1. Познакомиться с новым видом сказок – сказки-размышления, сказки-переживания. 2. Развивать умения работы с текстом, находить в тексте нужный отрывок, ответы на вопросы, идею и главную мысль сказки. 3. Способствовать развитию умения работать в микрогруппах. 4. Обсудить вопросы быстротечности жизни, неминуемой смерти и вечности на основе сказочной ситуации и рассуждений героев сказки. 5. Воспитывать внимательное отношение к слову, учить выражать своё отношение к героям, событиям. Место урока: Сказка помещена во 2 части учебника «Литературное чтение» О.В. Кубасовой в разделе «Учимся работать с текстом. Автор и его герои». Тип урока: изучение нового. Оборудование урока: • Учебник литературного чтения О.В. Кубасовой, 2 класс, 2 часть, программа «Гармония». • Картинки с изображением сказочных героев сказок С. Козлова. • Запись песен «Облака» «Я на солнышке лежу». • Портрет С. Козлова. • Правила работы в группе (на доске). • Выставка книг С. Козлова. • Запись мелодии песни «Песня о дружбе» • Для выставки: Книги С. Козлова: Ежик в тумане. Осенняя рыбалка. Страшный, серый, лохматый. Как львенок и черепаха пели песню. Как ежик и медвежонок встречали новый год. Трям! Здравствуйте! Золотая липа. Зимняя сказка. Как ежик и медвежонок небо меняли. Волшебная травка зверобой. Новогодняя сказка. Старичок - лесовичок. Лунная дорожка. Поросенок в колючей шубке. Австралийская пегая. И др.
2. Содержательная часть: 2.1. Конспект урока. Этапы урока Содержание Примечание I. Организаци-онный момент - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте порадуем их своей работой. Поприветствуем наших гостей. Давайте порадуемся солнцу и птицам, А также порадуемся улыбчивым лицам, И всем, кто живёт на этой планете, "Добрый день! " скажем мы вместе. "Добрый день!" взрослые и дети. Создание доброже-лательной психоло-гической атмосферы в классе. Мотивация на работу. II.Актуализация знаний Викторина. 1. Отгадайте, из какого произведения эти строки. Жил-был в Африке Львёнок. Звали его Ррр-Мяу. Вот вышел он однажды погулять по пустыне и встретил Большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и мурлыкала себе под нос весёлую песенку: 2.Какую песенку пела Черепаха? Прослушивание отрывка из песни. 3.Отгадайте, из какого произведения эти строки. — Ура! Ура! — снова закричали все и поплыли на облаке в Тили-мили-трямдию — выдуманную страну. Они летели над лугами, лесами на легком облаке и, обнявшись, пели свою любимую песню: 4.Какую песенку пели друзья? Прослушивание песни. 5.Отгадайте, как называется это стихотворение? В жаркий день в лесу глухом Гном сидел под лопухом. Из волнушки пил росу, Слушал бабушку Осу. 6.Отгадайте, к какой сказке эти иллюстрации.
7. Отгадайте, чей портрет? 8.Что вы знаете о Сергее Козлове? (ответы детей) Добавления учителя: (если не скажут) Сергей Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Окончил Литературный институт имени М. Горького. До того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции, был экскурсоводом в пушкинском музее-заповеднике Михайловское. Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве. 9.Какие книги вы уже читали? Добавления учителя: (если не скажут) "Ежик в тумане", "Как Львенок и Черепаха пели песню", "Правда, мы будем всегда?", "Облака", "Цыпленок вечером" и многие другие 10.Какие мультфильмы смотрели?
Добавления учителя: (если не скажут) "Осенняя рыбалка" (1968), "Страшный, серый, лохматый" (1971). "Как Львенок и Черепаха пели песню" (1974), "В порту" (1975), "Ежик в тумане" (1975), "Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год" (1975), "Трям! Здравствуй!" (1980), "Поросенок в колючей шубке" (1981), "Зимняя сказка" (1981) и многие другие. 11.Где происходят события? 12.Кто герои сказок С. Козлова? Добавления учителя: Ёжик – тонкий поэтичный философ, Медвежонок – очень эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, Заяц – открытый и общительный, Ослик – задумчивый, Львёнок – беззаботный и весёлый, Черепаха – мудрая и дружелюбная. Правильные ответы:
«Как львёнок и черепаха пели песню.»
«Я на солнышке лежу.»
«Трям! Здравствуйте!»
«Облака, белокрылые лошадки»
«Баллада о лесном гноме» Приготовить картинки: Ёжик в тумане. Как львёнок и черепаха пели песню. Трям! Здравствуйте! В сладком сосновом лесу. Снежный цветок. Как ёжик и медвежонок протирали звёзды.
Портрет Сергея Козлова
В сказочном лесу
III. Формулиро-вание темы и цели урока - Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой С. Козлова «Правда, мы будем всегда?» - Прочитайте название и подумайте: Правда, мы будем всегда? (ответы детей) IV. Первичное чтение сказки. Первичное чтение сказки учителем.
Можно использовать грамзапись чтения сказки . V. Работа над пониманием текста. - Какие чувства вызывает это произведение? Почему? - Определите жанр произведения. - Сказка о животных или волшебная? - Что делают животные в этой сказке? - Какая это сказка? Как её можно назвать? - Какое ужасное событие произошло в лесу? -Чего очень хотелось Ослику? - Что в природе так же умирает и рождается вновь? -Чем утешил Ослик своего умирающего друга? - Как вы понимаете смысл выражения «вселить надежду»? Можно ли считать, что Ослик вселил надежду в свою душу и душу Медвежонка? - Верите ли вы в то, что всё будет так, как сказал Ослик? - Как вы понимаете смысл заглавия сказки?
Сказка-размышление, сказка-переживание. VI. Физкульт-минутка. Танцевальные упражнения под песню «Облака» Разучить заранее VII. Работа в группах. -А сейчас поработаем в группах. Давайте повторим правила работы в группе: 1. Обсуждать шёпотом. 2. Выслушать мнение всех учащихся. 3. Не перебивать. 4. Для ответа выбрать 1 человека. 5. Если группа выполнила задание, то «строят домик» (поднимают руки вверх в виде крыши домика) Задания в группах: 1 группа. Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о том, как умирает и вновь рождается лето? Прочитайте отрывок выразительно. 2 группа. Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о том, во что ве¬рил Ослик. Прочитайте отрывок выразительно. 3 группа. Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о том, о чем вспоминал Ослик. Прочитайте отрывок по ролям. Подведение итогов работы в группах. Выслушивание ответов. Обсуждение и оценка выступлений. Выступление 1 группы. (Чтение отрывка). Добавления учителя: (если не скажут ребята) Герой сказки Ослик пытается провести аналогию между сменой времён года (лето «умрёт совсем ненадол¬го, а потом снова родится»), смертью и рождением. Он успокаивает умирающего Медвежон-ка: «Ты весной вырастешь снова». Надежда на возрождение согревает душу героям сказки и помогает по-другому взглянуть на безысходность смерти. Выступление 2 группы. (Чтение отрывка). Добавления учителя: (если не скажут ребята) Ослик верил в то, что если похоронить Медвежонка, то он обязательно вернётся как лето. -Верите ли вы в то, что сказал Ослик? А вы согласны с Осликом? Выступление 3 группы. (Чтение отрывка). Добавления учителя: (если не скажут ребята) Медвежонок вспоминал самые счастливые минуты, когда они познакомились и стали друзьями. - А вы помните минуты знакомства со своими лучшими друзьями? - Какие синонимы можно подобрать к слову ДРУГ? - Какие бывают друзья? - Что значит быть настоящим, преданным, верным другом? - Трудно быть настоящим другом? - Можно ли научиться быть хорошим другом?
Записаны на доске
Приятель, дружок, товарищ Верные, настоящие, преданные Быть рядом, когда это необходимо, помогать в трудные минуты, не предавать.
Да, трудно. Можно и нужно VIII. Исполнение песни. Исполнение песни «Песня о дружбе» слова В. Пляцковского, музыка В. Иванова. - исполнение. Разучить заранее IX. Работа с иллюстрацией. - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Поделитесь своими мыслями и впечатлениями. - Какой момент изображен на иллюстрации? - Удалось ли художнику передать все то, что передал С. Козлов в своей сказке? Учебник стр. 44 X. Итог урока. - Каким представляется тебе автор сказки? (Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьез говорить о том же, о чем и со взрослыми - о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти.) - Какое переживание лирического героя становится главным? (Размышление о жизни. Жизнь человеческая коротка. Пройдут века, а жизнь на Земле продолжится. Многое изменится: нас не будет, но Жизнь останется для других. Человек как природа возродится снова) - О чем же эта сказка? (О вечности жизни на Земле, о неминуемой смерти, быстротечности жизни, об отношении природы и человека, человек – часть природы и живёт он по законам природы.) - О чем же заставляет задуматься С. Козлов? (О смерти, её неизбежности, о возможности возродиться вновь, ведь в природе всё умирает, чтобы возродиться вновь.). - Какие чувства вы испытываете после урока? - Чему нас учит сказка? XI. Домашнее задание Нарисовать понравившегося героя сказки. XII. Рефлексия - Продолжите предложение:
- Мне сегодня на уроке понравилось то, что … - Мне не очень понравилось то, что… - Я бы хотел, чтобы на последующих уроках … Приготовить листочки для ответа.
Список литературы: 1. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005. 2. Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005. 3. Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса: Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009. 4. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001. 5. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001. 6. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002. 7. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.
|