РАЗРАБОТКА УРОКА (ПЛАН – КОНСПЕКТ) учителя начальных классов МБУ СОШ № 94 г. Тольятти Мигды Светланы Юрьевны.
Предмет: литературное чтение. Класс: 2. Тема: «Самое обыкновенное чудо»
Цели: 1.На основе обобщения знаний о произведениях раздела: «Самое обыкновенное чудо», обучить детей художественному пересказу, выразительному чтению, чтению наизусть прозы и поэтического произведения. 2.Осмыслить содержание стихотворений и художественных текстов. 3.Развивать логическое и образное мышление, раскрывая философский смысл фраз: 4.Формировать умение определять автора и название текста по героям произведений и звукам. 5.Научить ребят видеть в простом - прекрасное, в обыкновенном – необыкновенное. 6. Приоткрыть философский смысл фраз: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь», «Лучей у солнца не убавилось»? 7. Воспитывать любовь к природе, слову, литературе.
Оборудование: карточки «Обыкновенные предметы», «Обыкновенные звуки», рисунки учащихся к изученным произведениям, магнитофонные записи: пение соловья, скрипка, шум дождя; учебник для чтения «Маленькая дверь в большой мир».
ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. - Прочитав произведения раздела «Самое обыкновенное чудо», так хочется, чтобы люди не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звёзды, как Карлсон, слышали ночные трели соловья и были бы щедрыми, как солнце. Давайте мы откроем такой музей, в котором будут собраны предметы и звуки, которые помогут людям быть внимательными, чуткими ко всему, что их окружает. Вы все будете экскурсоводами. В нашем воображаемом музее – два зала: «Обыкновенные предметы» и « Обыкновенные звуки».
2.Экскурсия в зале «Обыкновенные предметы» На доске выставка детских рисунков: розовый слон, роза, снежинка, Солнце, туча, бабочка. Ученик выходит к доске, выбирает рисунок, все вместе определяют из какого произведения тот или иной персонаж. Далее ведётся работа с текстом. - Итак, мы с вами в первом зале, а называется он - «Обыкновенные предметы». Посмотрите на нашу выставку. Кто хочет выбрать экспонат, про который будет рассказывать? (Пересказывать отрывок, читать наизусть) Если выбрали розу: - Угадай, из какого произведения эта героиня? («Маленький принц») - Расскажи отрывок о встрече Маленького принца с розами. - Растолкуй, что значат слова «Мы в ответе за тех, кого приручили» и «Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь» - Какова же главная мысль произведения? НАДО БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМИ. Если выбрали солнце и тучу: - Угадай, из какого произведения эти персонажи? Выразительное чтение сказки наизусть «Солнце и Туча». - Подумай, что хотел сказать Джани Родари словами: «Лучей у солнца не убавилось»? – Какое ЧУДО открыл нам писатель? (НАДО БЫТЬ ЩЕДРЫМИ)
Если выбрали бабочку: - Угадай, из какого произведения эта красавица? Художественный пересказ сказки «Честное гусеничное». - Какое ЧУДО показал нам В. Берестов в своей сказке? - На что хотел обратить наше внимание автор? (Надо стараться ВИДЕТЬ КРАСОТУ) 3. Валеопауза. - Ребята, посмотрите на этого весёлого Розового слона, а совсем недавно ему было так грустно. Давайте все вместе споём ему песню «Розовый слон», пусть он её запомнит и никогда не грустит. (Встали. Пение сопровождается движениями в такт музыке. Смена динамических поз.)
4. Экскурсия в зале «Обыкновенные звуки». (С использованием валеопауз) - А сейчас я приглашаю вас в следующий зал. Как вы думаете, почему нет никаких экспонатов на стенах этого зала? (Звуки невидимы) Задание № 1. - Сейчас закройте глаза и послушайте… (Звучит голос соловья). - Чей голос вы сейчас слышали? Из какого произведения этот поющий герой? («Соловей и Бабочка» В. Хмельницкий) Чтение сказки наизусть. - Когда и почему появились ночные бабочки?
Задание № 2 Я вновь приглашаю вас в мир звуков. Закройте глаза. (Звучит шум дождя) - Из какого произведения? («Дождь в лесу» В. Хмельницкий) Чтение сказки наизусть. - Что необычного увидел Виктор Хмельницкий в этом лесу?
Задание № 3 Закройте глаза и слушайте… (Звучит скрипка Ванессы Мэй) - Что напоминают эти звуки? (Разговор скрипки со снегом. Сказка «Снег и скрипка») - Почему скрипит снег?
5. Творческая работа. Решение кроссвордов. Вот и подошла наша экскурсия к концу. Теперь надо осмыслить всё, что мы прочувствовали и вспомнили на уроке. - Чему же учили нас все произведения этого раздела? - Давайте отгадаем кроссворд, который подскажет нам ключевое слово. А ответ на каждый вопрос вы сможете найти, вспомнив произведения раздела «Самое обыкновенное чудо».
п о ч к и г у с е н и ц а д е н ь о д у в а н ч и к
1. Домик, в котором лето прячется? (почки) 2. Кто поклялся никогда не показываться людям? (гусеница) 3. Что сравнивается с белым котом? (день) 4. Кто отправляется в путешествие, став седым? (одуванчик)
6. Подведение итогов: - Какое слово получилось в выделенных клетках? (ЧУДО). - Сформулируйте ответ на вопрос: чему учили нас все произведения этого раздела? (Надо учится видеть чудо.) – А зачем надо видеть чудо? (Чтобы наша Планета оставалась цветущей, поющей, чтобы мы умели видеть красоту во всём, были чуткими, щедрыми.)
7. Звуковое письмо. - Ребята, сегодня перед уроком к нам пришло письмо. Но письмо не обычное, а звуковое. Послушайте его. (Звучит голос в записи).
Здравствуй, малыш! Нашей Планете очень хочется иметь своего Маленького принца. Мы живём на одной большой планете, и нам надо научиться беречь нашу Землю, понимать её. Ты должен помочь Планете приобрести новых друзей, а людям подружиться со своей планетой, научиться слышать сердцем. Сможешь ли ты помочь нам? Твой друг Лис. 8. Домашнее задание. - Напишите ответ Лису.
|