Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения при изучении жанра сказки

СКАЧАТЬ (18.6 Kb) 31.10.2019, 07:59
Самолйова Ангелина Александровна
Студент, ГБПОУ СО НТПК№1, г НИжний Тагил
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в процессе изучения жанра сказки
Самойлова Ангелина Александровна, студентка 3 курса, специальность «Преподавание в начальных классах», ГБПОУ СО НТПК№1, г. Нижний Тагил
Аннотация. В данной статье мы рассматриваем методы развития творческих способностей учащихся начальной школы, а так же анализируем фрагменты уроков литературного чтения во 2 классе, иллюстрирующих опыт развития творческих способностей обучающихся.
Ключевые слова: творческие способности, сказка.
В настоящее время в нашей стране резко возрастает актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников.
Именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в процессах, которые происходят в современной школе.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, а так же его творческих способностей
Урок – основная организационная форма обучения. На современном этапе развития в методике известны разнообразные типы и виды уроков литературного чтения.
В начальной школе в связи с возрастными особенностями ребенка и необходимостью смены видов и форм деятельности на одном уроке чаще всего совмещаются разные организационные формы, поэтому тип и вид урока определяется по основной форме организации деятельности ученика.
Данный возраст дает прекрасные возможности для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети располагают хорошими возможностями развития: у них закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, мышление, память, восприятие, речь, воображение), которые необходимы для его дальнейшего обучения и развития творческих способностей.
Сказка – это самый популярный вид литературы для детей. Долгая история становления и развития сказки привела к разноплановости, изменчивости этого жанра, нечеткости его границ. Сказка может иметь форму повести, романа, эпического произведения, поэмы и т. д.; выделяют литературные и народные сказки. Несмотря на такое разнообразие форм, сказка воспринимается как отдельный жанр со своими особенностями [3].
Восприятие сказки и предпочтение определенных героев, сказочных сюжетов связано с возрастными особенностями обучающихся начальных классов. Ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: Принцами, Принцессами, Солдатами, Богатырями и т. д. Большой интерес для ребенка вызывают волшебные сказки с богатым сюжетным содержанием. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, так как в этих историях содержатся рассказы о том, как человек познает мир.
Существуют разные методы работы со сказкой. Все это методы развивающего обучения, способствующие развитию творческих качеств личности обучающегося начальных классов. Смысл этих методов в том, что учащимся не дается готовая информация, а наоборот они становится в такую ситуацию, в которой сами решают проблему, задачу и делают для себя открытие.
1. Метод проблемных ситуаций. Учащиеся начальных классов учатся представлять ситуацию и ищут способы ее разрешения (например, чтобы произошло, если бы...звери не построили зимовье?).
2. Метод моделирования. Данный метод учит использовать условные модели для разыгрывания сказок.
3. Метод «мозгового штурма». Помогает снять психологическую бездеятельность и получить максимальное количество идей за короткое время (например, как избежать ситуации, чтобы не заблудиться в лесу сказка «Маша и Медведь»).
4. Метод разрешения противоречий. Учит младших школьников выявлять противоречивые свойства явлений предметов, а также разрешать эти противоречия (например, что хорошего в том, что начал таять снег? Что плохого в том, что начал таять снег?).
5. Метод эмпатии. С помощью этого метода ученики учатся передавать эмоции через вхождение в образ сказочного героя. Это метод, используемый непосредственно в театрализованной деятельности (постановка мини-спектаклей; разыгрывание миниатюр, сценок; проигрывание сюжетно-ролевых игр).
6. Метод развития критического мышления направлен на развитие у обучающихся умений анализировать, сравнивать. Он используется при составлении характеристики героя, заполнении кластеров и таблиц по сказкам, отгадывании сказочного героя по чертам характера, репликам или описанию внешности.
7. Проблемно-диалоговый метод помогает хорошо организовать работу в парах (составьте вопросы по тексту сказки, перескажите самый волнительный эпизод, подготовьте выразительное чтение диалога.)
8. Проблемно-диалоговый метод дает хороший эффект и в групповой работе (составьте сценарий сказки, распределите сказочные роли в группе) [1, с. 362].
Рассмотрим готовые фрагменты уроков учителей по литературному чтению, на которых используются методы развития творческих способностей в процессе изучения жанра сказки.
Фрагмент урока на тему: «Добрые и злые сказочные герои современной жизни».
Цель: формирование творческих способностей, изображение настроение доброго – злого, веселого – грустного с помощью слов.
На уроке с помощью учителя школьники приходят к выводу, что сказочные персонажи бывают не только в давних произведениях, но и в современной литературе, их характеры могут быть как добрыми, так и злыми. После чего учащимся демонстрируются картинки доброго современного Лешего и Бабы Еги, злой Кикиморы и Кощея, читаются отрывки из сказок об этих героях.
Школьники, прослушав отрывки из сказок и посмотрев картинки, определяют, где добрые, а где злые персонажи. При этом возникают споры в связи с образом Бабы Яги, которая нарисована в виде старухи с помелом, но при этом с большими и добрыми глазами и яркими тонами. Описание в сказке этого персонажа так же сделано с использование положительных эпитетов и повторов однокоренных слов. Ученики делают вывод о том, что в русских народных сказках Баба Яга может быть отрицательным героем и положительным.
После ознакомления с данным материалом, детям предлагается написать собственные сказки о современных добрых и злых сказочных героях. Обязательное условие использование эпитетов, которые бы характеризовали сказочного персонажа, а также применение определенной конструкции сказки, а именно использование зачина, повторов и концовки. По окончанию работы, проводится конкурс сказок. Дети должны представить своих сказочных персонажей.
Фрагмент урока: «Пословицы и их сказочное отражение».
Цель урока: формирование творческих способностей учеников с использованием пословиц из повседневной жизни.
В начале урока учащиеся вспоминают, что такое пословица и приводят примеры. Далее зачитываются отрывки из разных сказок, а ученики должны назвать соответствующие им пословицы. Дети слышат отрывки из сказок: «Теремок» - «В тесноте, да не в обиде», «Репка» - «Капле по капле, камень точит», «Кот и Петух» - «Друг познается в беде».
После этого детям выдаются поговорки в конвертиках. Работа предполагается в парах, учащиеся должны самостоятельно сочинить сказки на предложенные пословицы.
После обсуждения школьники приступают к письменной работе в тетрадях. Ученики советуются между собой о том, каким образом можно отобразить ту или иную пословицу.
По окончанию урока проводится конкурс сказок. Дети самостоятельно оценивают наиболее понравившиеся им сказки [2, с. 104–108].
Таким образом, включение в урок заданий подобного типа помогает учащимся закрепить жанровые особенности сказки, а также способствует развитию творческих способностей. У каждого ребенка формируется свой воображаемый мир. Все описываемые события сказки связаны с привычками и событиями жизни детей, поэтому учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: AngelinaAleksandrovna
Просмотров: 662 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог