Важными слагаемыми в современном воспитательном идеале являются высокая нравственность и патриотизм. ФГОС среди личностных характеристик в портрете выпускника начальной школы на первое место ставит любовь к своему народу, своему краю и своей Родине [1, c.7]. Богатейшим источником взращивания этих качеств являются произведения народного творчества, местных писателей и сказителей. В литературном наследии раскрывается душа народа, общечеловеческие и специфические качества представителей края. Краеведческий подход в реализации принципа системно-деятельностной организации воспитания позволяет привить школьникам уважение к культуре и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие ценности.
Для эффективной организации учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей мною был разработан инновационный проект «Самоцветное слово Урала». Данный проект по цели – практико-ориентированный, а по характеру создаваемого продукта – информационно-творческий. Новизна проекта заключается в создании комплекса методических и дидактических средств по краеведению «Самоцветное слово Урала». Центральным звеном комплекса является программа по литературному краеведению для начальных классов, при разработке которой я ориентировалась на содержание и структуру курса «Литературное чтение» /авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева/ и представленную в нем систему чтения. Для меня является обязательным соблюдение общих принципов Образовательной программы «Школа 2100». Прежде всего, это выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала дидактики и методики, а также приобретение нового ценностного смысла краеведческих знаний в плоскости культурно ориентированного образования: «именно краеведение может и должно формировать личность с активной жизненной позицией: способной к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в изменчивом социокультурном пространстве региона» [2, с. 175].
Программа «Самоцветное слово Урала» включает в себя около 200 произведений для круга чтения учащихся и обеспечивает содержательное наполнение уроков литературного чтения с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Все тексты для первоклассников обладают яркостью сюжета, доступны и привлекательны юному читателю. Это стихи Льва Рахлиса, Аси Горской, Нины Пикулевой. Во втором классе учащиеся знакомятся с литературными сказками и характером творчества Евгения Пермяка, Лидии Преображенской; открывают для себя богатство уральского фольклора, колорит татарских и башкирских сказок. Третьеклассники получают возможность насладиться поэтической палитрой родного края. В четвертом классе дети расширяют представление об истории развития детской литературы на Южном Урале; познают самобытный жанр уральской литературы – сказы.
В методические материалы комплекса, включены рекомендации педагогам из опыта работы по литературному краеведению на уроках чтения и ОРКСЭ, конспекты занятий. Дидактическими средствами реализации программы «Самоцветное слово Урала» стали продукты совместной творческой деятельности всех участников образовательного процесса (учащихся начальной и основной школы, родителей и учителей): сборники и видеосборники стихов уральских авторов, альбомы для иллюстрирования, мини-хрестоматии.
По модели тетрадей для чтения к учебникам Образовательной системы «Школа 2100» созданы специальные краеведческие тетради для 2-4 классов. Основными задачами этих пособий является обогащение содержания уроков литературного чтения краеведческим материалом, обеспечение возможности систематической работы с ним, а также развитие читательских умений и творческих способностей младших школьников. Материалы к урокам в тетрадях группируются по единому принципу, который опирается на технологию продуктивного чтения. Задания, представленные в тетрадях, соответствуют трем этапам: работе с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.
Структурные единицы комплекса «Самоцветное слово Урала» могут быть использованы с целью учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками, обучающимися по любой образовательной системе.
Оценка уровня воспитанности через педагогическое наблюдение за учащимися, которые систематически занимаются литературным краеведением, показывает положительную динамику по критерию «Отношение к обществу, родному краю, своему городу». Это подтверждает главный эффект инновационного проекта «Самоцветное слово Урала»: повышение уровня патриотизма в иерархии ценностей школьников. Глубокое знание культурологических особенностей края обеспечивает сознательное развитие гражданских качеств, формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родным местам.
|