Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Конспект урока литературного чтения «Зимние пейзажи в лирике русских поэтов хх века» 3 класс

СКАЧАТЬ (44.0 Kb) 28.06.2014, 12:28
Кауфман Светлана Романовна
учитель начальных классов, МКОУ Чулымский лицей
«Литературное чтение»

3 «А» класс
тема:

«Зимние пейзажи в лирике русских поэтов хх века»

Литературное чтение 3 класс
УМК «Планета знаний»

Кауфман Светлана Романовна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория

Тема: Зимний пейзаж в лирике русских поэтов хх века»

Цель:
Создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических живописных и музыкальных произведений искусства.
Задачи:
Обучающие: совершенствовать навыки выразительного чтения.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать наглядно-образное мышление, воображение, устную речь, творческие способности учащихся.
Воспитывающие: Воспитание культуры общения со сверстниками; создать условия для формирования познавательного интереса литературному чтению
Технология: использование ИКТ на уроках литературного чтения
Оборудование:
1) учебник Литературное чтение 3 класс Э.Э. Кац, карточка с текстом, карточка-помощница на каждого ученика, ТСО - компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация поэтов А.С Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И.Тютчев, видео фильм о зиме
2) репродукция картины «Волшебница зима» К. Т. Юона;
3) Пьеса П. И. Чайковского «На тройке», «Декабрь», «Январь» из цикла «Времена года»; балет: Щелкунчик «Сцена в сосновом лесу», «Апофеоз».
4) Художественные фотографии зимних пейзажей;
5) Рисунки детей о зиме;
6) Выставка книг на тему: «И вот идет сама волшебница зима»;
7) Автопортрет поэтов А.С. Пушкина, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева

Ход урока:
1.Звучит музыка. Дети рассаживаются по местам.
Релаксация.
Положите голову на парту. Закройте глаза. Доверяйте своей интуиции, и смело смотрите в будущее. Вы всегда на правильной дороге, которая ведёт в счастливое настоящее и с каждым днём крепнет ваше здоровье. А сейчас вы откроете глаза, бодрые, отдохнувшие, получите новые знания легко и свободно. Учитесь, стремитесь к лучшему, идите вслед за радостью и удача станет вашей постоянной и приятной спутницей.
Организационно- мотивационный этап.(2минуты)
– Ребята, тему нашего занятия вы сейчас определите сами, отгадав загадку:
Дел у меня немного –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима)

– Сегодня наш урок-праздник посвящён русской зиме.
Открыть плакат: “Здравствуй, Зимушка-зима!”
– Ребята, а давайте позовём Зимушку к себе в гости. Позовём её на слова известного русского поэта Ивана Савича Никитина “Встреча зимы”.
На столе у вас карточка с текстом этого стихотворения
– Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас”
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь на морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и полям.

- Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведениями русских поэтов классиков.
-Назовите авторов стихотворений, которые вы учили дома. ( А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И Тютчев)
Этап актуализации знаний (4 мин)
- Домашнее задание вам было дано приготовить презентацию жизнь и творчество этих поэтов.
Выступление детей с презентациями С.Есенина А. Пушкина Ф. Тютчева (Зинакова Александра, Таракановой Анастасии, Ковалевой Екатерины.)
- И сегодня наш урок чтения мы посвятим волшебнице - зиме. В чем же её волшебство - нам помогут узнать поэты, художники, компо¬зиторы и, конечно же, сами вы ребята.
II. - Художественные фотографии зимних пейзажей помогут нам перенестись в мир волшебницы- зимы.
- Рассмотрите их внимательно и вспомните, какие чудеса бывают
зимой? Просмотр видео (гиперссылка)
Ответы детей
(Белое пушистое покрывало, теплые шубы и шапки, льдом скованы реки, снег на солнце переливается серебром, на окнах рисунки)
- Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.
III. - Поэт, поэзия. А что же такое поэзия? (произведения, написанные стихами) -
- Итак, мы отправляемся в волшебный мир поэзии.
Проверка домашнего задания
- На дом было задано задание, выучить, стихотворения о зиме.
- Кто желает начать?
Всем детям задания:
-Внимательно слушать стихотворение, а потом назвать № иллюстрации, который, подходит к заданному стихотворению.
(Дети читают наизусть стихотворения, кратко вначале рассказыва¬ют содержание, о каком чуде идет речь)
- Молодцы, ребята. Спасибо.
Физминутка (презентация с музыкой)
IV. -Скажите ребята, как поэты раскрывают в своих стихотворениях красоту зимы (прекрасно, великолепно)
- Красота, волшебство зимней природы вдохновляли не только поэтов, но и художников и музыкантов. Это прекрасное время года воспевали в своих произведениях композиторы.
У П.И. Чайковского в сборнике «Времена года» есть три произведения под названиями «Декабрь - Святки», «Январь – У камелька», «Февраль - Масленица» (прослушивание небольшого отрывка «Сцена в сосновом лесу»)
Осмысление
-Какие звуки услышал П.И Чайковский в зимнем лесу?
-Какой характер музыки выражен в этом произведении?
-Какое настроение передал вам П.И. Чайковский?
- Ребята, а может ли мы сказать, что Петр Ильич Чайковский музыкальными средствами передал красоту зимы поэтично? /Да, т.к. то, что прелестно, красиво, значит поэтично/
- Кто ещё изображал это замечательное время года? (художники)- Сегодня на урок я принесла одно из произведений художников. Это картина К.Ф. Юона «Русская зима».
- Рассмотрите внимательно картину и скажите, почему именно К.Ф. Юон назвал её «Волшебница зима»? (Потому что именно русские дети играют в зимние забавы - это снежки, лепят снеговика, катание на лыжах, санках, коньках. Только в России больше всего бывает снега, крепкие и сильные морозы)
V. -Сегодня на уроке мы убедились, что красота зимней природы вдохновляет по¬этов, художников и композиторов на творчество. Я вижу, что и вам нравится зима, вы доказали и рассказали в чем же волшебство зимы. Я думаю, что у вас получатся свои творческие работы (рисунки мы уже видели)
Этап испытание проекта
А вот попробуйте сочинить свое сти¬хотворение о зиме.
Закрепление систематизации знаний. Возьмите карточку – помощницу Работа в группах
А теперь представьте себя поэтами, используя рифмы, сочините стихотворение о зиме.
_______________________- зима
______________________метели
_________________________она
_________________________ели.
(На карточках сочиняют свои стихотворения.)
- Зачитайте получившиеся строки молодых будущих поэтов.
- Молодцы. Можно и о ваших стихотворениях сказать, что вы описали зиму поэтично
Анализ проектной деятельности
Словесное рисование.
Какие картины вы бы нарисовали? Сколько картин нарисуете в своем четверостишье? Какие используете краски?
1. – Ребята, закроем глаза и шепотом произнесём: «Зима»
- Какое чувство возникло?
- Кто помнит, как пахнет снег?
2. – Давайте поиграем. Закройте глаза. До кого я дотронусь, тот называет «Зимнее» слово, а класс угадывает, кто его сказал.
- Чей снежок окажется в корзине? (попадание снежка в корзину)
-С закрытыми глазами нужно поставить нос снеговику. (Звучит музыка и песня «Барбарики»)
Итог урока. Стадия рефлексии
-Дед мороз вам выслал зимний сапог, если вам урок понравился вы снежки положите в этот сапог, если ничего нового вы не взяли для себя из этого урока оставьте снежки на партах. ( Звучит музыка и детская песня Барбарики)
- Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но вы еще не раз встретитесь с чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем лесу, парке, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебри¬стым инеем.
- Сегодня на уроке нашей гостьей была зима. Как вы думаете, понравился бы ей наш урок?
- Кто рассказывал нам о зиме, о своём видении зимы?
- Назовите имена поэтов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке. А какими вы себе их представляете?
- Музыка, какого композитора помогла нам почувствовать настроение зимы?
-Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление? - Наш урок подходит к концу.
Я хочу, чтобы вы продолжили фразу: Сегодня на уроке я….
– узнал…
- Мне понравилось…
С каким настроением вы заканчиваете урок. Какое настроение вызвал у вас этот урок? На память о нашем уроке вы получите в подарок картинки с изображением снежинок. Домашнее задание приготовьте выразительное стихотворение о зиме любимого поэта.
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник Литературное чтение 3 класс Э.Э. Кац, карточка с текстом, карточка-помощница на каждого ученика

репродукция картины «Зима» К. Т. Юона;
Художественные фотографии зимних пейзажей;
Рисунки детей о зиме;
Выставка книг на тему: «И вот идет сама волшебница зима»

Используемая методическая литература:
"Я иду на урок в начальную школу" пособие для учителя
журнал "Начальная школа"
Нестандартные уроки по литературному чтению составитель Т.С. Гулеева
Уроки литературного чтения в начальной школе из опыта работы составитель С. А. Денисова
Используемое оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Используемые ЦОР:

Презентация поэтов А.С Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И.Тютчев,
видео фильм о зиме
Пьеса П. И. Чайковского «На тройке», «Декабрь», «Январь» из цикла «Времена года»; балет: Щелкунчик «Сцена в сосновом лесу».
Автопортрет поэтов А.С. Пушкина, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева


Категория: Русский язык и литература | Добавил: svetlana-kaufman
Просмотров: 3311 | Загрузок: 170 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог