Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Конспект занятия по внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Удивительная страна слов русского языка» для детей 8-9 лет

11.02.2017, 17:47
Малышева Светлана Викторовна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 4 села Раевский Альшеевского района Республики Башкортостан

Аннотация :

Данный конспект занятия составлен с учётом требований ФГОС второго поколения. Содержательный аспект:

Данное занятие по русскому языку проводилось в рамках блока «Правописание»,  на занятии изучаем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова и  находим  разные способы подбора проверочных слов для проверки безударного гласного в корне с целью развития орфографической зоркости.

Тип занятия: открытие нового знания.

Методы: проблемный, исследовательский.

Методические приёмы: повторение пройденного  в виде теоретического опроса,  работа со словарными словами , работа в парах со  взаимопроверкой , работа в группах с целью открытия новых знаний, фронтальная работа.

 Занятие проводится в конце первого полугодия второго класса .

Тема :  «Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Разные способы подбора проверочных слов для проверки безударного гласного в корне.»

Дидактическая  цель : развитие умения распознавать в корне  слова букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её  разными способами путем подбора однокоренного проверочного слова

Задачи :

  1. Создать условия : для усвоения орфографического правила о написании безударных гласных в корне; для  осознания детьми необходимости укреплять своё здоровье.
  2. Способствовать:  повторению изученных  правил правописания ;  обогащению  словарного запаса учащихся ;  решению графико-каллиграфических задач ; развитию орфографической зоркости.
  3. Способствовать: развитию умения выбирать эффективные  способы  решения  орфографической  задачи ; формированию навыков  самоконтроля и самооценки.
  4. Содействовать развитию речи , внимания, памяти ,творческого воображения, интеллектуальных способностей учащихся.
  5. Обосновывать правильность написания безударного гласного в корне ; устанавливать наличие орфограмм в слове и доказывать правильность  их написания, осуществлять  орфографический самоконтроль .

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Судьба свела нас с величайшим в мире

С красивым, умным, Русским языком.

Пусть разливается по свету он всё шире

И будет, словно в море маяком.

Его нам завещали предки,

И им владеем мы сейчас,

Поэтому должны и взрослые и детки

Приумножать его богатство много раз.

  1. Подготовка к работе на основном этапе :

В здоровом теле - здоровый дух. (Предложение записано на доске)

Почему так говорят? Когда у человека крепкое здоровье -это хорошо?  ( Да, здоровье- это здо/рово)

 Какую орфограмму вы увидели?  Можно ли подобрать слово, родственное слову "здоровый" для проверки безударной гласной?  Всегда ли легко можно подобрать к слову с безударной гласной в корне проверочное слово? ( не всегда)

 Как вы думаете ,какова тема нашего занятия?  

-Повторение правописания безударной гласной  в корне слова. 

-Цель: открыть разные способы подбора проверочных   слов для проверки безударного гласного в корне.

Ещё на занятии будем говорить об укреплении и сохранении здоровья.

  1. Минутка чистописания :

Аа  Оо  Ии  Ее  Яя

Сп[a]ртсмен , зак[a]ляться, укр[и]плять, л[и]ниться, б[е]гать.

Какое слово лишнее ?Почему?(По смыслу-лениться, а орфографически- бегать, т.к. в его корне-ударный гласный, а во всех других словах в корне -безударный гласный.)

Замените звуковую запись  буквенной, составьте предложение с одним или сразу с несколькими данными словами. Обозначьте ударение , подчеркните безударные гласные.

Повторение стихотворения:

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно.

На письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

(Письменная работа с комментированием. Устный подбор проверочных слов)

 4.         Словарная работа.

  Как связаны занятия физкультурой и спортом с укреплением здоровья?

(Спорт укрепляет человека. Он делает его выносливым, ловким, сильным, волевым .В спортивной борьбе крепнут дружба, воля, выдержка.)

Рассказ учителя о слове "здоровье":

В старину писали: сдоровье, с-приставка, корень- доров- дерево, дрова; слово "сдоровый" означало "крепкий, высокий, как дерево". Т. к. [д]-звонкий согласный звук, под его влиянием глухой согласный  звук [с] "превратился" в свою звонкую пару-звонкий согласный звук  [з];теперь слово пишется "здоровый", и  з- входит в корень слова.

Давайте подберём однокоренные слова к слову "здоровье".(письменно)

  1. Повторение знакомых способов действий.

( стихотворение распечатано , на парте у детей)

 Как то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым ,

Был он просто словом.

Это слово , слово — корень

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот из сада вам - рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Назовите корень в выделенных словах. Как называют эти слова? Что вы заметили в написании этих слов? ( Корни в однокоренных словах пишутся одинаково) .

-Какие слова называются однокоренными ? Как пишутся корни в однокоренных словах?

-Как проверить безударный гласный в корне слова?

 Работа в парах.

 Работа по карточкам .

1)   Выбери правильный ответ:

Однокоренными (родственными ) называются слова:

-с похожим значением;

-сходные по смыслу и имеющие общую часть—корень;

-с похожим звучанием; 

2)Вставь пропущенные слова:

Чтобы проверить безударную гласную в  корне слова, надо изменить   слово так, чтобы безударный гласный звук стал или подобрать слово с гласным в корне.          

3) найдите лишнее слово

 водичка                                                          дорого

проводка                                                        дорогой

водный                                                           дорога

Объясни свой ответ.     Какое слово проверяемое, а какое проверочное?

7. Физ.минутка.

Силачом я стать хочу

Прихожу я к силачу:

-Расскажите вот о чём:

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

-Очень просто. Много лет

Ежедневно,  встав с постели,

Поднимаю я гантели.

8.Открытие новых знаний и способов действий. Работа по группам.

В группе по 4 человека. Дети совещаются и записывают слова в тетрадь вместе с проверочными. Выводят правило.

1 группа:

Подбери однокоренные проверочные слова:

Сл[a]ны, гн[и]здо,  гр[a]чи, ст[и]кло, стр[и]ла. (измени число проверяемого слова)

2 группа:

Л[и]сной, пл[a]довое, гр[и]знуля, б[и]гун,  св[и]стит(проверочное слово состоит только из корня).

3 группа:

К[a]вёр, тр[a]ва, пч[и]ла ,м[и]чи , тр[a]па, пл[и]та(проверочное слово имеет уменьшительно-ласкательное значение)

4 группа:

Д[a]бро, б[а]рец,  кр[a]снеть, с[и]неть, гл[и]дят (проверочное слово  является другой частью речи).

5 группа:

К[a]тался, к[и]дал, исп[a]лнял, поб[a]рол, б[и]жал (чтобы подобрать проверочное слово, измени время данного глагола).

Озвучивание результатов работы.

Какими способами вы подбирали  проверочные однокоренные слова?

Как пишется корень в однокоренных словах?

Составьте предложение на тему "Спорт и физкультура", используя глаголы из 5 группы слов. Есть ли в других группах слова на эту тему?

9. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:

а)Запись предложения на доске под диктовку:

    Держи голову в холоде, живот- в голоде, а ноги- в тепле.

Объясните правописание слов с безударной гласной.

.Объясните пословицу.

б)Парами подумайте и решите, какие буквы вставить. Опирайтесь на второе слово в     словосочетании.(запись на доске):

Пол   скать щенка, пол  скать  бельё, зак  ляться  на солнце,  раск     лоть дрова,           отв    рить картофель,   отв рить  дверь,  пос  деть  к старости,  пос   деть на скамейке, прож    вать на даче,   прож   вать  мясо,  сл      зать с забора, сл   зать  сметану,   зап        вать  песню, зап  вать  лекарство.  

10. Итог занятия.

-Какую ставили учебную задачу?

- Удалось её решить?

- Каким способом?

-Как нужно заботиться о своем здоровье?

11. Домашнее задание( по карточке):

Начерти в тетради таблицу. Запиши в неё данные слова, заменяя звуковую запись буквенной.

12.Рефлексия:

-На занятии я узнал…….

- Мне было трудно ……..

- Мне захотелось ….

- Моё настроение  ………



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: МСВШ4Р | Теги: внеурочная деятельность, русский язык, начальные классы, правописание, конспект занятия
Просмотров: 2891 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог