Аннотация :
Данный конспект занятия составлен с учётом требований ФГОС второго поколения. Содержательный аспект:
Данное занятие по русскому языку проводилось в рамках блока «Правописание», на занятии изучаем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова и находим разные способы подбора проверочных слов для проверки безударного гласного в корне с целью развития орфографической зоркости.
Тип занятия: открытие нового знания.
Методы: проблемный, исследовательский.
Методические приёмы: повторение пройденного в виде теоретического опроса, работа со словарными словами , работа в парах со взаимопроверкой , работа в группах с целью открытия новых знаний, фронтальная работа.
Занятие проводится в конце первого полугодия второго класса .
Тема : «Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Разные способы подбора проверочных слов для проверки безударного гласного в корне.»
Дидактическая цель : развитие умения распознавать в корне слова букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её разными способами путем подбора однокоренного проверочного слова
Задачи :
- Создать условия : для усвоения орфографического правила о написании безударных гласных в корне; для осознания детьми необходимости укреплять своё здоровье.
- Способствовать: повторению изученных правил правописания ; обогащению словарного запаса учащихся ; решению графико-каллиграфических задач ; развитию орфографической зоркости.
- Способствовать: развитию умения выбирать эффективные способы решения орфографической задачи ; формированию навыков самоконтроля и самооценки.
- Содействовать развитию речи , внимания, памяти ,творческого воображения, интеллектуальных способностей учащихся.
- Обосновывать правильность написания безударного гласного в корне ; устанавливать наличие орфограмм в слове и доказывать правильность их написания, осуществлять орфографический самоконтроль .
Ход занятия:
- Организационный момент.
Судьба свела нас с величайшим в мире
С красивым, умным, Русским языком.
Пусть разливается по свету он всё шире
И будет, словно в море маяком.
Его нам завещали предки,
И им владеем мы сейчас,
Поэтому должны и взрослые и детки
Приумножать его богатство много раз.
- Подготовка к работе на основном этапе :
В здоровом теле - здоровый дух. (Предложение записано на доске)
Почему так говорят? Когда у человека крепкое здоровье -это хорошо? ( Да, здоровье- это здо/рово)
Какую орфограмму вы увидели? Можно ли подобрать слово, родственное слову "здоровый" для проверки безударной гласной? Всегда ли легко можно подобрать к слову с безударной гласной в корне проверочное слово? ( не всегда)
Как вы думаете ,какова тема нашего занятия?
-Повторение правописания безударной гласной в корне слова.
-Цель: открыть разные способы подбора проверочных слов для проверки безударного гласного в корне.
Ещё на занятии будем говорить об укреплении и сохранении здоровья.
- Минутка чистописания :
Аа Оо Ии Ее Яя
Сп[a]ртсмен , зак[a]ляться, укр[и]плять, л[и]ниться, б[е]гать.
Какое слово лишнее ?Почему?(По смыслу-лениться, а орфографически- бегать, т.к. в его корне-ударный гласный, а во всех других словах в корне -безударный гласный.)
Замените звуковую запись буквенной, составьте предложение с одним или сразу с несколькими данными словами. Обозначьте ударение , подчеркните безударные гласные.
Повторение стихотворения:
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
На письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
(Письменная работа с комментированием. Устный подбор проверочных слов)
4. Словарная работа.
Как связаны занятия физкультурой и спортом с укреплением здоровья?
(Спорт укрепляет человека. Он делает его выносливым, ловким, сильным, волевым .В спортивной борьбе крепнут дружба, воля, выдержка.)
Рассказ учителя о слове "здоровье":
В старину писали: сдоровье, с-приставка, корень- доров- дерево, дрова; слово "сдоровый" означало "крепкий, высокий, как дерево". Т. к. [д]-звонкий согласный звук, под его влиянием глухой согласный звук [с] "превратился" в свою звонкую пару-звонкий согласный звук [з];теперь слово пишется "здоровый", и з- входит в корень слова.
Давайте подберём однокоренные слова к слову "здоровье".(письменно)
- Повторение знакомых способов действий.
( стихотворение распечатано , на парте у детей)
Как то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым ,
Был он просто словом.
Это слово , слово — корень
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам - рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Назовите корень в выделенных словах. Как называют эти слова? Что вы заметили в написании этих слов? ( Корни в однокоренных словах пишутся одинаково) .
-Какие слова называются однокоренными ? Как пишутся корни в однокоренных словах?
-Как проверить безударный гласный в корне слова?
Работа в парах.
Работа по карточкам .
1) Выбери правильный ответ:
Однокоренными (родственными ) называются слова:
-с похожим значением;
-сходные по смыслу и имеющие общую часть—корень;
-с похожим звучанием;
2)Вставь пропущенные слова:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал или подобрать слово с гласным в корне.
3) найдите лишнее слово
водичка дорого
проводка дорогой
водный дорога
Объясни свой ответ. Какое слово проверяемое, а какое проверочное?
7. Физ.минутка.
Силачом я стать хочу
Прихожу я к силачу:
-Расскажите вот о чём:
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
-Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я гантели.
8.Открытие новых знаний и способов действий. Работа по группам.
В группе по 4 человека. Дети совещаются и записывают слова в тетрадь вместе с проверочными. Выводят правило.
1 группа:
Подбери однокоренные проверочные слова:
Сл[a]ны, гн[и]здо, гр[a]чи, ст[и]кло, стр[и]ла. (измени число проверяемого слова)
2 группа:
Л[и]сной, пл[a]довое, гр[и]знуля, б[и]гун, св[и]стит(проверочное слово состоит только из корня).
3 группа:
К[a]вёр, тр[a]ва, пч[и]ла ,м[и]чи , тр[a]па, пл[и]та(проверочное слово имеет уменьшительно-ласкательное значение)
4 группа:
Д[a]бро, б[а]рец, кр[a]снеть, с[и]неть, гл[и]дят (проверочное слово является другой частью речи).
5 группа:
К[a]тался, к[и]дал, исп[a]лнял, поб[a]рол, б[и]жал (чтобы подобрать проверочное слово, измени время данного глагола).
Озвучивание результатов работы.
Какими способами вы подбирали проверочные однокоренные слова?
Как пишется корень в однокоренных словах?
Составьте предложение на тему "Спорт и физкультура", используя глаголы из 5 группы слов. Есть ли в других группах слова на эту тему?
9. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:
а)Запись предложения на доске под диктовку:
Держи голову в холоде, живот- в голоде, а ноги- в тепле.
Объясните правописание слов с безударной гласной.
.Объясните пословицу.
б)Парами подумайте и решите, какие буквы вставить. Опирайтесь на второе слово в словосочетании.(запись на доске):
Пол скать щенка, пол скать бельё, зак ляться на солнце, раск лоть дрова, отв рить картофель, отв рить дверь, пос деть к старости, пос деть на скамейке, прож вать на даче, прож вать мясо, сл зать с забора, сл зать сметану, зап вать песню, зап вать лекарство.
10. Итог занятия.
-Какую ставили учебную задачу?
- Удалось её решить?
- Каким способом?
-Как нужно заботиться о своем здоровье?
11. Домашнее задание( по карточке):
Начерти в тетради таблицу. Запиши в неё данные слова, заменяя звуковую запись буквенной.
12.Рефлексия:
-На занятии я узнал…….
- Мне было трудно ……..
- Мне захотелось ….
- Моё настроение ………
|