Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"

СКАЧАТЬ (53.5 Kb) 24.01.2014, 10:29
Баюра Инна Александровна
учитель начальных классов, ГБС(К)ОУ№ 20 г. Санкт-Петербург
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода» УМК "Школа России"

Автор: Баюра И.А., учитель начальных классов
Место работы: ГБС(К)ОУ№ 20 г. Санкт-Петербург

Тема урока: Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

Цель: усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.
Задачи: развивать умение распознавать творительный и предложный падежи; умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
формировать умение обосновывать написание окончаний прилагательных, правильно употреблять и писать падежные окончания;
развивать письменную и устную речь, зрительное внимание, расширять словарный запас учащихся.
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник Рамзаева Т.Г. « Русский язык» 4 класс, тетради, индивидуальные карточки -задания.

Ход урока.

1. Организационный момент.
- К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим улыбки нашим гостям.
Сядьте, улыбнитесь друг другу.

2.Минута чистописания.
Как всегда наш урок начнем с минуты чистописания. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Посмотрите на доске слова:
МАЯК, ЯКОРЬ
Догадайтесь, какую букву будем писать. Что общего в этих словах.
+ Буква Я, обозначает два звука.
Будем писать букву Я
Яяя Яяя
Январь году начало, зиме середина.
Что мы записали?
+ Это пословица.
Как ты понимаешь смысл этой пословицы?

3. Актуализация знаний.
- Какую часть речи мы сейчас изучаем?
+ Имя прилагательное.
-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
+ Какой? какая? какое? какие?
- Что обозначает имя прилагательное?
+Признак предмета.
- Каким членом предложения является имя прилагательное?
+Второстепенным
- Как изменяются имена прилагательные?
+ По родам, по числам, по падежам.
Над какой частью имени прилагательного мы работаем?
+ Над окончанием
-Что мы сейчас изучаем?
+ Правописание ударных и безударных окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде.
-Зачем нам надо работать над этой темой?
+Чтобы грамотно писать, излагать свои мысли.
- В каких падежах мы уже научились писать окончания мужского и среднего рода?
+ В именительном, винительном, дательном, родительном падежах.

4. Изучение нового материала.
- Посмотрите даны два столбика словосочетаний с прилагательными, у которых пропущена основа и дано только окончание.
Давайте допишем основу прилагательных.

Под ……..им деревом в ………ем платье
за ………им морем при ……ом морозе
с ………..ым мячом на ……..ом озере

Под низким деревом в синем платье
за дальним морем при сильном морозе
с футбольным мячом на красивом озере

Подумайте, в каких падежах употреблены имена прилагательные в данных словосочетаниях?
+ В творительном и предложном падежах.
- В каком роде употреблены имена прилагательные?
+ в мужском и среднем роде.
-Запишем вопрос на какой отвечают прилагательные в первом столбике.
+каким?

-Какие окончания у прилагательных в первом столбике?
+-им, -ым.
Запишем вопрос на какой отвечают прилагательные во втором столбике?
+каком?
-Какие окончания у прилагательных во втором столбике?
+ -ем, -ом
- Сформулируйте тему урока.
+ Творительный и предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
-Можете сделать какой-нибудь вывод?
Запишем правило в виде таблицы.
Т.п. П.п.
каким? о каком?
-ым -им -ом –ем
- Какие окончания имеют имена прилагательные среднего и мужского рода в Т.п.?
+ -ым –им
- Какие окончания имеют имена прилагательные среднего и мужского рода в П.п.?
+ -ом -ем

5. Выборочный диктант.
-Сейчас будем писать выборочный диктант. Я говорю предложение. Вы должны выбрать и записать только словосочетание имя прилагательное + имя существительное в Т.п. и П.п.
Один ученик будет выходить к доске. Остальные работают в тетради. Ученик, выходивший к доске в тетрадь еще раз это словосочетание не записывает.
Речка покрыта толстым льдом. (Т.п.)
Мальчик заблудился в дремучем лесу.(П.п.)
Вес тыквы на теплом юге достигает 90 килограммов.(П.п.)
Мы поставили палатку под высоким деревом.(Т.п.)

- Какое словосочетание будем выписывать?
+ Толстым льдом.
- Иди к доске. Выдели окончание у прилагательного. Определи падеж.
.- Молодцы. Какие окончания мы написали у прилагательных в Т.п.
+-ым – им
- Какие окончания мы написали у прилагательных в П.п.
+-ом – ем

6. Письмо по памяти.
-Дома вы готовились к письму по памяти и выразительному чтению упр.307.
Откройте учебники. Прочитайте четверостишие, передавая настроение.
Снег скрипит. Сверкают блестки.
Все ребята во дворе.
Ух, какой морозец хлесткий
В белоснежном январе!
-Найдите и назовите орфограммы.
-Объясните смысл словосочетания морозец хлесткий.
+ Ловко или больно бьющий, ударяющий. (из словаря)
К слову сверкает подберите близкие по значению слова
+ блестит, мерцает, сияет
-Закройте учебники.
-Проговорим вместе.
( Мамоновой Т. подготовить карточку с этим текстом с пропущенными орфограммами.)
- Откройте учебники. Возьмите карандаши. Проверьте себя по учебнику. Ошибки исправьте карандашом.
Найдите имена прилагательные, определите падеж, выделите окончания.

7. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.

8. Работа с текстом « Зимний лес»
Презентация. Слайд Январь.
- Вот такой январь- снежный, белый.
В древности на Руси январь называли сечень. Он рассекает зиму, делит ее на две половины.
А в Древнем Риме этот месяц называли в честь бога солнца и света Януса – январем.
Есть и пословицы о январе. Кто знает такую пословицу?
+Январь году начало, а зиме середина.
Есть еще пословицы о январе :
Месяц январь -зиме государь.
Январю батюшке морозы - февралю- метелицы.
Январь -весне дедушка.

Хорошо в зимнем лесу, тихо. Кажется, что он заснул сказочным сном. Но это только кажется. А на самом деле он не спит и если быть внимательным, то можно встретить разных зверей и птиц. Как вы думаете, кого можно встретить в зимнем лесу?
- Показ слайдов.
Вот по глубокому снегу пробирается (лисица)
Вот осторожно появляется (рысь)
Вот пробежала стая голодных (волков)
Высоко на дерево забралась (белочка)
А можно услышать барабанную трель (дятла)
Слышен знакомый треск (сороки)
А эта птица знаменита тем, что в самый лютый мороз она выводит птенцов(клест)
Этих дружных птичек можно увидеть не только в лесу, но и у жилья человека(синички).
-Сейчас вам будут даны предложения, вам надо будет их закончить. У вас должен будет получиться рассказ о зимнем лесе.
Первые два предложения вы должны закончить словосочетанием имя прилагательное + имя существительное , используя имя прилагательное в Т.п. или П.п.
Все вокруг засыпано……… (белым снегом)
Очень тихо в …………… (зимнем лесу)
Определите падеж.
+ белым снегом Т.п., окончание –ым
+ в зимнем лесу П.п., окончание – ем

Остальные предложения дополните самостоятельно (детям раздаются индивидуальные карточки)

Все вокруг засыпано……… (белым снегом)
Очень тихо в …………… (зимнем лесу)
В белом наряде……………..(стоят деревья)
На гладком снегу…………..(видны следы зверей)
Под низким кустом………….(сидит заяц, притаилась лисица)
На высоком дереве …………(спряталась белочка)
В морозном воздухе слышен ………….(треск сороки, вой волка)

Прочитайте свои рассказы. Озаглавьте.
Посмотрите, какой рассказ получился у меня.
Сейчас возьмите карандаши. найдите имена прилагательные в тексте. Выделите окончания. Определите падеж.
-Какие окончания будем писать у прилагательных в Т.п. м. и ср.рода?
- Какие окончания будем писать у прилагательных в П.п. м. и ср.рода?

9. Окончание урока. Рефлексия деятельности.
-Наш урок подошел к концу.
Что мы сегодня узнали на уроке?
Чему мы научились?
Что было особенно интересно?
Что вызвало трудности?
За что можете похвалить себя?
За что можете похвалить своих одноклассников?

-Молодцы. Спасибо за урок.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: bajurainna
Просмотров: 6458 | Загрузок: 506 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Спасибо за работу!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог