Сегодня: 07.12.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 2-х классов на 2019 – 2020 учебный год «Шахматы» (шахматно - задачная технология

СКАЧАТЬ (2.87 Mb) 27.11.2019, 19:30
Акишина Валентина Васильевна
Учитель шахмат, МБОУ гимназия им. А.И.Яковлева г.Урай
Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3. Содержание учебного предмета.

4. Тематическое планирование.
5. Литература и средства обучения

6. Приложения:

6.1. Календарно – тематический план.

6.2. Бланки проверочных работ.





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Шахматы» является адаптированной, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ). Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.
Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.

Цель курса: Формирование способности «действовать в уме».

Задачи курса:
образовательные:
• обучать азам шахматной игры – правила, начало и окончание партии, запись партии
• обучать основным тактическим приемам
• обучать основам стратегии
• обучать понятиям дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, особенностям стратегии в каждом из этапов
• обучать основным правилам оценки позиции и пониманию того, что ни одно из этих правил не действует в 100% случаев.
развивающие:
• развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
• развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением
воспитательные:
• воспитывать уважение к партнеру, самодисциплину, умение владеть собой
• воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.

Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» рассчитана на четыре учебных года начальной школы: 34 учебных недели в году. Занятия проводятся один раз в две недели в подгруппах наполняемостью 11- 14 чел. Учащиеся 2-х классов уже освоили программу 1-го года обучения. В 2019 -2020 учебном году они обучаются по программе 2-го года обучения.



2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты освоения программы:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению
3) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты освоения программы:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
9) овладение навыками смыслового чтения различных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты освоения программы:
1) использование знаний для описания и объяснения пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать фигуры, работать с диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
4) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
В результате освоения программы у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Ученик научится
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Ученик получит возможность научиться:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивому учебно-познавательному интересу к новым общим способам решения задач;
• адекватному пониманию причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценке на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установке на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанным устойчивым эстетическим предпочтениям и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
II год обучения
Тематика занятий
1. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
3. ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
Практика – компьютерные игры и упражнения.
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение полей и фигур на шахматной доске;
абсолютную ценность каждой шахматной фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
читать краткую и полную нотацию;
реализовывать большой материальный перевес


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМЫ
II год обучения Тео-рия Прак-тика Всего часов

1.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

2. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам. 1 - 1
3. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения. 1 1 2
4. ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен.

Итого за второй год обучения 4

5. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Количество Назначение, описание
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного общего образования по предмету 1
1.2 И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)
1 В сборник включена программа И.Г.Сухина «Шахматы – школе» начального общего образования, разработанная на основе шахматно - задачной технологии развития
способности действовать “в уме” в соответствии с требованиями ФГОС НОО
1.3 Рабочая программа по учебному предмету
1 Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-4х классов общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК « Шахматы – школе И.Г.Сухина»
1.4 Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.
60

Учебник соответствует требованиям ФГОС к освоению интегрированного курса «Шахматы» в начальной школе, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина, жестко сориентированной на развитие способности действовать “в уме”.
1.5 Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. 1 Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по учебнику «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1-го года обучения в начальной школе. В 2-х частях» (автор И.Г.Сухин), который реализует требования ФГОС НОО.
1.6 Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2013 1 Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект «Шахматы - школе» (1-й год обучения) и предназначена для самостоятельной работы обучающихся.
1.7 Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.


40 Учебник соответствует требованиям ФГОС к освоению интегрированного курса «Шахматы» в начальной школе, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина, жестко сориентированной на развитие способности действовать “в уме”.
1.8 Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.

1 Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по учебнику «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем»: Учебник для 2-го года обучения в начальной школе. В 2-х частях» (автор И.Г.Сухин), который реализует требования ФГОС НОО.
2. Демонстрационные учебные пособия
2.1 Демонстрационная магнитная доска с фигурами 2 Настенная доска предназначена для демонстрации учебного материала и учебно – иллюстративных партий
2.2 Презентации и видеофильмы, соответствующие тематике программы 2 Шахматная сказка «Котята – хвастунишки»
Сказка о шахматной доске «Лена и Ален»
2.3 Игральные доски с наборами шахматных фигур 20 Игральные наборы предназначены для решения позиционных композиций, обучения ориентации на плоскости, игре в парах, проведению соревнований
2.4 Шахматные часы 20 Часы предназначены для обучения и контроля времени игры на соревнованиях
3 Экранно-звуковые пособия
3.1 Обучающие CD - диски 3 - Специализированный программый комплекс «Шахматное образование»
- Динозавры учат шахматам
- Шахматная школа
4 Технические средства обучения
4.1 Компьютер, интерактивная доска с проектором 1 Оборудование предназначено для демонстрации видеоуроков и решения шахматных композиций группой и индивидуально.

Литература:
1. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing. 2012/.-280c/
2. Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе». Научно – практическое обоснование проекта – концепции.- Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2013 г.
3. Акишина В.В. ФГТ, ФГОС и шахматы // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования". Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с. ISBN 978-594198-080-2. “Chess Education – an Important Resource of the World System of Education”. International Research Conference Materials, Khanty-Mansiysk, 10–13 June 2013: A Collection of Abstracts / Compiled by: I. G. Sukhin, G. V. Kovaleva; scientific editor I. G. Sukhin. – Obninsk: Dukhovnoye Vozrozhdeniye, 2013. – 416 p.

4. Акишина В.В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научно-практической конференции / (редкол.: В.А. Егорова к.ф.-м.н. Ю.И. Семенов М.М. Черосов д.п.н.) – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.

5. Акишина В.В. Федеральный курс "Шахматы - школе" в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности // Материалы Международной научно-практической конференции “Кадровый потенциал Зауралья: вектор развития”, 02 июня 2015 г.: материалы секции “Интеллектуал Зауралья” (шахматный всеобуч)" / ГАОУ ДПО “Институт развития образования и социальных технологий”/(редкол.: А.В.Шатных к.п.н., доцент. И.Г.Сухин к.п.н. Н.С.Лапханова к.п.н., доцент. В.А. Воробьева) – Курган, 2015. – 156 с.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Myhobiisch
Просмотров: 63 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог



Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.12.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал