Конспект урока по чтению
Тема урока: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Учитель начальных классов Еремченко Жанна Николаевна ГКОУ РО школа-интернат VIII вида № 14 г. Волгодонска
Цель: Учить воспринимать содержание поэтического произведения. Задачи: 1. Познакомить с произведением Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы". 2. Учить правильному осмысленному выразительному чтению. 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным. Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг, портрет. Ход урока: 1. Введение в тему - Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся еще с одним из произведений Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы". - С какими произведениями Н.А. Некрасова вы уже знакомы? 2. Подготовка к первичному чтению а) Рассказ учителя о творчестве Н.А. Некрасова, знакомство с его произведениями (выставка книг). -Н.А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях. Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы. - Посмотрите, ребята, ка хороша русская природа! Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н.А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство. -Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго? - Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится, чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь. Н.Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи. - Послушайте, что же однажды увидел, а потом описал Н.А. Некрасов. 3. Работа над текстом. а) Первичное чтение (Просмотр презентации "Дедушка Мазай и зайцы"). б) Беседа по прочитанному. - О каком интересном случае рассказал дед Мазай? - Кто главные герои этого произведения? - Когда этот случай произошел? - Кто рассказывает эту историю? в) Чтение стихотворения детьми. г) Словарная работа. Уточнение смысла слов: разболтался, болотистом, впятеро больше, кабы сетями, гинут, баграми. д) Анализ прочитанного. - О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке? - А что такое половодье? - Какой вы представляете себе деревеньку, в которой происходят события? - А к какому жанру относится данное произведение? - Почему Мазай отправился за дровами на лодке? - Что увидел дед? Как он поступил? - Как автор называет зайчишек? - Как дед Мазай обращается с зайцами? - О какой черте характера Мазая говорится в этой части? - Найдите в тексте слова, которые указывают на то, как дед относится к животным? - С каким ласковым словом обращался Мазай к длинноухим серым существам? Физминутка Скачет зайка по опушке (сидя за столом) Возле заячьей избушке (встают) Ищет он грибы, волнушки (наклоны в стороны) Чтоб засаливать в кадушке. Ни горькушки, ни серушки (повороты) Сел и с горя чешет ушки У избушки на опушке (кивают головой) .4. Закрепление изученного. - Как сельчане отнеслись к поступку деда Мазая? - Прочитайте совет деда Мазая зайцам. - Давайте поиграем в Мазая. Кто хочет быть Мазаем? Автором? Чтение по ролям. Инсценирование отрывка "Спасение зайцев". 5. Итог урока. - Понравился ли вам дед Мазай? - Как бы вы поступили в данной ситуации? - Как автор относится к своему герою? - Кто из некрасовских героев нам показывает пример в охране всего живого? Вывод: Наш идеал - дедушка Мазай. Он - охранитель природы, защитник своей Родины.
|