Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Урок для начальной школы. Тема: А. П. Платонов. «Еще мама»

20.11.2019, 00:10
Кирьянова Галина Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ "Приреченская СОШ"
Тема: А. П. Платонов. «Еще мама» (1 урок)
Цель: познакомить детей с новым произведением; учить понимать прочитанное, размышлять, делать выводы; работать с текстом; обогащать и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию устной речи.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные:
умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе в парах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ
– Вы учите их – они учат вас!
Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало
3. Проверка домашнего задания
- Над каким рассказом Андрея Платоновича Платонова мы работали с вами два урока?
1) Работа в парах.
Задание 1.На этой карточке «затерялись» действующие лица из рассказа «Цветок на земле». Помогите найти.
А я ф н о, е д д, е в т к о ц, т р о в а
(Афоня, дед, цветок, автор)
2. Характеристика героя. (Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)
Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый внимательный вдумчивый капризный упорный ленивый любознательный настойчивый
3. Прочитайте: - О чём задумался Афоня среди трав и цветов? (стр. 134)
Ответьте на вопрос:
Расскажите: - что сделал мальчик?
Ответьте на вопрос:
- Как мертвое, безжизненное превращается в живое и цветущее?
(трудом и любовью, неизвестный цветок, случайно выросший на камнях и глине, «трудится день и ночь, чтобы жить и не умереть», собирая росу и живительные пылинки черной, плодородной земли. Можно понять эту простую и глубокую мысль писателя. Ведь он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке. Человек не склоняется перед трудностями, и жизнь даёт силы его души.)
- Чему учит этот рассказ? (доброте, любознательности).
- Есть хорошие слова о замечательном человеческом качестве: доброте. Послушайте стихотворение:
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети…
- А что значит быть добрым? ( уметь прийти на помощь, заботиться о других, быть внимательным к людям, уметь сопереживать).
4. Введение в тему. Актуализация знаний.
-Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.
От любви к матери рождается все прекрасное на земле.
-Самое прекрасное слово на земле – мама. У мамы самые добрые и ласковые руки. У мамы самое верное и чуткое сердце. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
Учитель читает стихотворение о маме: Маму любят все на свете,
Мама первый друг.
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.
Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придет на помощь,
Выручит всегда.
Мама много сил, здоровья
Отдает всем нам.
Значит, правда, нет на свете
Лучше наших мам

-Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Но не забывайте, что любить – значит беречь, заботиться…
-О ком пойдет речь сегодня на уроке? Правильно, о маме.
-Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями А.П. Платонова.
-Откройте учебник на с.137 и прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать.
-Сформулируйте тему урока.
-Определите задачи, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с …
• Мы узнаем…
• Мы сможем поразмышлять…
• -Сегодня мы будем анализировать произведение, будем учиться совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать внимание, память, высказывать свое мнение и слушать мнение других, вежливо исправлять ошибки товарищей.
5. Работа по теме урока.
а) Прогнозирование содержания рассказа.
-Ребята, давайте мы снова вернемся к названию произведения.
-Посмотрите, какое интересное название у произведения.
-Как вы думаете, почему оно так называется?
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
-Мы проверим ваши предположения, прочитав произведение.
б) Словарная работа.
- Перед чтением мы познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить.
Марля – тонкая ткань.
Горевать – печалиться, тосковать.
Ступай – иди.
Изгородь – забор.
Спозаранку – очень рано.
Оробел – испугался.
Аполлинария – женское имя древнеримского происхождения.
6.Чтение рассказа. Беседа по содержанию.
-Сейчас мы прочитаем рассказ. Надеюсь, что вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.
(Чтение учителем и детьми.)
1) Чтение рассказа учителем и детьми.
-Понравился рассказ?
- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
- Кто является главным героем произведения?
- Когда вы больше всего волновались за Артёма?
- Когда радовались?
- Удалось ли кому-нибудь сделать какое-то открытие?
– Знакомы ли вам переживания Артёма?

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
— Какое главное событие изображает писатель в рассказе?
(Артём впервые пошёл в школу).
— Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)
- Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.
- Сколько лиц участвует в данном диалоге? (мама, Артём, автор)
- Почему мама со всем соглашается?
(она любит сына)
3) Выявление места и причины затруднения.
- Так почему же Артём не хочет идти в школу?
(Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну).
- Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери?
(Он любит её и считает, что мама без него заскучает)
4) Построение проекта выхода из затруднения.
- Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения.
(Любовь мальчика к матери)
5) Реализация построенного плана.
- А как повела себя мама, когда прошло лето?
(Взяла сына за руку и повела в школу)
- Почему Артём не стал противиться?
( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.)
(Чтение эпизода) – с.137
(Далее чтение эпизода по ролям)
— С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?
- Какой наказ дала мама Артёму?
6) Работа в парах.
Составление кластера – описание Артёма.
7. Итог урока
Что особенно тронуло, взволновало вас?
– Какие воспоминания пробудил в вас урок?
- Большое влияние на формирование писателя оказали не только родители, но и его первая учительница Апполинария Николаевна.
- Платонов писал: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Апполинария Николаевна, я её никогда не забуду. Потому что через неё я узнал. Что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве. зверю».
…Книги Андрея Платонова продолжают приходить к нам и продолжают учить нас великому дару любви. Милосердия, доброты. (Н.Полтавцева)
8. Задание на дом.
Перечитать рассказ А Платонова «Ещё мама» (с.137-143), разделить на части.
9. Рефлексия.
Я узнал ….. .
Мне понравилось …. .
Меня заинтересовало ….. .
Меня особенно взволновало ….. .
Мне понравилась работа на уроке ….. .


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЛюдмилаВасильевна
Просмотров: 1436 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог