Сегодня: 07.12.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Урок для начальной школы. Тема: А. П. Платонов. «Еще мама»

20.11.2019, 00:10
Кирьянова Галина Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ "Приреченская СОШ"
Тема: А. П. Платонов. «Еще мама» (1 урок)
Цель: познакомить детей с новым произведением; учить понимать прочитанное, размышлять, делать выводы; работать с текстом; обогащать и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию устной речи.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные:
умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе в парах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ
– Вы учите их – они учат вас!
Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало
3. Проверка домашнего задания
- Над каким рассказом Андрея Платоновича Платонова мы работали с вами два урока?
1) Работа в парах.
Задание 1.На этой карточке «затерялись» действующие лица из рассказа «Цветок на земле». Помогите найти.
А я ф н о, е д д, е в т к о ц, т р о в а
(Афоня, дед, цветок, автор)
2. Характеристика героя. (Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)
Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый внимательный вдумчивый капризный упорный ленивый любознательный настойчивый
3. Прочитайте: - О чём задумался Афоня среди трав и цветов? (стр. 134)
Ответьте на вопрос:
Расскажите: - что сделал мальчик?
Ответьте на вопрос:
- Как мертвое, безжизненное превращается в живое и цветущее?
(трудом и любовью, неизвестный цветок, случайно выросший на камнях и глине, «трудится день и ночь, чтобы жить и не умереть», собирая росу и живительные пылинки черной, плодородной земли. Можно понять эту простую и глубокую мысль писателя. Ведь он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке. Человек не склоняется перед трудностями, и жизнь даёт силы его души.)
- Чему учит этот рассказ? (доброте, любознательности).
- Есть хорошие слова о замечательном человеческом качестве: доброте. Послушайте стихотворение:
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети…
- А что значит быть добрым? ( уметь прийти на помощь, заботиться о других, быть внимательным к людям, уметь сопереживать).
4. Введение в тему. Актуализация знаний.
-Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.
От любви к матери рождается все прекрасное на земле.
-Самое прекрасное слово на земле – мама. У мамы самые добрые и ласковые руки. У мамы самое верное и чуткое сердце. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
Учитель читает стихотворение о маме: Маму любят все на свете,
Мама первый друг.
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.
Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придет на помощь,
Выручит всегда.
Мама много сил, здоровья
Отдает всем нам.
Значит, правда, нет на свете
Лучше наших мам

-Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Но не забывайте, что любить – значит беречь, заботиться…
-О ком пойдет речь сегодня на уроке? Правильно, о маме.
-Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями А.П. Платонова.
-Откройте учебник на с.137 и прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать.
-Сформулируйте тему урока.
-Определите задачи, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с …
• Мы узнаем…
• Мы сможем поразмышлять…
• -Сегодня мы будем анализировать произведение, будем учиться совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать внимание, память, высказывать свое мнение и слушать мнение других, вежливо исправлять ошибки товарищей.
5. Работа по теме урока.
а) Прогнозирование содержания рассказа.
-Ребята, давайте мы снова вернемся к названию произведения.
-Посмотрите, какое интересное название у произведения.
-Как вы думаете, почему оно так называется?
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
-Мы проверим ваши предположения, прочитав произведение.
б) Словарная работа.
- Перед чтением мы познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить.
Марля – тонкая ткань.
Горевать – печалиться, тосковать.
Ступай – иди.
Изгородь – забор.
Спозаранку – очень рано.
Оробел – испугался.
Аполлинария – женское имя древнеримского происхождения.
6.Чтение рассказа. Беседа по содержанию.
-Сейчас мы прочитаем рассказ. Надеюсь, что вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.
(Чтение учителем и детьми.)
1) Чтение рассказа учителем и детьми.
-Понравился рассказ?
- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
- Кто является главным героем произведения?
- Когда вы больше всего волновались за Артёма?
- Когда радовались?
- Удалось ли кому-нибудь сделать какое-то открытие?
– Знакомы ли вам переживания Артёма?

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
— Какое главное событие изображает писатель в рассказе?
(Артём впервые пошёл в школу).
— Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)
- Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.
- Сколько лиц участвует в данном диалоге? (мама, Артём, автор)
- Почему мама со всем соглашается?
(она любит сына)
3) Выявление места и причины затруднения.
- Так почему же Артём не хочет идти в школу?
(Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну).
- Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери?
(Он любит её и считает, что мама без него заскучает)
4) Построение проекта выхода из затруднения.
- Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения.
(Любовь мальчика к матери)
5) Реализация построенного плана.
- А как повела себя мама, когда прошло лето?
(Взяла сына за руку и повела в школу)
- Почему Артём не стал противиться?
( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.)
(Чтение эпизода) – с.137
(Далее чтение эпизода по ролям)
— С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?
- Какой наказ дала мама Артёму?
6) Работа в парах.
Составление кластера – описание Артёма.
7. Итог урока
Что особенно тронуло, взволновало вас?
– Какие воспоминания пробудил в вас урок?
- Большое влияние на формирование писателя оказали не только родители, но и его первая учительница Апполинария Николаевна.
- Платонов писал: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Апполинария Николаевна, я её никогда не забуду. Потому что через неё я узнал. Что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве. зверю».
…Книги Андрея Платонова продолжают приходить к нам и продолжают учить нас великому дару любви. Милосердия, доброты. (Н.Полтавцева)
8. Задание на дом.
Перечитать рассказ А Платонова «Ещё мама» (с.137-143), разделить на части.
9. Рефлексия.
Я узнал ….. .
Мне понравилось …. .
Меня заинтересовало ….. .
Меня особенно взволновало ….. .
Мне понравилась работа на уроке ….. .


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЛюдмилаВасильевна
Просмотров: 69 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог



Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.12.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал