Внеурочное занятие по риторике в 1 классе на тему « Текст - что это такое?» по образовательной программе « Школа 2100», авторы учебника Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина
учителя начальных классов МБОУ « Выльгортская СОШ№1»
Личностные результаты:
- Осознавать роль речи в жизни людей.
Предметные результаты:
- Различать текст от набора разрозненных предложений
- Находить по абзацным отступам смысловые части текста.
- Выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов.
- Метапредметные результаты:
- Самостоятельно работать с текстами в учебнике, использовать толковые словари.
- Учиться договариваться с распределением ролей в паре, использовав правила работы в паре.
- Делать простые выводы и обобщения в процессе совместной работы с классом.
I. Актуализация знаний.
Учитель: . - Ребята! Пока вы отдыхали на перемене, я открыла окно, все слова на моей доске перемешались. Помогите мне составить логическую цепочку.
Слова - слоги - звуки - предложения – текст
Дети: Звуки – слоги – слова – предложения - текст
Учитель: - Какое слово новое в цепочке, не совсем еще знакомое?
Дети: наверное, текст
Учитель: - Какая тема занятия?
Дети: мы будем говорить о тексте.
Учитель: Откроем страницу 2 в нашем учебнике Обратимся к маленькому произведению. Кто его автор?
Дети: . К.Чуковский. Тянитолкай.
II. Определение темы текста.
Учитель: - Наш герой запутался. Он не может определить, где текст. Поможем?
- Предлагаю поработать в паре. Согласны?
- Какие правила работы в паре знаем?
Дети:
1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает
3. Свое несогласие высказывай вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
Учитель: - Даю 2 кусочка.
1. Мы учимся в 1 классе. Пчела – насекомое. Тянитолкай – зверь из сказки « Айболит»
2. 2. Тянитолкай – удивительный зверь. У него две головы: одна спит, другая по сторонам глядит. Ни один охотник не может его поймать.
Учитель:- Какое было задание?
Дети: (определить, какой пример является текстом)
Мы думаем, что второй кусочек является текстом, т.к. все предложения связаны по смыслу. (Доказывают)
Учитель: - Да, они объединены одной темой. Текст – тема
- Где вы слыхали слово ТЕМА?
- Можем ли мы в 1 тексте определить тему? Почему? А во 2-м тексте?
Дети: (можем, все предложения связаны по смыслу)
Учитель: - Можем ли мы озаглавить этот текст? Озаглавим. Запись в тетради. «Тянитолкай»
- А сейчас я предлагаю вам побывать в роли критиков. Мальчик написал стихотворение. Является ли оно текстом.
Стихи умею сочинять!
Читает папа мой газету.
Диктант написан мной на пять
Собака молча ест котлету.
Строители возводят дом.
Брат с папой в шахматы играет.
На удочку попался сом.
На небе солнышко сияет.
Дети: Нет. Это не текст. Предложения не объединены одной темой.
Учитель: - Да, ритм есть, рифма есть. А тема? А темы нет. Что не знает мальчик?
- Итак. Какая тема урока? Что у нас получилось?
Дети У нас получилась схема:
_ Текст
- тема
- все предложения объединены одной темой
Учитель: Разверните ее.
Дети: В тексте всегда есть тема. Все предложения в тексте объединены одной темой.
Учитель: Вы – молодцы.
- А где мы можем взять точную информацию о том, что такое тема?
Дети: (в энциклопедии)
Учитель: - Ребята, а часто ли мы встречаемся с текстами? Где?
- Дети, я предлагаю вам прочитать знакомые вам стихи. А мы определим тему вашего стишка.
( Предлагаются стихи : Д. Хармс» По реке плывёт кораблик», Иван Демьянов « Скакалочка», Самуил Маршак» Впервые на арене», Олег Григорьев « Яма»
Дети определяют тему стишка, т. К. заглавия спрятаны.
Учитель: - Молодцы!
- А знаем ли мы физминутки, где стих имеет тему?
Дети;
Рыбки в озере плескались
В чистой , светленькой воде
То сбегались, разбегались
То зарылися в песке.
Учитель: - Знаете ли вы скороговорки, объединенные темой.
Дети: Кукушка кукушонку купила капюшон.
Учитель: - А теперь предлагаю поработать в группе. Вспомним правила работы в группе.
Дети:
1.В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый.
3. Один говорит, другие слушают.
4. своё несогласие высказывай вежливо.
5. Если не понял – переспроси.
Учитель:- Я сделала подборку произведений (текстов) и закрыла заголовки. Ваша задача – прочитать и определить заголовки.
(дети читают произведения – тексты, определяют заголовки)
Яков Аким « Мой конь», Валентин берестов» Про машину», Агния Барто « Кукла»
- Рефлексия
Учитель: - Какая тема? Кто развернет схему?
- Где понадобятся знания?
- оцените себя.
- Посмотрите на мою вазу. Положите зеленое яблоко, если все было понятно. Желтое – не все ясно!
|