Цели: Развивать познавательный интерес учащихся. Прививать любовь к природе родного края, стремление его оберегать.
Оборудование: Плакат с весенними приметами, карточки с загадками, «волшебные» листы, кроссворд, слайды с изображением весенних цветов, костюмы скомороха и весенних месяцев.
Ход мероприятия
Скоморох:
Идет матушка - весна,
Отворяй – ка ворота
Первым март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
- Какое время года наступило?
- Назовите еще раз весенние месяцы (по порядку).
- Какие весенние приметы вам известны?
На плакатах:
Весна – зажги снега, заиграй овражки!
Вода с гор потекла, весну принесла.
Увидел грача – весну встречай.
Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
До первой грозы лягушки не квакают.
- А теперь обратимся к истокам слова и узнаем, откуда появились названия месяцев, как их называли в народе.
На сцене появляется мальчик ( Март)
В древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад. В его честь месяц так и назвали Богом весны…
Старое славянское название этого месяца сухий (сухой). Название малоснежного месяца с его первым весенним солнцем.
«Февраль силен метелью, а март - капелью», - гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц называют в народе капельником. Другое название марта – протальник, так как в марте появляются первые проталины.
Скоморох:
- А сейчас объявляю конкурс загадок.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (весна)
К маме - речке бегу,
И молчать не могу.
Я ей сын родной,
А родился весной. (ручей)
Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил,
А пришла молода –
Весь мост разлила. (мороз и весна)
Рук нет, а строить умеет. (птица)
На откосе, на лугу, босиком на снегу,
Первые цветочки – желтые глазочки. (мать – и – мачеха)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь,
И зовется птица … (грач)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а раннею весною.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька)
На сцену выходит мальчик (Апрель)
Родина слова апрель – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный». Наши предки в древние времена называли этот месяц «водолей» и «березень», так как у берез начинается сокодвижение.
Ученик читает стихотворение И. Белякова «Подснежник проснулся»
Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума подснежник проснулся
И на проталинке встал
Запахло,
Повеяло прелью,
Чуть слышно
Подснежник твердил:
- Спасибо апрелю
За то, что меня разбудил!
- Мы сейчас поможем пробудиться подснежникам. Возьмем волшебные листы, кисти и краски. Мокните волшебную кисть в светло голубую краску и раскрасьте волшебный лист.
- Что же вы увидели? (подснежники)
- А как они оказались на ваших листах? (Подснежники были нарисованы парафином.) (Если детям не знакома данная техника, то им следует о ней рассказать.)
На сцене появляется мальчик (Май)
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Время звонкое, певучее. Пребывают последние пернатые странники на места гнездований.
Желтой глазурью облитая калужница, синие пролески, Лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черемух и рябин, - все это дало еще одно название маю – травень – цветень.
Учащимся предлагается разгадать кроссворд (вопросы сопровождаются показыванием слайдов на компьютере)
1. Этот цветок получил свое название за то, что поселился на лесных опушках и в небольших светлых лесках, где снег весной тает прежде всего. (Перелеска)
2. Это растение бывает и с белыми и с желтыми цветами. Оно обладает необычным свойством: нахмурится небо, соберется дождь, и цветы тут же закроются, а выглянет солнышко, цветы снова оживут, раскроются. (Ветреница)
3. Этот цветок получил свое необычное название, потому что в его цветках много сладкого сока – нектара. А еще у этого подснежника цветки окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи - совсем синие. (Медуница)
4. Цветки у этого растения совсем небольшие, собраны в нарядную кисточку. К этому цветку нужно относиться бережно так как, чтобы вырасти и зацвести ему потребуется несколько лет. (Хохлатка)
- А теперь посмотрите на ключевое слово.
- Почему все названные цветы мы называем подснежниками?
- Какие из перечисленных растений вы встречали в наших краях?
- Как нужно относиться к этим цветкам? Почему?
Викторина на тему «Весна»
1. Какой день по календарю считается началом весны? (1 марта)
2. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
3. Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые?
4. Какие цветы первыми расцветают в наших краях?
5. Что вниз вершиной растет? (Сосулька)
6. В какой весенний день по календарю солнце бывает на небе ровно полусуток? (22 марта)
7. Назовите первый весенний гриб. (Сморчок)
8. В честь какого бога, древние римляне назвали март? (Марс)
9. За что цветок мать- и- мачеха получил такое название? (Сверху листья гладкие и холодные, а снизу мягкие и теплые)
10. Какое название носит народный праздник «Проводы зимы» на Руси, главное кушанье которого блины? (Масленица)
11. Почему апрель в народе называют «березень»? (У берез начинается сокодвижение.)
12. В каком весеннем месяце бывают первые грозы? (В мае)
13. Какая птица является вестником весны? (Грач)
Итог мероприятия.
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- Какое задание оказалось для вас самым интересным? Почему?
Самые активные участники на протяжении всего мероприятия получали жетончики и в конце мероприятия получают призы.
Список литературы
1. Волина В. В. «Праздник Букваря». Москва АСТпресс, 1997 г.
2. Елкина Н, В., Мариничева О, В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль «Академия развития», 1997 г.
|