МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Онеги»
Архангельской области
Внеклассное занятие по технологии
для учащихся 2 классов
Тема: От истоков в будущее.
Мастер-класс по народной кукле
«День-ночь»
Занятие разработали:
учитель начальных классов Чирцова Татьяна Владимировна,
первая квалификационная категория,
учитель музыки
Сунцова Марина Викторовна,
высшая квалификационная категория
От истоков в будущее. Мастер-класс по народной кукле «День-ночь»
Предметные:
- познакомить с принципами изготовления куклы;
- научить изготовлению одного из видов традиционной народной куклы;
- формировать практические приемы и умения работы с тканью;
- воспитывать детей в духе народной культуры, пробудить у детей историческую память;
- анализировать способ создания куклы «День-ночь», составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу по технологической карте;
-развивать мелкую моторику.
Метапредметные
Познавательные:
- рассказать о значении куклы в жизни русского народа;
-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-осуществлять контроль по результату;
-формировать положительное отношение к учению.
Коммуникативные:
- развивать коммуникативные навыки;
-оказывать необходимую взаимопомощь;
-умение слушать и вступать в диалог.
Личностные:
- развивать эмоционально-эстетическое восприятие и художественно-творческие способности;
-способствовать развитию устойчивой учебно-познавательной мотивации;
-способствовать формированию дифференцированной самооценки;
-волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Оформление класса в стиле народной избы.
Обеспечение занятия:
- короб с различными образцами народных кукол;
-ширма;
-скамья;
-кукла в колыбели;
- образец готовой тряпичной куклы;
- разноцветные нити;
- х/б ткань белого цвета и тёмного;
- вата или синтепон;
- Аудиоаппаратура;
- Диски (кассеты) с записями мелодий русских народных песен.
Ход занятия
(Дети сидят за столами по группам. Звучит народная музыка «Сударушка»)
Учитель:
Ох, денёк уж больно долог,
Насчитала сорок ёлок.
Я на лавке посидела,
Я в окошко поглядела.
Не позвать ли мне ребят,
Вдруг послушать захотят.
(обращается к детям)
Здравствуйте девчонки – веселушки,
Озорные хохотушки.
Здравствуйте ребята- молодцы.
Озорные удальцы!
Веселья вам, да радости.
(обращается к гостям)
-Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли вам видно? Всем ли слышно?
У нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
(обращает внимание на короб на столе)
Что за странный коробок?
И закрыт он на замок.
Если ключик подберем,
В прошлый век мы попадем!
– Ребята, а чтобы короб открылся, нужно потрудиться – отгадать загадки. Слушайте внимательно.
1. Маленькая собачка, свернувшись, лежит,
Не кусает, не лает, а в дом не пускает? (Замок)
2. Хвост на дворе, нос в конуре,
Кто хвост повернет, тот в дом войдет. (Ключ)
– Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки, и короб наш открылся.
Под музыку «Матрёшкины потешки» учитель достаёт из короба различные народные куклы.
Учитель:
-Посмотрите-ка, какие замечательные куклы. Таких кукол в далёком прошлом делала и моя прабабушка. И нас с вами сегодня ждёт путешествие в старину.
–Сейчас, я скажу волшебные слова, а вы внимательно слушайте и повторяйте:
Влево, вправо повернись,
В прошлом веке очутись!
(все дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя, звучат колокольчики, учитель накидывает на плечи полушалок)
Учитель:
– Вот мы и попали с вами в прошлый век, в русскую деревню.
(Под музыку «Сударушка» отодвигается ширма, за которой на скамейке сидят девочка в народном сарафане и сказочница: разыгрывается небольшая сценка)
Сказка про Алёнушку и Иванушку
Сказочница:
-Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не знаю, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый (на «коне» въезжает жених). Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Тут Иван и говорит.
Иван: «Да, красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?»
Алёнушка: «Я всё делать умею, только сшить рубашку не могу».
Иван: «Ладно, а блины испечёшь?»
Алёнушка: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу».
Иван: «Ладно, усмехнулся жених, а мешок сошьёшь?»
Алёнушка: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу».
Иван: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?»
Алёнушка: «Умею, умею, обрадовалась невеста» (звучит плясовая – Алёнушка танцует)
Сказочница: Обрадовалась невеста и пустилась в пляс. А жених в это время сел на коня и умчался в свои края.
Учитель:
-Ребята, почему так поступил жених? Что не умела делать невеста?
Сказочница:
-Девушка на выданье должна была уметь делать всё и шить, и ткать, и прясть и готовить. Перво-наперво маленькую девочку в семье учили рукодельничать. Вот такие куколки (показывает куклу-закрутку) умела делать каждая девочка. Но что интересно эти же куколки изготавливали и мамы, и бабушки, и девушки на выданье. Конечно, девушки и бабушки в куколки не играли. А зачем тогда они были нужны? А нужны они были по всякому случаю: и как обереги, и как помощницы в труде. Вот такая куколка (показ куклы) была в каждом доме. А называется она "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она была хозяйкой дня, и следила, чтобы в будни дни люди работали, трудились, а в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следила за тем, чтобы день прошел не зря, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.
Физкультминутка
Давайте и мы поиграем и порадуем нашу куколку.
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши).
Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком).
Семь сыновей (показать семь пальцев).
Все без бровей, (очертить брови пальцем).
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам).
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками).
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы).
Вот с такой головой, (очертить большую голову).
Вот с такой бородой, (показать руками).
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку).
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами).
И все делали вот так… (показать любое движение).
Звучит плач младенца
Сказочница:
– Ой, прислушайтесь, кажется, кто-то плачет? Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим (за ширмой колыбелька с куклой)
-Как же усыпить и успокоить малыша? (поёт и качает куклу)
Кто это у нас плачет,
Не получит калачик,
Кто это у нас ревет,
Не получит сухарек.
(Сказочница качает «ребёнка» и развлекает куклой)
-Вот такая куколка-оберег называется «Ночь»- мудрая, задумчивая, спокойная. Ночью люди спят. А куколка следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Ночь меняет день, день меняет ночь. И ходят они друг за другом как привязанные. Так и появилась кукла, которую в народе называют «День-ночь».
Учитель:
-Думаю, что такая куколка –оберег и нам пригодиться.
Практическая часть.
Изготавливаем куклу в парах. Один ученик делает куклу «День» из светлой ткани, другой – «Ночь» из тёмной ткани. Соединяем кукол тесёмкой и получаем куклу «День-ночь». Пользуемся технологической картой.
(Учитель и сказочница помогают группам)
Комок ниток положить в середину квадрата из ткани.
Плотно обвязать ниткой.
Руки: Подвернуть углы и срезы внутрь. Плотно обвязать ниткой.
Завязать пояс. Обвязать голову.
Оформление выставки.
Учитель:
Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами нам, друзья,
Пришла пора прощаться!
Сказочница:
Будьте умелы, прилежны, старательны,
И аккуратны, и очень внимательны
Нам ненадолго придется прощаться.
Будем ещё много раз мы встречаться!
Учитель:
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
|