Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Внеклассные мероприятия


Развитие технического мышления у младших школьников при занятии яхтингом во внеурочной деятельности

31.10.2019, 09:37
Балыкчинова Анастасия Сергеевна
студент, ГБПОУ СО НТПК №1
Развитие технического мышления у младших школьников при занятии яхтингом во внеурочной деятельности

Балыкчинова Анастасия Сергеевна
3 курс, преподавание в начальных классах,
Нижнетагильский педагогический колледж №1, г. Нижний Тагил
Аннотация: В данной статье рассматривается возможность развития познавательных способностей и технического мышления у младших школьников при занятии яхтингом во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: техническое мышление, яхтинг, внеурочная деятельность.

Техническое мышление в процессе обучения может проявляться как понимание новых задач и их самостоятельное решение. Понимание выражается в восприятии, обнаружении, а также усвоении связей и систем мыслей, воплощенных в каком-либо объекте или конструкции, созданных другими лицами. В процессе обучения техническое мышление проявляется при усвоении инструкций, рассматривании образцов, ознакомлении с отдельными деталями этих конструкций, при чтении чертежей, схем, проектов, карт технологических процессов и др. Особенности многих технических задач и объектов, само оперирование производственно-техническим материалом придают мышлению своеобразный характер. Решение любой технической задачи базируется на использовании большого запаса специальных знаний, на умении «добывать» недостающую информацию. Особое внимание следует обратить на специфику технических задач, в ходе решения которых и осуществляется мыслительная деятельность. [4]
Яхтинг – вид деятельности, который позволяет исследовать безграничные морские пространства, совершая туристические прогулки, а также соревноваться в скорости и мастерстве с другими яхтсменами [1]. Не все люди в наше время встречались с этим словом. На первый взгляд, кажется, что такого слова вообще нет в русском языке. Что же подразумевает собой этот самый «яхтинг»? В английском языке есть слово «yachting» [2]. Прямое значение этого слова – хождение под парусами, яхтенный или парусный спорт. Но большинство людей, слыша слово «яхтинг» думают об элитном и достаточно экстремальном виде спорта. Говорящее само о себе слово, вызывает ассоциации с морем и подобной яхтенной и парусной культурой, отчасти туризмом и развлечениями, ну и, конечно же, популярным видом спорта.
Глубокое исследование структуры технического мышления было осуществлено Т.В.Кудрявцевым и его коллегами Ю.А.Концевой, И.С.Якиманской и другими авторами на материале экспериментов со школьниками, инженерами, конструкторами. Т.В.Кудрявцев исследовал техническое мышление в 70-80 годы XX века. Это время характеризовалось развитием научно-технического прогресса, усложнением инженерной деятельности. Поэтому исследование особенностей мышления человека в техническом труде стало особенно актуальным.
В своих истоках техническое мышление является тем же обобщенным и опосредованным познанием действительности, как и любой другой вид мыслительной деятельности, и также осуществляется через решение проблемных задач. Но постоянное оперирование производственно-техническим материалом накладывает свой отпечаток на психологическую структуру мыслительной деятельности, на особенности ее процесса и вырабатывает определенную направленность мышления.
Для исследования технического мышления Т.В.Кудрявцевым использовался подход, который заключался в анализе экспериментальных материалов: протоколов решения технических задач, продуктов деятельности, результатов наблюдений. Эти материалы получены от разных групп испытуемых, начиная от школьников начального этапа обучения до взрослых людей, занятых профессиональной деятельностью.
В настоящее время мы выделяем в структуре технического мышления 5 компонентов: понятийный, образный, практический, оперативный, владение языком техники.
В парусном спорте, одна из важных отличительных характеристик этого вида – это особенности мышления рулевого во время гонки. На соревнованиях высокого уровня в группе спортсменов, претендующих на выгодные места в зачетной таблице, качество материальной части, физическая и технико-тактическая подготовленность гонщиков приблизительно одинаковы. Здесь решающая роль принадлежит ряду особенностей мышления, которые обеспечивают решение тактических задач. По ряду признаков парусный спорт можно сравнить с шахматами: «фигуры» на дистанции «ходят» согласно неким правилам (с одной стороны, диктуемым законами физики, с другой – установленным Международной Федерацией Парусного Спорта). Рулевой просчитывает возможные «расклады» на несколько ходов вперед. Только, в отличие от шахмат, существует еще одна переменная – изменения ветра и волны: квадраты на доске еще и перемещаются. И соперник не один.
По сути дела, каждая гонка представляет цепь принятия решений. Важно уточнить, что большая часть решений актуальна только здесь и сейчас, и времени на проверку нет: через несколько секунд требуются уже другие действия. Рулевой во время гонки задействует все «этажи» мышления: от оперирования непосредственными образами до высших абстрактных построений.
Навыки «технического мышления» приобретаются яхтсменами в результате многолетней практики. Посещая клуб яхтсменов, ученик или точнее матрос в течение длительного времени изучает различные ходы под ветрами по готовым картам или следуя указаниям старших выполняет задания. В процессе длительной практики учащийся многократно выполняют различные задания под определёнными ветрами. В результате такого повторения у учащихся накапливается опыт и вырабатываются навыки технического мышления.
Многие опытные яхтсмены на вопрос, что главное в парусном спорте, назвали «умение видеть». Оно появляется с опытом, точнее – с развитием «автопилота», освобождающего сознание для выполнения других функций. Речь идет о пространственном мышлении, проявляющемся в способности как бы видеть с высоты птичьего полета дистанцию со всеми ее составляющими и представлять собственное положение на ней. Из отдельных фрагментов, которые гонщик может наблюдать со своей позиции, он должен составить целостную картину. [3]
Таким образом, у детей младшего школьного возраста формируется не только навыки технического мышления, но и навыки пространственного мышления, ведь во время яхтинга требуются знания: как правильно идти по воде под определённым ветром, как вести себя, если ветер резко поменял направление или идет яхта навстречу тебе.
Развитие технического мышления при занятии яхтингом возможна с помощью комплекса упражнений (Таблица 1)
Таблица 1
Тематическое планирование примерного комплекса упражнений для развития технического мышления у младших школьников при занятии яхтингом во внеурочной деятельности
Название деятельности Направление действий яхтсмена Цель Результаты Материально-технические требования Продолжительность, мин. Алгоритм
технические действия яхтсменов и экипажа применение знаний устав яхтсмена на воде создание условий для развития знаний о применении технических операций на яхте знать технические термины и порядки действий из устава яхтсмена;
понимать технический смысл своих действий в экипаже по управлению яхтой;
осуществлять анализ возможности использования полученных технических знаний для конкретных условий работы на воде. наличие устав яхтсмена для каждого обучающегося или их пары;
организация пространства в виде группировки столов на деление по экипажам. 35 1. Проанализировать устав яхтсмена.
2. Обсудить в группе, какая ответственность лежит на рулевом и всем экипажем.
3. Выявить в уставе технические действия и операции, которые должен выполнять каждый член экипажа.
4. Решить несколько примеров предлагаемых ситуаций с группой на выбор или обобщение технических действий и продемонстрировать остальным группам.
5. Применить правила поведения по уставу для решения предлагаемых заданий.
тренировка порядка технических действий экипажа применение алгоритмов технических действий экипажа при различных командах создание условий для формирования знаний о порядке технических действий при различных командах знать порядок алгоритма технических действий при различных командах;
уметь применять знания на практике и выполнять технические операции в группе;
опыт технических действий в рамках внеурочных допрофессиальных занятий;
развитие опыта технических действий в различных алгоритмах. спасательный круг, жилет, технические приборы, имитатор яхты;
планы технических действий экипажа по определенной команде;
знать поэтапный порядок технических действий. 35 1. Познакомиться с алгоритмами технических действий.
2. Проанализировать совместно в экипаже последовательность технических действий при разных командах.
3. Распределить функциональность технических действий между членами экипажа.
4. Применить в соответствии с условиями алгоритм технических действий.
5. Провести анализ результатов и внести корректировки алгоритмы технических действий.
Разработанный комплекс носит техническую и военно-патриотическую направленность и тесно связанна с другими образовательными практиками технической направленности.
Детский морской Центр является организацией дополнительного образования детей, ориентированным на профессии, связанные с трудовой деятельностью на воде. При условии успешной реализации разработанного комплекса получают необходимый запас знаний, умений и навыков для дальнейшего обучения и работы на предприятиях водного транспорта.
Развитие технического мышления младших школьников при занятии яхтингом во внеурочной деятельности, определяют следующие его этапы:
понятийный этап предполагает развитие технического мышления на основе сформированных новых или применение существующих знаний о конструкции яхт и узлов ее механизма на практике при решении ситуаций с изменяющимися условиями;
практический – проявление рефлексии технических знаний на развитие технических умений;
оперативный – осуществление действий по внутреннему плану в соответствии с техническими требованиями и возможностями плавсредства;
применение технических действий в измененяемых условиях – развитие технического отношения к действительным действиям для решения проблем в изменяемых условиях.
Определены психолого-педагогические условия развития технического мышления у младших школьников при занятии яхтингом во внеурочной деятельности. Основными, из которых являются:
первоначальное выполнение действий должно быть построено с подробным техническим инструктажем и демонстрацией технических действий;
на первом этапе развития должны применяться системные непродолжительных мыслительных упражнений сопряженных с решением прикладных технических задач;
поэтапное увеличение интенсивности темпа технической деятельности;
формирование специализированных технических знаний по яхтингу;
постепенная переориентировка с практических мыслительных действий по алгоритму на самостоятельное планирование своей технической деятельности со специализированными средствами яхтинга;
развитие через преодоления технических сложностей основ технического мышления для управления плавсредством;
тренировка в осуществление обучающими факторного анализа, развитие на основе самостоятельного принятия решений о технических действиях в изменяющихся реалиях.
Список литературы
1. Изучение методики преподавания технического творчества [Электронный ресурс] / Рефераты, курсовые и дипломные работы. – Режим доступа: D0http: http://www.newreferat.com/ref-47090-15.html?2?ИЕ (дата обращения: 30.10.19).
2. Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / А.Н.Малькова // Открытый урок 1 сентября. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D4/ (дата обращения: 30.10.19).
3. Особенности мышления в парусном спорте [Электронный ресурс] / П.А.Шаронова // Психология. – Режим доступа: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/sharonova-osobennosti-myishleniya-parusnom-20280.html (дата обращения 16.03.19)
4. Аверин A.M., Зеер Э.Ф. Развитие мышления учащихся в процессе решения технических задач: методические рекомендации / А.М. Аверин, Э.Ф. Зеер. - М.: РУМК, 2009. – 240 с.


Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: balikchinova
Просмотров: 642 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог