Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Внеклассные мероприятия


Статья "Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования познавательных УУД"

СКАЧАТЬ (32.5 Kb) 19.11.2014, 11:28
Романова Светлана Владимировна
методист, МБОУ ДПО ПК ЦРО г. о. Самара
Российское общество вступило в такой период развития, когда произошло неосознаваемое многими, но болезненное переосмысление приоритетов в общей направленности личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезны членом общества» сменилась девизом «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Одной из важных ключевых компетентностей является - готовность к самообразованию [2].
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время – одна из прогрессивных форм, успешно решающих данную проблему. Она позволяет наиболее полно формировать познавательные универсальные учебные действия [4, 15].
Базовым положением ФГОС служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, в том числе и познавательных, выступающих в качестве основы образовательного процесса [6, 6].
В рамках межшкольной конференции « Первые шаги в науку» у детей, вовлечённых в поисково - исследовательскую деятельность, успешно формируются познавательные универсальные учебные действия.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем [1, 29].
Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.
Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний [8].
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления [8].
Можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
• выделение и постановка проблемы;
• выработка гипотез;
• поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов);
• формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация);
• представление результатов исследовательской деятельности [4, 10-12]
Исследования можно классифицировать по-разному:
• по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
• по месту проведения (урочные и внеурочные);
• по времени (кратковременные и долговременные);
• по теме (предметные или свободные),
• по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу) [8].
Формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование.
Ежегодно в нашей школе проходит школьная научно-исследовательская конференция, в которой принимают участие представители каждого класса начальной школы. Основная цель конференции – стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.
Рассмотрим способы формирования познавательных УУД на примере исследовательской деятельности ученика 2 класса.
Тема исследования: «Свойства поваренной соли и её значение в жизни человека».
Действия постановки и решения проблем
• этап выделения и постановки проблемы (умение видеть и формулировать проблему, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Ученик увидел проблему в том, что соль, являясь обычным продуктом, имеет большое значение в жизни человека с давних времён. Почему? Могут ли люди в век технического прогресса обойтись без неё?
Универсальные логические действия
• выработка гипотез (выдвижение гипотез и их обоснование);
Поваренная соль имеет важное значение в жизнедеятельности человека. Для подтверждения этой гипотезы учеником была проанализирована литература и проведена опытно - экспериментальная работа.
• формулирование выводов (анализ объектов исследования с целью выявления существенных и несущественных признаков, умения и навыки наблюдения, умение и навыки проведения экспериментов, умение делать выводы и умозаключения, синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, установление причинно - следственных связей, доказательство).
Ученик применял теоретические методы (анализ), эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, опыты), которые позволили ему выделить существенные свойства соли, установить причинно- следственные связи, привести доказательство, сделать выводы.
Опытно - экспериментальная работа содержала опыты («Обогащение соли», «Соляная игра», «Соль в воде разной температуры», «Соль повышает плотность воды», «Температура замерзания воды», «Соль может сохранять продукты». В результате эксперимента ученик выявил влияние соли на кожу, металл и растения. (см. Приложение 1-10 )
Общеучебные универсальные действия
• поиск путей решения (самостоятельное выделение и формулирование цели и задач исследования, обоснование гипотезы, поиск информации, определение основной и второстепенной информации, смысловое чтение, умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий);
В результате исследования были поставлена цель: теоретически разработать проблему значения соли в жизни человека и окружающего мира, какую приносит пользу, и какой вред и провести опытно - экспериментальную работу по изучению свойств поваренной соли.
Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов [7].

Планируемые результаты формирования УУД
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление):
• умение выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
• умение анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
• умение фиксировать их результаты;
• умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
• умение проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
• умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
• умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:
• умение сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
• умение сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
• умение выявлять сходство и различия объектов;
• умение выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
• умение классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
• умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
• умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
• умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность высказывать предположения:
• умение обсуждать проблемные вопросы;
• умение составлять план простого эксперимента;
• умение выбирать решение из нескольких предложенных, кратко
обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
• умение выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
• умение преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
• умение моделировать различные отношения между объектами
окружающего мира, строить модели с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
• умение исследовать собственные нестандартные способы решения;
• умение преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Исследовательская деятельность во внеурочное время помогает создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования познавательных УУД.


Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: svetlanavlad
Просмотров: 2276 | Загрузок: 98 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог