Открытое занятие для детей младшего школьного возраста "Традиции и быт русского народа. Печь - всему голова"
(13.0 Kb)
| 09.02.2014, 21:50 |
Парфенова Ирина Владимировна |
воспитатель, МКОУ "Детский дом №5 "Единство" |
Муниципальное казенное образовательное учреждение Детский дом №5 «Единство»
Традиции и быт русского народа Занятие: «Печь всему голова» для детей младшего школьного возраста
Составитель: И.В. Парфенова, воспитатель
Междуреченск 2014
Традиции и быт русского народа Цели: знакомство детей с обычаями и традициями русского народа, закрепление сведений детей об устройстве и назначении печи. Задачи: вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: считалок, пословиц, сказок, дразнилок. Развивать связную речь, смекалку, творческие способности, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям. Оформление: зал оформлен в виде горницы с печью. Рисунки и поделки детей. Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных сказок: «Колобок», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди». Рассматривание русской печи на слайдах и картинках. Объяснение и показ картинок и слайдов, что такое ухват, чугунок, кочерга. Посещение тематических выставок краеведческого музея. Изготовление и лепка кукол, рисование русской печи, избы и кухонной утвари. Воспитатель приглашает детей в зал. Звучит русская народная песня «Светит месяц» в записи. Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы, здравствуйте, люди честные, гости наши дорогие! Милости прошу! Дети, вы заметили, какими словами я вас встретила? (Здравствуйте). Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что оно означает, как вы думаете? Здравствуйте от слова здравие – здоровье значит, т.е. мы желаем человеку здоровья, не болеть. Это пожелание доброе и поэтому произносить его надо ласково,приветливо,смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.А еще, какие слова я вам сказала. «Милости прошу». Что эти слова означают? Как вы их понимаете? Милость от слова милый, т.е. я прошу вас быть милыми. Милый человек - какой он? Добрый,ласковый,заботливый,внимательный.Вот об этом вас и просит хозяйка: будьте добрыми и ласковыми, внимательными и заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает. Вот такие наши русские приветствия. Это не просто слова, а пожелания доброты и здоровья. Поэтому и говорят: «Русский народ доброжелательный». Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил, т.е. построил. Ясно, что одному человеку это большое дело не по плечу, не под силу. Традиция помогать друг другу называлась – помочь. И пословицы народ сложил: «Одному хорошо, а вместе – лучше!» А какие вы пословицы и поговорки о помощи и дружбе знаете? Избу, которую строили дружно, с добротой и жилось в ней хорошо. А комнату в избе называли – горница. (Слайд). Посреди горницы стояла – печь, о нейговорили: «печь – всему – голова». Голова – значит самая главная. Давайте подумаем, почему самая главная? Где пищу приготовить? – В печи! Чем избу обогреть? – Печкой! Она и накормит, и обогреет. А случалось и так, нагуляются дети, на горке накатаются, в снежки наиграются, придут домой замерзшие и промокшие. Где сушить валенки, да одежду? В печи. А что еще можно сушить в печи? (грибы, ягоды, травы.)слайд. А еще, дети, печь и лечит! Если дети пришли замерзшие, да промокшие, что с ними может случиться? Они могут заболеть. Уложат тогда ребенка на печь. Она его лучше всякого горчичника прогреет! И болезнь пройдет. А еще печь не только обогревала, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка и хозяин усаживались у печи, когда детки малые уже спали и занимались каждый своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плел лапти или корзину из прутьев. Вот вам и ответ: почему печь всему голова. Она и накормит, и обогреет, и вылечит, и свет даст. А что нужно было сделать, чтобы в доме было тепло? Дети: печь затопить. А чем печь топили? Дети: дровами и огнем поджигали. Давайте посмотрим, кто из наших молодцев быстрее наносит дрова для печи. Выберем 2-х молодцев русской считалочкой. Раз, два, три, четыре, 5, 6, 7, 8. Ходит бабка с длинным носом, А за нею дед Сколько деду лет? Говори поскорей, Не задерживай людей! Гномик золото искал И колпак свой потерял. Сел, заплакал, - какже быть? Выходи! Тебе водить! Игра «Принеси дрова». Повторение игры. Выбираем 2-х игроков считалочкой. Шел котик по лавочке, Раздавал всем булавочки. Шел по скамеечке – Раздавал всем копеечки. Кому 10, кому 5, Выходи, тебе искать. Катится яблочко С крутой горы Кто поднимет – Тот уйди! Повторение игры «Принеси дрова». Вот дрова наносили, печь растопили. А чтобы пироги печь, да блины, нужно жар углей разгрести. А чем разгребали жар? Дети: кочергой Детипоказывают, как ею пользоваться. А в какой посуде кашу, да щи варили? Дети: в кастрюле. А называлась та посуда – чугунок В нем каша или любая другая еда была по –особенному вкусной, да ароматной, а щи наваристые. Из печигорячий чугунок доставали ухватом Особенно вкусными всегда получались блины. Давайте споем песню о блинах. Песня( исполняют песню старшие девочки, 14 гр.). Дети, а вы знаете, что огонь в печи берегли, не давая ему потухнуть, ночью его сохраняли в виде углей, а утром подкладывали дрова и так в течение всего дня поддерживали огонь. А если случалось переезжать в другую избу, то угли из печи забирали с собой в новую печь. А сейчас мы с вами вспомним сказки, где бы присутствовала печь. Назовите мне эти сказки. «Гуси – лебеди»,«По щучьему велению»,«Царевна-лягушка»,«Колобок»,«Сивка-бурка»,«Заюшкина избушка». Кто из сказочных героев мог спать и ехать на печи? Дети: Емеля. Давайте поиграем в старинную детскую игру: «Емеля». Выбирается по считалочке Емеля. Сива – ива Дуба – клен. Шуга – юга. Вышел вон! Емелю выбрали. Он садится на «печь» и «засыпает» под хоровод, который дети водят вокруг «печи». Хоровод «Колыбельная». Дети в конце хоровода поют дразнилки: Теля - меля, ты Емеля, теля – меля – третий бас. Теля - меля ты Емеля, догони – ка, теля, нас Дети убегают, потом выбирают другого Емелю. Игра проводится дважды. А знает ли, ребята, кто из вас, чем занимались дети длинными, зимними вечерами? Раньше ни компьютеров, ни телевизоров, да и книг-то с карандашами, да красками не было, игрушки совсем не такие, как сейчас у вас, были. А ведь и не скучали детки совсем. С удовольствием слушали рассказы, да сказки своих бабушек и дедушек, пели частушки, сами делали игрушки, играли на ложках, сидя у теплой печи. Сценка – игра на ложках. Илья. Ох, выйду плясать Ножками задрыгаю – Печь, кастрюли и ухват По полу запрыгают. Саша. Как у нашего Егора Пузо стало, как пригорок – Целый день он на печи Уплетает калачи. Коля. Эх, раз, полтора Бежит печка со двора А за нею чашки От грязнули Машки. На Руси девочки уже с 6 лет пряли пряжу, а из ткани делали кукол. Это были не просто куклы, а куклы – обереги. Коля: Они разные, но каждая из них давала дому и семье достаток, здоровье, счастье, радость и самое главное доброту. Она оберегала дом, а люди берегли ее и передавали из поколения в поколение своим детям А еще делали игрушки из глины, как из пластилина, а потом фигурки обжигали в печке, чтобы они были крепкими, разукрашивали их ярко и играли ими. Ребятки, давайте играя подведем итог, почему печь самая важная была в любой русской семье? Игра называется «Дополни предложение». Я начинаю предложение, а вы его продолжите. Русская печь нужна для… приготовления пищи, обогрева освещения с налечения. Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…. Дрова, огонь Чтобы зимней, холодной ночью было тепло ложились спать …. на печку. Как говорили в старину о печи«Печь всему ….голова Молодцы!И по русской традиции – любое доброе и полезное дело, заканчивается (хором дети) - чаепитием. Илья: Мы вас чаем напоим, блинами да пирогами накормим, но сначала танец наш удалой вам покажем! Танец «Яблочко». На этой веселой ноте мы заканчиваем наше занятие. Спасибо всем за внимание.
|
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: irina-1059
|
Просмотров: 5816 | Загрузок: 175
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|