МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38»
ПОДПРОГРАММА ГПД
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ
НАРОДНОГО ИСКУССТВА и ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Разработала: Потапова Ю.В.
Учитель физической культуры.
1 квалификационная категория.
Ангарск, 2013г.
«Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирование которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающий потенциальную возможность приобщения каждого члена общества к пониманию народной культуры».
кандидат педагогических наук (Л.В.Неретина).
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДПРОГРАММЫ.
В наше время телевидения и компьютеризации, на первый план выходят проблемы нравственного и физического воспитания ребенка. Ребенок испытывает нервные и психологические нагрузки, страдает от психосоматических заболеваний, связанных с ними.
В век глобальных информационных технологий в обществе пропал интерес к занятиям физической культурой и спортом, угас интерес к истории своего народа, к истории своей малой и большой Родины, а так как мы живем в моногонациональной стране, то и к истории других этнических групп населяющих нашу страну.
Россия многонациональная страна, в связи с этим необходимо включать в содержание образования национально-региональный компонент.
Как показывает практика внедрения этнокультурного компонента в российских школах: выявила актуальность, своевременность и перспективность данного направления.
В формировании целостной системы этнокультурного образования уже сегодня выделяются определенные направления этой работы:
историко-культурологический подход:
предусматривающий изучение различных составляющих народной художественной культуры в их единстве и историческом развитии;
художественно-эстетический подход:
позволяющий выявить специфику художественно-образной системы различных видов народного искусства;
интегрированный подход:
к созданию образовательных программ;
Для осуществления данных направлений требуется моделирование новых образовательных систем. В связи с этим актуальным становится взгляд на народную культуру, как основу нравственно-эстетического образования и воспитания детей. (Л.В.Неретина).
Чтобы попытаться решить данную проблему, мы предлагаем ввести в курс школьных мероприятий факультатив: «эстетическое воспитание учащихся средствами народного искусства и триз-технологии» через интеграцию народного искусства и физической культуры.
«Физическое воспитание, как педагогический процесс выступает в роли системообразуещего фактора, интегрируя при этом знания из различных областей наук».
(Н.В.Карягина) кандидат педагогических наук, доцент кафедры Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.
Стержнем интеграции являются следующие принципы:
отбор художественного материала по различным видам народного искусства, опираясь на возрастные особенности детей;
интеграция предметов эстетического цикла, в основе которой лежит фольклор;
активное включение учащихся в изучение фольклора в форме (праздников, посиделок, обычаев и обрядов). Способствующих развитию творческих способностей учащихся.
«Формирование творчески активной личности - одна из задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания детей. Эффективным средством развития творческих качеств личности является народное искусство».
(кандидат педагогических наук Л.Н. Неретина).
ЦЕЛЬ:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ИНТЕГРАЦИИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками о художественных образах фольклора, о традициях народных земельно-календарных праздниках и участию в разнообразных народных гуляниях;
формировать у учащихся духовно-нравственное отношение к истории культуры своего народа и родного края Иркутской области;
Воспитательные задачи:
формировать нравственно-эстетические чувства к природе родного края, обществу и себе;
воспитывать уважение к культуре народов разных национальностей;
воспитание чувства коллективизма;
формирование интереса у детей и родителей к народным традициям;
Развивающие задачи:
развивать у учащихся интерес к народной культуре, эмоциональную отзывчивость;
обогащать интеллектуальную, информационную сторону личности учащихся;
развитие творческих задатков и способностей детей;
развитие интереса к спорту, народным играм и состязаниям, привлечение к массовым мероприятиям;
развивать интерес к народным промыслам России.
Одной из задач учебно-воспитательного процесса является образование всей семьи, повышение ее общекультурного уровня, формирование и укрепления семейных традиций. Так как не возможно без помощи родителей достичь поставленной цели, без их активного участия в воспитательном процессе.
Направления работы с родителями:
формирование интереса родителей к народной культуре;
развитие интереса к совместному проведению свободного времени с ребенком.
Совместная работа с родителями связана с развитием у них интереса к воспитательному и образовательному процессу, к познанию народной культуры и совместному творчеству с детьми.
Виды совместных мероприятий:
организация и проведение народных и Земельно-календарных праздников;
организация и проведение посиделок;
участие родителей, детей и воспитателей в общегородских мероприятиях.
Выявляя образовательно-воспитательные задачи занятий по фольклору, нужно помнить, что фольклор и традиционная культура- это средство воспитания и развития ребенка.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде.
Реализация подпрограммы эстетического и физического воспитания предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие школьников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия.
Содержания подпрограммы основывается на личностно-ориентированном подходе и на следующих главных педагогических принципах:
целостности:
в подпрограмме соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность с другой;
гуманизации:
личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
творческого подхода:
развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразование средствами краеведческого компонента;
деятельного подхода:
способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Иркутской области в единстве разнообразных видах деятельности;
любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
интеграции:
этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких знаний, как музыка, рисование, физкультура, лепка и др.;
культуросообразности:
основывается на ценностях народной культуры;
возрастного и индивидуального подхода:
отбор художественного материала по различным видам народного искусства, опираясь на возрастные особенности детей.
Гуманистической основой программы является ее личностный характер, который создает живую мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации подпрограммы:
привитие детям духовной культуры родного края;
историческое единство русского народа;
В процессе реализации подпрограммы внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:
внутренний мир ребенка, физическое и духовное начала в нем;
взаимоотношений между детьми и окружающим их миром.
Реализация подпрограммы предполагает соблюдение следующих условий:
создать условия для успешной реализации подпрограммы в процессе изучения народной культуры, включающей различные ее виды (музыкальный фольклор, прикладное искусство, мифологию, народные игры);
организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем развития и воспитанности;
обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
динамичность работы;
учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
становление высоконравственных, этических норм поведения.
Содержание подпрограммы нравственно-эстетическое воспитание проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей детей.
Предусматривается в динамике, по ступенчатому признаку развитие эстетических знаний, умений и навыков у школьников:
предусматривает тесное взаимодействие с социальными учреждениями района: краеведческим музеем, заповедником Иркутской области, детским домом творчества;
отбор художественного материала по различным видам народного искусства, опираясь на возрастные особенности детей;
интеграция предметов эстетического цикла, в основе которой лежит фольклор;
активное включение учащихся в изучение фольклора в виде (праздников, посиделок, обычаев и обрядов) способствующих развитию творческих способностей учащихся посредствам триз-технологии.
Характерной особенностью является повторное обращение в разных циклах к одним и тем же объектам: таким образом, ребенок получает возможность дополнить и углубить свои знания, умения, навыки в изучении календарно-земледельчиских праздников и истории своего края.
Вся работа проводится в тесном взаимодействии педагогов МБОУ «СОШ№38»: музыкального руководителя, учителя по физическому воспитанию, организатора школьных мероприятий и воспитателей ГПД.
Координирует всю работу Качина Ю.В.- учитель физической культуры
Содержание подпрограммы.
Содержание программы ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь и взаимодействие).
Главные разделы программы включают материал близкий, интересный и доступный детям, обуславливающий естественное развитие ребенка при обязательном интерактивном изложении и освоении.
Содержание подпрограммы эстетического воспитания строится на основе принципа креативности, предполагающего духовное становление личности ребенка и формирование его творческого потенциала.
Для достижения поставленных целей и задач этнокультурного компонента подпрограммой выделяются блоки:
блок познавательной деятельности;
блок продуктивной деятельности.
Первый блок знакомит с календарными обрядами русского народа, с семейно-бытовой культурой, с народной словесностью. Основная форма реализации блока познавательной деятельности: игры, экскурсии в музеи, разыгрывание обрядов, ролевые игры и т.п.
Задача второго блока - учить вслушиваться и воспринимать русское песенное искусство, воспринимать произведения народно-прикладного искусства, обучая учащихся технике росписи, орнамента, лепки, культуре ношения костюмов, народного танца, хоровода. Главной задачей данного блока является развитие творческих способностей посредствам триз-технологии.
Формы реализации блока эстетической продуктивной деятельности - мини - композиция (проводы Масленицы, осенины, Березкина неделя и т.д.), изготовление народного костюма для кукол, конкурс на лучшую роспись и т.п.
Каждый блок подпрограммы завершается праздником, это определенная точка опоры в развитии интересов школьников, демонстрирование ребенком своих достижений. При одобрении родительской и детской аудитории придает детям уверенность в себе, стимулирует потребность роста интереса.
Средства обучения.
Среди средств обучения немаловажную роль играют:
специально подобранный языковой материал;
игрушки, книги, иллюстрации видиоматериал и др.;
звукозапись, видеозапись;
работа в кружках: лепки, рисования, народных играх, в кружке музыкального фольклора, в кружке народного промысла и др.;
разучивание стихов, песен;
инсценировка посиделок, обрядов, праздников;
игры подвижные, дидактические, тематические, творческие.
Построение занятий.
При проведении каждого занятия деятельность педагога направлена на:
создание положительной познавательной мотивации детей;
организацию их внимания;
активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса школьников;
формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.
Каждое занятие состоит из трех этапов:
Первый организационный этап:
нацелен на формирование у детей познавательного интереса, связанного с новой областью знаний. На этом этапе дети учатся выражать свои интересы, свое настроение, понимать желания и потребности других детей.
На втором практическом этапе:
дети применяют на практике ранее полученные знания и умения и приобретают новые.
На третьем заключительном этапе:
целью является осмысление детьми полученных знаний и умений, т.е. осознание ими возможности использования приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.
Одной из целей фольклорного коллектива « Горница» является объединение детей, родителей, педагогического коллектива в единый коллектив единомышленников.
Направление деятельности фольклорного коллектива «Горница» заключаются в следующем:
изучение и возрождение фольклора в солмместной деятельности ( воспитатели, родители, дети);
изучение традиций края в процессе организации экскурсий по краеведческим музеям области;
пропаганда здорового образа жизни;
организация выстовок, творческих работ, мероприятий интегрированного типа совместно с родителями, детьми, педагогами;
проведение посиделок и праздников по народному календарю;
организация выставок, творческих работ, концертов, конкурсов, чаепитие совместно с воспитателями, родителями, детьми;
организация встреч с интересными людьми, мастерами народного творчества.
(данные направления основанываны на опыте работы педагогов Русско-славянской гимназии).
Ожидаемые результаты данной подпрограммы заключаются в следующем:
развить практические исполнительные навыки и умения в процессе изучения народных песен с использованием игровых действий;
развить творческую активность учащихся посредствам триз-технологии;
приобщить учащихся к миру народной культуры через детский фольклор;
научить передавать средствами живописи или рисунка общее настроение сюжета или черты характера изображаемого персонажа;
сформировать навыки общения детей в коллективной творческой деятельности;
уметь использовать физкультурно-познавательный компонент в формировании потребности к самостоятельной двигательной деятельности;
сформировать знания учащихся о народном мировоззрении на природу, общество, семью;
развить умения анализировать, сравнивать, синтезировать свои знания в единое целое.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|