Пояснительная записка
Предметные олимпиады школьников являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам, которая способствует подготовке учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции. Они решают задачи, связанные с выявлением одаренных детей, повышением эффективности обучения, формирования активной личности, творческих способностей учащихся. Олимпиада для школьников – это конкурс на луч-шее знание по предмету. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать неизвестное.
Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.
Все задания раскрывают обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по «Основам безопасности жизнедеятельности».
Основные цели и задачи олимпиады - выявление и развитие творческих способностей и интереса школьников к научно-исследовательской деятельности, создание условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.
Работа с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целост-ной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Программа предназначена для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, которые проводят занятия по курсу ОБЖ с 8-го по 11-й классы. При подготовке к олимпиаде готовим учащихся среднего звена (8-9-е классы), старшего звена (10-11-е классы).
Представленная программа педагогически целесообразна, так как органично вписывается в единый образовательный процесс школы и оказывает помощь в усвоении учащимися знаний и навыков, предусмотренных программой курса ОБЖ, и помогает подготовиться к олимпиаде по ОБЖ
Цель программы: подготовка одаренных учащихся 8-9-х классов на успешное участие в олимпиадах по ОБЖ на всех уровнях
Задачи:
- выявить уровень индивидуальных, личностных качеств учащихся и желание участвовать в олимпиадах.
Формы работы:
Наблюдение за учениками в процессе учебы по основам безопасности жизнедеятельности;
Оценка способностей учащихся и анализ их успеваемости по другим предметам;
Индивидуальная работа с учениками, которые хотят участвовать в олимпиаде;
Выявление личностных качеств ученика у классного руководителя.
- провести отбор среди учащихся через конкурсные испытания.
Формы работы:
собеседование по пройденным темам;
тесты по предмету;
проверка физической подготовки учащегося;
медицинское состояние ученика.
- подготовить детей к олимпиаде по программе с учетом их способностей.
Формы работы:
индивидуальный подход на уроках,
дополнительные занятия по подготовке к олимпиаде,
консультации по возникшим проблемам,
работа по индивидуальным планам,
использование современных средств информации,
летние трехдневные сборы с одаренными детьми.
Реализация программы по работе с одаренными детьми рассчитана на один год.
Этапы реализации:
Первый этап – отбор одаренных детей.
Второй этап – подготовка учащихся к олимпиаде.
Третий этап - выступление на олимпиадах всех уровней.
В программе выбор тем по теоретическому и практическому турам не случайный. Он обусловлен анализом заданий и ситуаций представленных на краевых олимпиадах школьников по основам безопасности жизнедеятельности с 2009-го по 2014-й годы.
Проверяя задания по олимпиадам учащихся средней возрастной группы, члены жюри отмечают, что конкурсанты имеют пробелы в знаниях по темам, связанным с действием населения при авариях, связанных с выбросом химически опасных веществ, много ошибок допущено ими при составлении рекомендаций для эвакуируемого населения при движении по зараженной местности. Трудности испытывают участники олимпиады, выполняющие задания модулей «Безопасность в криминальных ситуациях», «Основы здорового образа жизни», «Автономное существование в условиях природной среды».
Особенность программы заключается в стремлении развить логическое мышление и действия ученика в нестандартных ситуациях, извлекая из модуля определенные задания. В ней предложены вопросы и ситуации, на которые надо особо обратить внимание на олимпиадах всех уровней. Рациональность программы заключается в том, что в папках Приложения даются задания по теории и практике и к ним ответы, что облегчает подготовку учащихся за короткий срок к олимпиаде.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|