Сегодня: 18.12.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Основы безопасности жизнедеятельности » Уроки, конспекты


Конспект интегрированного урока /физика и ОБЖ/ "Человек и электричество" для учащихся 8 класса

СКАЧАТЬ (1.13Mb) 26.03.2014, 20:34
Ходырева Наталья, Иремадзе Светлана
учитель, МБОУ "СОШ №21" г.Пермь

Название урока: Человек и электричество
Описание интегрированного урока / физика и ОБЖ/
Учитель физики: Иремадзе Светлана Георгиевна
Учитель ОБЖ: Ходырева Наталья Михайловна
Место работы: МБОУ «СОШ №21» г.Перми
Тема урока: « Действие электрического тока на организм человека»
Возраст учащихся – 8 класс.
Тип урока : комбинированный с интеграцией двух предметов-физик и и ОБЖ
Цель урока: сформировать представления о действии электрического тока на организм человека и о способах оказания доврачебной помощи.
Задачи:
1.Расширить и закрепить знания учащихся о параметрах электрического тока.
2.Продолжить формирование познавательной активности учащихся, с привлечением знаний, полученных на предшествующих уроках физики и ОБЖ.
3.Использовать метапредметность в объяснении явлений природы.
4.Формировать навыки оказания первой помощи и бережного отношения к собственному здоровью.
Оборудование:
- Таблицы, плакаты по электробезопасности
- Рисунки
- Раздаточный материал, карточки .
- Видеофрагменты, проектор, компьютер.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Начинается урок, дети здороваются с учителем.
Сообщение темы урока учителем, его актуальность, цель и ход проведения занятия.
2. Учитель физики, первичное знакомство с материалом: Мы в мире не одиноки, нас окружают предметы одушевленные и не одушевленные, проводники , изоляторы. Дома, в классе встречаемся с разными явлениями, которые связаны с электричеством. Малыш, исследуя мир, обязательно захочет узнать назначение в квартире зажимов для подключения приборов. Дальновидные родители, чтобы оградить ребенка от несчастного случая покупают заглушки (пластмассовые).
3.Вопрос учащимся? Для чего устанавливаются заглушки на розетки и почему они из пластмассы?
4.Обсуждение ответа учащимися.
Все вещества делятся на проводники и непроводники электрических зарядов. Воздушная оболочка нашей планеты электризуется. Как это происходит?
Живой организм постоянно находится в необъятном океане электрических зарядов-естественных и искусственных, создаваемыми многочисленными машинами, станками на производствах и самим человеком(при ходьбе, при расчесывании). В атмосфере могут возникать мощные скопления разноименных электрических зарядов, называемыми статическими зарядами. В земной атмосфере воздух находится в постоянном непрерывном движении. Благодаря трению восходящих и нисходящих воздушных потоков частички воздуха электризуются, при столкновении с капельками воды в облаках отдают им свой заряд. На облаках скапливаются весьма большие заряды и между ними возникает, сильное электрическое поле. Это поле и вызывает грозное явление природы, называемое молнией.
5.Практическая работа учащихся: Учащиеся выполняют задание учителя. Наряду со статическим электричеством, существует электрический ток это направленное, упорядоченное движение электрических зарядов.
Тело человека является проводником электрического тока. При точечном контакте сопротивление кожи является главным параметром, который ограничивает силу тока.
По закону Ома Y=U / R сопротивление® человеческого тела не имеет постоянного значения. Оно зависит от состояния организма, его кожи, наличие на ее поверхности пота, содержания алкоголя в крови и т.д. Огрубевшая, сухая кожа имеет высокое сопротивление, а тонкая, нежная и влажная , низкое сопротивление.
Рассмотрим задачу. Какая кожа пропускает ток лучше, сухая или влажная?
Учитель физики объясняет : Рассмотрим таблицу действия электрического тока на человека. Таблица №1
Сила тока в мА Характер восприятий
Переменный ток(50Гц) Постоянный ток
0,6-0,15 Начало ощущения, легкое покалывание и дрожание пальцев рук Не ощущается
2-3 Сильное дрожание рук Не ощущается
5-10 Ощущение боли. Судороги рук Зуд, ощущение нагрева
12-15 Руки трудно оторвать от электродов. Сильные боли в пальцах и кистях рук. Состояние терпимо 5-10с Усиление нагрева
20-25 Руки парализуются. Затруднено дыхание. Состояние терпимо не более 5с Большее усиление нагрева. Незначительное сокращение мышц.
50-80 Паралич дыхания. Нарушение сердечной деятельности. Затруднение дыхания. Судороги.
90-100 При длительности 3с и более наступает паралич сердца. Смерть . Паралич дыхания.

Задача для учащихся : При сухой и неповрежденной коже сопротивление тела человека от пальцев одной руки до пальцев другой составляет R1=105 Ом.
Если же руки потные, то R2=1500 Ом =1,5кОм
Критическое значение тока составляет 0,1 А.
Найдите смертельное значение напряжения?
Согласно формуле U1=У0*R1=0,1А*105=104В=10 000В
U2=У0*R2=0,1А*1500=150В
Учитель физики поясняет : Самыми чувствительными точками при ударе электрическим током являются, аккопунктурные точки (на шее, кожи лица, мочек ушей). В этих случаях смертельным может оказаться доза напряжения в 10-15В.
Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека. Здоровое сердце ритмично и без перерывов сокращается. В одном цикле работы сердца различают три фазы.
1.Наполненные кровью предсердия сокращаются и проталкивают кровь в желудочки.
2.Происходит сокращение желудочков с одновременным расслаблением предсердий. Сокращение желудочков нагнетает кровь в аорту и легочную артерию.
3.Пауза(диастола)-расслабление всего сердца или его короткий период отдыха. Один цикл длится около 0,85 с.
Встречались случаи, что при 220В человек оставался невредим, т.к. сердце находилось в паузе, со временем 0,4с
6.Учитель ОБЖ. Рассмотрим понятие-электротравма.
- Электротравма- повреждение, возникающее в результате прохождения электрического тока через ткани, от места входа до места его выхода, существует такое понятие, как электрическая петля. Это тот путь, по которому ток проходит по телу пострадавшего. Самая опасная петля-верхняя, в этом случае ток проходит от одной руки к другой, через грудную клетку, вызывая остановку сердца ( показ презентации)
- Электротравма может произойти на производстве, транспорте, в быту, в природе во время грозы.
- Причины поражения током:
1.Прикосновение не изолированного участка провода, находящегося под напряжением.( в быту- неисправные электророзетки, электрооборудование)
2.Действие электрической дуги. Нахождение человека близко от установки под напряжением свыше 1000В, происходит соскакивание электронов с электроустановки на предметы с хорошей проводимостью(тело человека-хороший проводник тока) через воздух.
3.От удара молнии
4.Освобождение другого человека, находящегося под напряжением.
5.При падении высоковольтного провода на землю.
 Механизм действия электрического тока на ткани живого организма.
В результате контакта кожи с проводником тока, выделяется большое количество тепла, которое вызывает разрушение тканей, изменения происходят в мышцах, костях, суставах, в результате глубоких ожогов омертвлевают стволы нервов (т.к. ток проходя через тело раздражает периферические окончания чувствительных нервов, то приводит к расстройству сознания, возникновению болей, судорог, спазм диафрагмы, то делает невозможным вдох и прекращение сердечной деятельности.
7. Алгоритм действия оказания первой помощи (показ презентации)
1.Заходить в «зону растекания» электрического тока, от места касания провода с землей по периферии, не поднимая ног от земли и и от друг друга мелкими шагами и выходить таким же образом.
2.Не паниковать, следует немедленно прекратить воздействие на пострадавшего электрического тока: выдернуть вилку из розетки, отбросить оголенный провод деревянной палкой, при этом надо помнить что перчатки и одежда должна быть сухой, т.к. вода хороший проводник электротока.
3.Пострадавшего можно оттащить за одежду на безопасное расстояние, тащить его нужно одной рукой, чтобы случайно не коснуться пострадавшего или оголенных проводов руку следует убрать в карман. В случае если провода зажаты в сведенных судорогой руках, то эти провода следует перерубить топором с деревянной или резиновой ручкой( т.к. дерево и резина не проводят электрический ток)
4.После того как, обесточили пострадавшего, начинаем оказывать первую помощь.
Осматриваем пострадавшего и определяем у него дыхание (кладем руку на грудь), сознание ( разговариваем с пострадавшим), работу сердце (пульс на сонной артерии) и вызываем «скорую помощь» по телефону 030 или 118 (МЧС г. Перми)
7. Практическая работа ( рассматриваем три случая оказания доврачебной помощи)
7.1. Оцениваем состояние пострадавшего : пострадавший в сознании, дышит, пульс на сонной артерии прощупывается.
Действия тепло укрыть, дать по возможности сладкий чай и вызвать «скорую помощь»-030
7.2. У пострадавшего отсутствует сознание, но прощупывается пульс на сонной артерии, прослушивается дыхание.
( признак кровообращения- учитель поясняет взаимосвязь органов дыхания и органов кровообращения )
Действия: расстегнуть у пострадавшего одежду и повернуть в стабильное боковое положение.
7.3. Если у пострадавшего отсутствует сознание, дыхание, не прощупывается пульс .
Действия: Следует немедленно приступить к реанимационным мероприятиям.
Самое главное-это оживить человека, а потом заниматься остановкой кровотечения, наложение повязок, жгутов, шин.
Во избежание осложнений пострадавшего необходимо доставить в больницу.
8.Решение ситуационной задачи: Учитель задает ситуацию.
В районе гаражей произошел обрыв электропровода. Водитель обнаружил пострадавшего, лежащего на земле без признаков жизни. Рядом с пострадавшим лежит упавший провод. Пострадавший не реагирует на оклик. Дыхательные движения грудной клетки не видны.
Учащиеся объясняют порядок оказания первой помощи.
1. Вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 030.

2.Обеспечить безопасное оказание помощи: подойти к пострадавшему мелкими шажками, не отрывая подошв от земли. Отбросить провод сухой деревянной палкой. Позвать помощника. Оттащить пострадавшего на безопасное расстояние за сухую часть одежды одной рукой.
3.Определить «признаки жизни» (дыхание, сознание, кровообращение (пульс), при их отсутствии начать сердечно-легочную реанимацию.
4.Проводить сердечно-легочную реанимацию , до приезда скорой медицинской помощи.
9.Итог урока ( учитель разъясняет действие электрического тока на организм человека бывает не только отрицательным, но и положительным) Это нашло применение в медицине при лечении опорно двигательной системы, как болеутоляющее действие, улучшение кровообращения. Электрошоком лечат некоторые психические заболевания. Кратковременные высоковольтные электро разряды, через сердце помогают предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности.
Влияние электрического тока на организм человека изучается пермскими учеными для диагностики заболеваний органов дыхания. В ПГНИУ работает международная группа ученых во главе с профессором М.А.Марценюком (кафедра компьютерных телекоммуникаций) и Владимиром Фроловым из научно-практического центра «кардиология» (г.Минск).
Задача этих ученых – создать компактный мобильный прибор. В основе работы прибора – изменение уровня электрического сопротивления органов дыхания к переменному току. Подобная технология, требующая наложение электродов, применяется для регистрации электрокардиограммы.

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: hodyreva1
Просмотров: 1623 | Загрузок: 125 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Конкурсы для детей


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал