Конспект урока и презентация по литературе в 6 классе "Пейзаж в сказке-были "Кладовая солнца" М.М.Пришвина"
(1.65 Mb)
| 11.01.2013, 22:17 |
Хайбуллина Елена Халимовна |
Учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ №22",г.Стерлитамак,республика Башкортостан |
Хайбуллина Елена Халимовна МБОУ «ООШ №22»г.Стерлитамак Учитель русского языка
Конспект урока и презентация по литературе для 6 класса. Пейзаж в сказке-были «Кладовая Солнца» М. М. Пришвина. Цели:1. Познакомить учащихся со сказкой-былью «Кладовая Солнца» М .М .Пришвина. Проанализировать сказку- быль . Повторить понятие пейзажа. Определить роль пейзажа в раскрытии переживаний героев. 2.Продолжить формирование умений: а) излагать свои мысли ясно и понятно ; б)выбирать в развитии действия главное; в)аргументировать собственное высказывание; г) воспринимать альтернативные точки зрения ; д)находить пейзаж в произведении ,определять его значение. 3.Воспитать любовь к чтению ;природе ;доброе, внимательное отношение к природе . Оборудование :текст рассказа, макет Блудова болота, иллюстрации к сказке, рисунки обучающихся ,слайды, портрет М.М .Пришвина. Ход. 1.Организационный момент. Здравствуйте ,ребята. Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом М.М. Пришвина «Кладовая солнца» ,повторим понятие пейзажа ,определим значение пейзажа в сказке-были. Почему мы именно так ,а не иначе сформулировали тему урока: «Пейзаж в сказке-были «Кладовая солнца» М .М. Пришвина» ?Дело в том ,что Пришвин-один из своеобразнейших писателей .Он ни на кого не похож-ни у нас в России ,ни в мировой литературе .Может быть, что существует мнение ,что у Пришвина нет учителей и предшественников .Это не совсем верно .Этот учитель-русский народ…В повестях ,рассказах и «географических очерках» Пришвина все объединено человеком неспокойным ,думающим ,человеком с открытой душой .Пришвина занимает суть человека ,та мечта ,которая живет в сердце каждого. Доверить мечту можно не каждому ,а единомышленнику ,каким и был Пришвин. Поэтому и эпиграф к уроку следующий: Я ведь ,друзья мои ,пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М.М.Пришвин). 2.Повторение. Викторина- презентация (на знание рассказов,стихов о природе).(Приложение №1) 3. Проверка Домашнего задания. а) Пересказ рассказа. б)Чтение и комментирование плана рассказа. 4.Закрепление. 1.Выяснение читательского восприятия. -Где происходит действие в «Кладовой солнца»? -Чем начало сказки –были напоминает сказку? Для того, чтобы ответить на этот вопрос вспомните ,что такое сказка ,ее особенности?(Сказка- произведение устного народного творчества, повествование ,созданное на вымысле .Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. -Есть ли в произведении эпизоды ,которые можно назвать сказочными? -Какую роль играют сказочные эпизоды в «Кладовой солнца»? -Что в «Кладовой солнца» является былью? -Что мы узнаем о Насте и Митраше в начале повествования?(В начале повествования автор рассказывает о том, что дети осиротели.) -Почему называет Настю –«золотой курочкой» ,а Митрашу –«мужичок в мешочке»?(Описывая характер и внешность детей автор называет их ласково именно так). -Найдите в тексте сравнения и эпитеты ,которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше.( Сравнения: Настя ,как « золотая курочка на высоких ножках ,веснушки крупные ,как золотые монеты».Митраша-«мужичок в мешочке ,лобастый ,плотный, затылок широкий ,упрямый, сильный» .А вместе они- «умненькие и дружные ребята». Эпитеты : «веснушки частые ,носик чистенький ,ручка маленькая» ). Какие черты детей больше всего нравятся автору? Найдите примеры в тексте. -Как жили Настя и Митраша после смерти родителей?(Они выполняли ту работу ,которую обычно выполняют взрослые.) -Куда решили пойти дети? Перескажите их спор .(Они решили пойти на Блудово болото, чтобы собрать много клюквы.)Как вы считаете ,на чьей стороне автор? -Почему Митраша пошел по неизведанной тропе ?Почему он попал в беду? -Как автор относится к маленькому герою в этой истории? Найдите примеры в тексте. -Почему Настя ,оказавшись одна, забыла про Митрашу? -Найдите и прочитайте описание палестинки .Не удивительно, что Настя забыла про все. -Найдите описание Блудова болота. Какой смысл вкладывает автор в слова «Кладовая солнца»? -Для чего в сказке нужен рассказ о ели и сосне? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути на Блудово болото? Почему в сказке много пейзажей? Вспомните понятие пейзажа.(Пейзаж –картина природы в художественном произведении.) -Почему Травка пришла на помощь Митраше? -Как заканчивается рассказ? -Внимательно рассмотрите иллюстрации Е .Рачева к сказке-были ?Какие-эпизоды изображены автором? А какими вы представляете себе героев? Обратите внимание ,какие рисунки нарисовали ваши одноклассники(комментарии ребят). -Рассмотрите макет Блудова болота ,сделанный на уроке труда. Что можно добавить сюда ? 5.Подведение итогов. Рефлексия .Выставление и комментирование оценок. а) -Что такое пейзаж? Для чего в сказке были так много пейзажей? Пейзаж в произведении нужен не только для того, чтобы показать ,на каком фоне происходят действия ,не только для того, чтобы показать красоту природы ,но и для того ,чтобы больше узнать о чувствах героев. б)Работа с оценочным листом. 6.Объяснение домашнего задания. Составить вопросы по сказке-были «Кладовая солнца».
|
Категория: Другие презентации | Добавил: groza079
|
Просмотров: 12512 | Загрузок: 1292
| Рейтинг: 3.0/3 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|