Дифференциация звуков З – С в словах и предложениях Цель: закреплять произношение и дифференциацию звуков С – З в устной и письменной речи. Задачи: - коррекционно – образовательные: - различение звуков З-С на слух, в произношении и на письме; -закрепление артикуляционных укладов звуков З - С; -дифференциация звуков по звонкости — глухости; - дифференциация твёрдых и мягких согласных; -уточнение значения предлога ЗА и закрепление употребления этого предлога в речи; - работа со словами- паронимами. - коррекционно развивающие: развитие процессов памяти, внимания, мышления; развитие мелкой моторики, согласования движений и речи. развитие фонематических процессов. - коррекционно – воспитательные: воспитание желания правильно и красиво говорить; создание ситуации успеха. Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, зеркала, тетради, смайлики для оценки настроения. Содержание занятия: I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня урок логопедии. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Давайте повторим нашу речевку: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать, Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно! Ученики: Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать, Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно! II. Основная часть. Логопед: Чтобы внятно разговаривать, нужно потренировать наш язычок и губы. 1. Нужно выполнить артикуляционную гимнастику. «Широкий язык — узкий язык», «Почистим зубы», « Наказать непослушный язык». Какие упражнения выполняли? ( для языка). Следующие упражнения для губ. Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки. Какие упражнения выполняли? (для губ). Упражнения для развития дыхания. «Свеча», «Сдуем пушинку с руки», « В зимнем лесу». Мы подули высоко, Мы подули низко, Мы подули далеко, Мы подули близко. Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания). Посмотрите на доску. Логопед: Кого вы видите? ( девочек). Верно. Этих девочек зовут Зоя и Соня. Они принесли вам много интересных заданий (слайд №1). Выделение первого звука в словах: Зоя , Соня. 2. Сообщение темы занятия (слайд №2). 3.Работа по картинкам: посмотрите на картинку и послушайте, как льётся вода из крана? Как звенит комарик? ( слайд №3) 4. Уточнение и сравнение артикуляций звуков З и С. а). Произнесите звук З, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух? - Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука З? ( дрожит). ( слайд 4). б). Произнесите звук С, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух? 1. Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука С ? (не дрожит). Вывод: Звук З произносится с голосом, он звонкий. Звук С произносится без голоса, он глухой. 7.Характеристики звуков ( сходства и различия)( слайд № 5). 8. Дифференциация звуков З и С в слогах. Логопед: Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»: Я вам скажу слог - СА, а вы скажите — ЗА. СО- ЗО СЯ - ЗЯ СУ –ЗУ СЮ -ЗЮ СЫ –ЗЫ СИ -ЗИ 9.Соотнесение с буквой ( слайд №6). А как на письме обозначим звук З? ( буквой З, з). «З» — простая завитушка, Везде найдешь ты букву «З»- В заре, в земле, в морозе, В алмазе, в розе, в бирюзе. Это печатная буква. А вот прописная (плакатик с печатной и прописной буквами З). Письмо пальцем на парте З: - прописной заглавной; -прописной строчной. А как на письме обозначим звук С? ( буквой С, с). Букву С нам надо знать, Чтобы слово прочитать, Смех, смекалка, самолёт. Буква С зовёт в полёт. Письмо пальцем на парте С: - прописной заглавной; 2. прописной строчной. 10. Чтение слогов С ( слайд № 7). Дифференциация по мягкости — твёрдости. 11.Дифференциация в словах ( слайд 8). Поиграем в игру: « Измени словечко»: нужно в словах заменить звук С на звук З ( слайд №8). Логопед: Ребята! ( слайд № 9).Соня и Зоя просят вас посмотреть на картинки, назвать их, определить буквы занятия. Какая картинка лишняя? Почему? Такое же задание по слайду № 10. 12. Выделение предлога За из речи и уточнение значения. Ребята! Давайте построимся: Лена, встань перед ребятами. Петя, встань за Леной. Оля, встань за Петей ( и т. д.) А теперь послушайте, какое маленькое слово я повторяю? Логопед называет, кто за кем стоит, голосом выделяя слово ЗА. Давайте разберёмся, когда нужно говорить маленькое слово За. Петя встал позади или впереди Лены? Ученики: «Позади». Логопед: Значит, за Леной. Поэтому маленькое слово «ЗА» говорим тогда, когда предмет находится позади чего — то. 13. Демонстрируется схема предлога «ЗА»( слайд № 11). Посмотрите, здесь шарик находится позади кубика. Посмотрите на картинки и составьте словосочетания с предлогом ЗА ( слайд № 11). 15.Работа по дополнению предложения маленьким словом — предлогом «ЗА» ( слайд №12).Устно. Логопед: Ребята! Зоя и Соня принесли вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и вставить в него предлог «ЗА». Вам помогут картинки. 16. Работа по дополнению предложения словами — паронимами ( слайд №13). С лова- паронимы: роза, роса, суп, зуб. Словарная работа. 17. Пальчиковая гимнастика: выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов (слайд № 14). Здравствуй , солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в родном краю, Всех я вас приветствую!( Т. Сикачева) 18.Дифференциация звуков З и С на письме(слайд № 15). Логопед: Откройте тетради, запишите число, тему урока. Запишите предложения, буквы занятия подчеркните: С— одной чертой, а З — двумя чертами. III. Итог урока. Рефлексия. 1. оценивание работы учащихся на уроке; 2. вывод: какие звуки различали? 3. оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов. Смайлики улыбающиеся и грустные. А какое настроение у вас, что вам понравилось на занятии? - задание на подготовку: прочитать слоги, слова и чистоговорки на звуки З -С. Зоя и Соня прощаются с вами и говорят «Молодцы, до новых встреч!» ( Слайд №16).
|