Первый шаг – знакомство с самим понятием «термина» и его структуры. Интеллектуальная игра «Что такое? Кто такой?» используется на начальных этапах обучения.
Цель игры: понимание структурных частей термина: первая часть - классификационное определение, вторая часть - наиболее характерные признаки.
Дети усвоили структуру термина на элементарных понятиях, теперь можно перейти к конкретной научной области.
Следующий шаг – смысловой разбор термина. Если первый прием позволяет на основе классификационного определения и признаков опознать термин, второй напротив на знать классификационное определение (факт, событие, явление, процесс) и его признаки.
Зачастую термин не записан в виде формулировки. Само явление (процесс, событие или факт) и его признаки могут быть разбросаны в отрывке текста. Следующий прием направлен на формирование умения выделять понятие из текста.
Следующий прием позволяет решить сразу несколько задач:
1. Познакомить с научным термином
2. Представить аутентичный видео материал, который позволяет не только выявить термины, но и знакомит с такими видами исторических источников как картины, плакаты, сатирические карикатуры. Эти источники отражают подлинный дух исторической эпохи, помогают увидеть исторические явления глазами их современников.
3. Формировать умение анализировать изображения, работать с визуальными образами.
4. Развивать метапредметный навык оценки явлений.
Работа с карто-схемамами прием хорошо известный. Он позволяет не только изучить термин, но и сравнить и проанализировать взаимосвязь между несколькими терминами.
Завершающим этапом работы с термином является умение его применять. Существует большое количество типов заданий по усвоению терминов и понятий: составление групп слов по сходству явлений; составление терминологических кроссвордов; выбрать из перечня лишнее, не соответствующее остальным; разместить в определенной последовательности термины, явления и т.д. Я предлагаю вам один из приемов: «Определение связи понятий и явлений).
|