Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Презентации » Презентации по русскому языку и литературе


Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Определение как второстепенный член предложения"

СКАЧАТЬ (1.69 Mb) 16.04.2013, 11:38
Розова Елена Андреевна
учмтель русского языка и литературы, МОУ "Сланцевская СОШ № 3"
МОУ «Сланцевская СОШ № 3»
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Определение как второстепенный член предложения»
УМК М.М. Разумовской
Выполнила учитель русского языка и литературы
Розова Елена Андреевна
Сланцы, 2013 

Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: знакомство с определением как второстепенным членом предложения.
Задачи:
- Образовательные:
• Ввести понятие определения как второстепенного члена предложения;
• Научить видеть определения в речи;
• Закрепить знания.
- Воспитательные:
• Воспитание речевой культуры;
• Воспитание любви к родному языку.
- Развивающие:
• Развитие лингвистического чутья.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Виды работы: работа с презентацией, взаимопроверка, чтение научного текста, анализ языкового явления, выполнение упражнений, синтаксический анализ предложения, решение тестового задания.
Оборудование: презентация «Определение как второстепенный член предложения», раздаточный материал (тесты).

Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, друзья! Сегодня нас ожидает не простой урок, поскольку к нам пришли гости. Так что, пожелаем друг другу удачи и начнём.

II. Проверка домашнего задания.
Какому второстепенному члену предложения были посвящены наши предыдущие уроки? (дополнению). Что такое дополнение? Слайд 2. Заполним «слепую» схему.

На данной схеме представлена таблица по главным членам.
- Какие члены предложения, кроме главных, вы знаете?
- Какой из членов предложения отвечает на вопросы что сделал? что делаю? и т.д.?
- А на какие вопросы отвечает подлежащее?
- С каким второстепенным членом мы знакомились на прошлых уроках? На какие вопросы он отвечает?
Проверим домашнее задание. Что было задано на дом? (учить правила из п. 57, №№ 452, 453).
Слайд 3. Что требовалось сделать в № 452? (составить предложения по схемам). Оксана подготовила свои предложения. Посмотрим, всё ли правильно сделала она.
Слайд 4. Что от нас требовалось в № 452? (заполнить таблицу своими примерами). Поменяйтесь тетрадочками с соседом и проверьте, так ли он сделал это упражнение?
III. Актуализация субъективного опыта учащихся.
На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с новым членом предложения. А для этого нам необходимо вспомнить:
- Какая часть речи обозначает признак предмета? (имя прилагательное).
- На какие вопросы она отвечает?
- Приведите примеры, чтобы предмет определялся по форме, размеру, величине, цвету (круглая Земля, большой мальчик, белые цветы).
Выполним небольшое задание (Слайд 5). Из данных слов образуйте словосочетания. Укажите главное и зависимое слово. Подпишите, чем они выражены.
- Определите род, число, падеж. Сделайте вывод (род, число, падеж прилагательного зависят от существительного).
- Выпишите вопросы, на которые отвечают данные прилагательные (какая? какой? чей?).
- Какой тип связи между словами в данном словосочетании?
IV. Изучение новых знаний и способов деятельности.
Откроем учебник на стр. 164 и прочитаем, с каким же второстепенным членом предложения мы познакомимся сегодня. Внимательно читаем правило в голубой рамочке. Карандашиком делаем пометки:
Слайд 6.
«+» - это я уже знаю.
«» - это новая для меня информация.
«?» - это мне не понятно.

- Слайд 7. Итак, как называется новый второстепенный член, с которым мы будем работать? (определение). Запишем тему урока в тетради.

Слайд 8.
- На какие вопросы он отвечает? (какой?, который? Чей?) Обратите, пожалуйста, внимание на вопросы «который?» и «чей?». Определение отвечает не только на эти вопросы, но и на формы этих вопросов: какую? которому? Чьего?
- Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)
-Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.
- Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет.
- По каким качествам может характеризовать предмет определение? (цвет, форма, чувства человека, его впечатления, состояние).

- Где в жизни нам могут пригодиться эпитеты? (при создании сочинения, анализе литературного текста, в комплиментах).
V. Первичная проверка понимания изученного.
Выполним упражнение № 456. Что нам необходимо сделать в данном задании? (списать, подчеркнуть грамматическую основу, затем второстепенный член, который распространяет подлежащее).
Ребята письменно выполняют упражнение в тетради, затем проверяем.
В первом предложении, когда ученик его зачитывает, обратить внимание на произношение слова «скучная», вспомнить, как произносится буквосочетание чн, в каких словах оно произносится также. (По щелчку открывается облачко с транскрипцией, по щелчку же оно исчезает).
Определение скучная характеризует с точки зрения состояния, обычно относится к человеку, а автор определят так время, значит, мы имеем дело с эпитетами.
Во втором предложении несколько определений. Первое выражено неопределённым местоимением, второе – притяжательным местоимением, третье – прилагательным. Опять-таки бедный значит нищий, вновь имеем дело с эпитетом.
Третье предложение – всё просто.
Четвёртое предложение – удивительная картина – эпитет.
VI. Закрепление изученного.
Закрепим, то, с чем мы сегодня познакомились. Выполним полный синтаксический разбор четвёртого предложения.
VII. Информация о домашнем задании.
Откроем дневники и запишем домашнее задание. Дома вам необходимо будет выполнить задание № 458. В этом упражнении нужно списать текст, употребляя определения в скобках в правильном роде, числе и падеже. Это задание 1, оно выполняется письменно.
Задание 2 выполняется устно, и в этом задании от вас требуется, прочитать текст два раза: затем без определений, а потом вместе с ними. Проследить, как изменяется текст при втором прочтении. Сделать вывод о роли определений в предложении. Определить, какие из них являются эпитетами. Какую роль в тексте они выполняют.
VIII. Контроль и самоконтроль.
Выполним небольшое тестовое задание. Каждому ряду раздаются задания разного цвета в зависимости от уровня сложности.
В первом задании надо переписать предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения.
Ответы на тестовое задание записываются также в тетрадь в столбик. Например:
1) А
2) Б
В первом задании теста для первого ряда нужно выбрать два варианта ответа, чем может быть выражено определения в предложении.
Во втором задании нужно выяснить, какое слово из предложения являются определениями.
В третьем задании необходимо найти то предложение, в котором два (!) определения.
В четвёртом задании правильным ответом будет тот, где в предложении нет ни одного определения.
В пятом задании необходимо найти такое предложение, где есть и определение, и дополнение.
По окончании работы тетрадочки передаются с задних парт.
IX. Подведение итогов занятия.
Подводятся итоги о работе класса на уроке, выставляются и комментируются оценки отдельным ученикам.
X. Рефлексия.
- Чему ты научился на сегодняшнем уроке?
- Что нового ты сегодня узнал?
- Что интересного было для тебя на сегодняшнем уроке?
- Как пригодятся полученные знания в жизни?


Категория: Презентации по русскому языку и литературе | Добавил: Розуля
Просмотров: 7956 | Загрузок: 1036 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Большое спасибо! Самое главное, что это можно провести классе со слабыми и сильными учениками! Понравилось задание с карандашом! biggrin

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог