Моя практика работы в группе детей с ОВЗ, со сложными дефектами, показала, что для эффективной организации детских видов деятельности требуются специальные педагогические методы – это активные методы организации.
Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики и коррекции зависит целесообразность всех усилий.
Актуально стоит задача развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, так как у многих детей есть проблемы с руками -это скованность, зажатость, врожденные дефекты, у некоторых наоборот, мышцы рук расслаблены, что приводит к невозможности выполнения простейших манипуляций.
В своей работе мы используем различные методы активного воздействия - наглядный, словесный, практический, игровой, метод ИКТ - технологий.
Наглядный, словесный, практический и игровой метод задействован в упражнениях и играх по методике М. Монтессори. Дети с удовольствием выполняют задания: «Найди вкладыши к рамкам и вставь их»; «Кто на каком этаже живет?»; «Построим дом большой»; «Нарисуем шкаф и раскрасим его».
Выполняемые задачи: развивают умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости; готовят детей к овладению письмом и рисованием; знакомят с геометрической терминологией.
Нравятся детям игры: «Бумажные шарики» - дети отрывают кусочки от бумажных салфеток и скатывают их в комочки, стараясь задействовать две руки; «Веселые прищепки» - дети прицепляют прищепку за край фигуры, при этом другой рукой держат ее; «Рыболов» - вылавливают ситечком мелкие игрушки из тазика с водой; «Открыто-закрыто» - подбирают подходящую крышку к бутылке и закручивают ее.
Выполняемые задачи: развивают мелкую моторику, готовят руку к письму; развивают зрительно-моторную координацию; развивают аккуратность, усидчивость, координацию движений, распознавание цветов.
Игровой и практический метод применяется в играх с нестандартным оборудованием. Упражнения выполняются с помощью взрослого по приему «рука в руке». С шестигранными карандашами «Веселые песенки», с резинками от шариков «Су-Джок» «Раз, два, три, четыре, пять», с зубными щетками «Массаж», с прищепками «Гусенок».
Выполняемые задачи: стимулирование умственной деятельности, повышение общего тонуса, снижение психо - эмоционального напряжения, приучение к целенаправленным точным движениям.
Словесный, метод ИКТ - технологий применяются в выполнении комплекса утренней гимнастики Е. Железновой. Он включает в себя разминку, общеразвивающие упражнения, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику.
Видео привлекает всех детей музыкальностью, наглядностью. Дети постепенно осваивают маленькие комплексы упражнений, разучивают слова попевок и поют их все вместе.
Выполняемые задачи: универсальные занятия, направленные на укрепление мышечного тонуса; упражнения на развитие артикуляции и речевого дыхания, который привлекает внимание детей, повышает настроение и вызывает положительные эмоции; происходит становление психических процессов, развитие речи детей; позволяет сформировать рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание.
Словесный, игровой методы применяется при выполнении пальчиковой гимнастики. Используются различные виды пальчиковой гимнастики: динамические упражнения, упражнения на релаксацию, упражнения на мышечное расслабление «Снежинки», психологические этюды «Ручеек», пластические этюды «Потягушки».
Выполняемые задачи: способствуют развитию ловкости пальцев; активизируют речевые центры; развивают внимание, память, воображение; создают позитивную атмосферу, вызывают положительные эмоции.
Игровой, практический, словесный методы применяются в играх с массажными мячиками и шариками «Су-Джок»: «Мячик сильно посжимаю…», «Бежит ежик по дорожке…», «Будь здоров!», «Шарик пальчиком катаю».
Выполняемые задачи: детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи; стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук; стимулирует речевые области в коре головного мозга; развивает, память, внимание, совершенствует навыки пространственной ориентации, содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализации тонуса.
Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии задействует все указанные методы: упражнения «Кладовая», «Мухомор», «Цветы», «Облака», «Фруктовый сад», «Дождик», «Выложи забор дедушке Егору», «Рисование вертикальных линий по клеткам», «Зрительный диктант - расположи геометрические фигуры в определенной последовательности», «Рисование линий по точкам слева направо», «Ориентирование на листе - левая сторона, правая сторона».
Выполняемые задачи: повышение эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук; повышение уровня мелкой моторики, формирования навыков ориентировки на листе бумаги и подготовки руки к письму.
Вывод: таким образом, применение активных методов организации детских видов детальности повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, стимулирует самостоятельную деятельность.
|