Из опыта работы "Деятельность социального педагога по развитию коммуникативных способностей подростков"
| 12.07.2013, 22:14 |
Гурьева Евгения Валентиновна |
социальный педагог, МАОУ "СОШ №30" города Перми |
Деятельность социального педагога по развитию коммуникативных способностей подростков. Гурьева Е.В.,
социальный педагог МАОУ «СОШ №30»
В процессе развития личности общению отводится особая роль. Общение выступает главным условием формирования человеческой личности. В настоящее время данной проблеме уделяется большое внимание. Общение в подростком возрасте считается ведущим типом деятельности и взаимосвязано с самовыражением, самоутверждением себя как личности. Для подростка характерно стремление к объединению, и если этот процесс не организован педагогически, он происходит стихийно. Одним из главных условий конструктивного общения являются развитые коммуникативные способности. В настоящее время, время компьютерных технологий многие подростки, к сожалению, на много меньше общаются реально, в основном общение виртуальное. Поэтому в школе просто необходимо создавать такие условия, при которых подростки могут реализовывать свои потребности в общении, необходимо создавать такие программы и проекты, где у детей есть возможность реального общения. При работе по данной проблеме мною при нашей школе был создан лагерь «Актив нового времени». Целью данного лагеря является создание условий для развития коммуникативных, лидерских и творческих качеств подростков, их самореализации и социализации. Лагерь «Актив» функционирует на базе школы с 2009 – 2010 учебного года. Самый первый лагерь был проведен мной и инициативной группой студентов педагогического колледжа и ВУЗа. В нем приняли участие 37 школьников 5 – 11 классов. На сегодняшний день уже проведено 8 лагерей, в которых приняли участие более 300 человек. Сегодня инициаторами и организаторами лагеря являются сами ребята. Во время лагеря подросток получает знания и умения, необходимые для достижения контактности, разрешения конфликтов и проблемных ситуаций. Во время работы проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие, интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Подросток получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации. Традиционными мероприятиями в лагере «Актив нового времени» являются КТД «Визитка», веревочный курс, конкурсы пародий, КВНы, дискуссионные игры, семинары-практикумы и многое другое. Одной из самых больших заслуг нашего лагеря является то, что в нем принимают активное участие и находят себя в атмосфере дружбы, взаимопонимания и комфорта ребята, склонные к девиантному поведению, ребята, состоящие на внутришкольном учете, те кто по разным причинам не может полноценно общаться в кругу сверстников, ребята, которых зачастую не принимают и не понимают педагоги. В нашем лагере есть место для каждого! Несомненно, что огромную роль в том, что есть положительная динамика в развитии коммуникативных качеств у подростков играют педагогические кадры и подход к делу. Детей нужно прежде всего уважать и считаться с их интересами. Целесообразно, что данной проблемой занимается социальный педагог, так как в его основные задачи входит не просто организация оптимальных условий для реализации возможностей и способностей подростков, но и создание условий для их максимальной самореализации в среде сверстников. В заключении хотелось бы отметить, что коммуникативные способности подростков необходимо развивать, так как в стремительно изменяющемся российском обществе постепенно осознается, что эффективность жизни и деятельности во многом зависит от оптимальной реализации в общении индивидуальных и групповых возможностей человека. Таким образом, можно отметить, что не достаточно развитые коммуникативные способности могут явиться одной из причин конфликтности, дезадаптации, девиантности подростка и как следствие несоциализированность ребенка. Источники информации: 1 Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. 2 Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 3 Кривцова С. В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – 3-е издание, - М.: Генезис, 1999. 4 Е.И. Психология общения. - М.: ВЛАДОС, 2003. 5 Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2002. – 208 с. 6 Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. / пер. с англ. – М.: Генезис, 1999 . 7 Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие. /пер. с немец. В 4-х томах. Т. 2-М.: Генезис, 1999.
|
Категория: Разное | Добавил: Goluboglazk59
|
Просмотров: 1491 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|