Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Дидактические основы построения межпредметных заданий экологического содержания

СКАЧАТЬ (34.5 Kb) 26.09.2013, 10:08
Сейфутдинова Лилия Фердинатовна
учитель биологии, МБОУ "Гимназия №75"
Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить основы экологической этики ещё в дошкольном возрасте. В чём же сущность экологического просвещения? Какие экологические понятия доступны для восприятия дошкольников? Каковы особенности бережного отношения к природе как одного из важнейших элементов экологической культуры? Далеко не на все вопросы можно дать исчерпывающий ответ. Известно, что межпредметный подход в обучении направлен на преодоление такого недостатка в образовании, как разрозненность знаний. Экологическое образование как раз создаёт реальные возможности для осуществления межпредметного похода к обучению и воспитанию учащихся.
Экологические знания дошкольников объединяются или группируются вокруг ведущих идей, например: «природа- единое целое», «человек- часть живой природы», «окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества».
Ряд заданий объединяются идеей использования человеком животного мира и его охраны.
Задания выполняются на занятии по развитию речи:
1.Воспитатель читает стихотворение известного дальневосточного поэта Петра Комарова «Сборщик желудей».
Собрав немалое количество
Золотистых желудей,
Парнишка утром шёл в лесничество
С корзиной полною своей.
Не знал он, путь привычный делая,
Чем труд его прекрасен был:
В своей корзине рощу целую
Парнишка утром приносил.
В беседе дети отвечают на такие вопросы воспитателя:
- Зачем мальчик собрал так много желудей? Почему поэт пишет,что он нёс в корзине целую рощу? Какую пользу природе и человеку принесёт его работа? Можно ли назвать этого мальчика другом природы?
2. Ребятам предлагается прослушать начало рассказа одного мальчика и продолжить этот рассказ уже от своего имени.
«Однажды утром я вышел из дома и увидел, что какой- то незнакомый мальчик ломает ветки нашей любимой сирени. Тогда я…. »
3.Дети рассматривают два рисунка: на одном мальчик скачет на воображаемой лошади и «саблей срубает молодое дерево», а на другом рисунке мальчик «бинтует»сломанное дерево и привязывает его к опоре.
Составляется рассказ с помощью опорных вопросов:
-Что делал Вася во дворе? Как он поступил, увидев на своём пути молоденькое дерево?
-Как вы относитесь к его поступку?
-Что сделал проходивший мимо Петя? Чей поступок вам понравился?А как бы поступили вы?
Развитие экологической темы продолжается на занятии по изобразительному искусству.
Дети рисуют картину «Осень», раскрашивают её такими красками ,какие они наблюдали в природе во время экскурсии. В беседе обсуждаются красота природы, особенности осенних изменений в природе.
При выполнении заданий дети работают над проблемой поведения человека в природе. При этом дети выражают не только своё отношение к поступку другого, но и намечают свою линию поведения в окружающей природной среде. Это в значительной степени способствует развитию у детей оценочных суждений, способности их к анализу позитивных и негативных сторон деятельности человека в природе.
Для этого можно ввести в задание работу над простым по содержанию, доступным материалом, например стихотворение Бориса Заходера «Про всё на свете», где поэт до удивления просто раскрывает взаимосвязь и взаимозависимость всего живого на Земле. Подобные стихи можно использовать в заданиях, носящих обобщающий характер.
На обобщающем занятии, где подводится итог ознакомления с сезонными явлениями в природе, детям можно предложить стихотворение С. Увайсова «Кто чем богат?»
У зимы спросил я как то,
Что морозна и бела:
-Чем ты, зимушка, богата?
- Тем, что осень мне дала.
Осень золотом одета,
Отвечала в свой черёд:
_Я богата тем, что лето
Дарит мне из года в год.
Летний зной ,потоки света
И небес голубизна…
-Чем же ты богато лето?
-Тем, что сеяла весна.
Вся в цветах, весна прекрасна,
Дарит всем тепло своё.
-Где весна твоё богатство?
-Клад в земле. Спроси её.
И земля мне отвечала:
-Видишь нивы и поля? Человек – всего начало. Без него бедна земля.
Человек, не зная скуки,
Отдаёт земле свой труд.
- Вот,- сказал он,- видишь руки?
Всё моё богатство тут!
В итоговой беседе обсуждаются вопросы:
-Какое время года вам нравится больше всего? Почему?
-Как связаны между собой времена года?
-Что автор называет самым большим богатством?
-Что человек отдаёт земле, чтобы она стала богаче?
Таким образом, эти примеры убеждают, что смоделированная система межпредметных заданий может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности. Это же направлено на достижение главной цели – формирование ответственного отношения к окружающей природе уже в дошкольном возрасте.


Категория: Разное | Добавил: seifutdinova
Просмотров: 1248 | Загрузок: 88 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Вы правы, эта проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог